Особенности дистанционной торговли маркируемыми товарами, отражение в 1С
При работе с маркируемыми товарами необходимо не только передавать сведения о движении таких товаров в систему маркировки и прослеживаемости продукции (ИС МП "Честный знак"), но и указывать коды маркировки в кассовых чеках, выводить из оборота такие товары в момент их передачи в доставку. В этой статье эксперты 1С рассказывают, как организовать дистанционную торговлю маркируемыми товарами с учетом требований законодательства РФ на примере программ "1C:Управление торговлей 8" (ред. 11.5), "1С:Комплексная автоматизация 8" (ред. 2.5), "1С:ERP Управление предприятием 2" (ред. 2.5).

Общие принципы дистанционной торговли маркируемыми товарами

Дистанционная розничная торговля в общем случае предполагает продажу товара без непосредственного ознакомления покупателя с этим товаром. Наиболее часто покупатель делает свой выбор на основании описания товара на сайте интернет-магазина или в каталоге. Среди преимуществ дистанционной торговли по сравнению с традиционной "оффлайновой" можно выделить расширение рынка и сокращение коммерческих затрат компании. Недостатком такого способа является более высокая вероятность отказа покупателя от товара в момент получения и последующего возврата товара. В общем случае способы организации дистанционной торговли рассматривались в прошлом номере журнала - см. в статье "Организация дистанционной торговли и поддержка в 1С".

В части регистрации заказа от покупателя и сборки заказа принципиальных отличий дистанционной торговли маркируемыми товарами от дистанционной торговли немаркируемыми товарами нет.

Отличия заключаются в требованиях нормативной базы к обороту маркируемых товаров. Маркируемые товары при розничной продаже выводятся из оборота. Основной способ вывода маркируемой продукции из оборота в традиционной офлайн-торговле - указание кода маркировки в чеке, связанном с передачей товара. В случае если покупатель забирает товар непосредственно в магазине самовывозом, то оформление продажи осуществляется аналогично: код маркировки указывается в документе реализации и далее в чеке передается оператору фискальных данных (ОФД) и выводится из оборота.

Особенностью дистанционного способа продаж маркируемой продукции в случае доставки курьером или логистическим оператором является то, что товар должен быть выведен из оборота в системе маркировки (ИС МП) еще при передаче курьеру или службе доставки. Этот момент не связан с пробитием чека покупателю и оформляется отдельно в ИС МП. В момент получения товара покупателем возникает обязанность пробить чек с указанием кода маркировки.

В случае отказа покупателя дистанционная продажа считается несостоявшейся, и чек ККТ в этом случае не оформляется, а товар возвращается в оборот в ИС МП. Также возможен случай, когда покупатель изначально принял товар, но в течение установленного законом периода 14 дней возвращает его продавцу. Некоторые продавцы могут в добровольном порядке увеличить этот период. Возможные варианты движения маркируемого товара представлены на схеме (рис. 1) и далее будут рассмотрены подробно.

image1_дист_Маркировка.jpg

Рис. 1

Вывод товара из оборота при передаче в доставку

Момент передачи товаров в доставку еще не является моментом продажи, и пробития чеков в этот момент не предусмотрено. Но нормативная база предписывает при передаче товара в доставку вывести маркируемые товары из оборота. Для отражения вывода из оборота необходимо оформить документы Вывод из оборота ИС МП с видом операции Продажа по образцам, дистанционная продажа в момент передачи товаров курьеру или логистической компании. Этот документ создается в рабочем месте Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) в списке Вывод из оборота. Если организация работает с несколькими видами маркируемой продукции, то необходимо оформлять отдельный документ на каждый вид. Он указывается в документе Вывод из оборота ИС МП на закладке Основное в реквизите Вид продукции.

В общем случае вывод из оборота в момент передачи в доставку не связан с вводом документа Реализация товаров и услуг. Однако к этому моменту желательно уже иметь созданный и заполненный документ реализации, в котором указан код маркировки.

Это упроситит не только заполнение документа Вывод из оборота ИС МП, но и указание кода маркировки в чеке в момент доставки. Документ Реализация товаров и услуг можно указать как основание в документе Вывод из оборота ИС МП на закладке Основное по ссылке Выбрать (рис. 2).

image2_дист_Маркировка.jpg

Рис. 2

В этом случае документ Вывод из оборота ИС МП автоматически заполняется товарами и их кодами маркировки из документа реализации (рис. 3).

image3_дист_Маркировка.jpg

Рис. 3

Далее необходимо передать данные в ИС МП по соответствующей ссылке в шапке документа Вывод из оборота ИС МП. После успешной обработки документа в ИС МП коды будут выведены из оборота, и их можно передавать курьеру или логистической компании на доставку.

Исполнение требований законодательства по указанию кода маркировки в чеке

При фактической доставке товара необходимо пробить чек и предоставить его покупателю в бумажном виде или отправить покупателю на адрес его электронной почты или СМС-сообщением на номер его телефона. При доставке силами собственных курьеров уже в настоящее время курьер должен выдать чек с указанием кода маркировки в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.02.2019 № 174. Курьер может пробить чек на мобильной ККТ или на ККТ, установленной в магазине с отправкой покупателю по электронной почте СМС-сообщением на номер его телефона. Способы получения и отражения в 1С оплаты и пробития чека рассмотрены в статье "Организация дистанционной торговли и поддержка в 1С".

1С:ИТС
О правовом регулировании применения онлайн-касс см. в разделе "Консультации по законодательству".

В программе 1С к этому моменту уже должен быть создан и проведен документ Реализация товаров и услуг с указанием кодов маркировки товаров.

Если заказ был предварительно оплачен, то в момент фактической передачи товара покупателю чек с видом расчетов Полный расчет и указанием кода маркировки пробивается из этого документа.

Если оплата осуществляется в момент доставки, то чек пробивается из документа Приходный кассовый ордер или Эквайринговая операция с видом операции Оплата от покупателя, при этом в документе оплаты необходимо указать в качестве объекта расчетов документ Реализация товаров и услуг. Именно из этого документа реализации будет взят код маркировки для указания в чеке.

Если коды маркировки сканируются в документы реализации заранее и курьеру передается несколько экземпляров аналогичных товаров, важно следить, чтобы каждому покупателю был выдан именно тот экземпляр товара, код которого указан в документах реализации этому покупателю.

В ИС МП код маркировки будет передан дважды: первый раз документом Вывод из оборота ИС МП с видом операции Продажа по образцам, дистанционная продажа и второй раз - в чеке, который пробивается в момент получения товара покупателем. Такая ситуация корректно отрабатывается ИС МП, и после передачи кода маркировки в чеке товар с этим кодом маркировки считается проданным в розничной торговле.

С 20.04.2021 обязанность указывать код маркировки товара в чеке возникает и в случае доставки товара силами сторонних курьеров, логистических компаний и операторов почтовой связи (пп. "б", п. 3. Постановления Правительства РФ от 21.02.2019 № 174 "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности").

Формирование такого чека полностью происходит на стороне компании - логистического оператора или компании, предоставляющей услуги курьеров. В простом случае производится вскрытие транспортной упаковки и сканирования кода непосредственно с товара. Если вскрытие транспортной упаковки и доступ к коду, нанесенному на товар, невозможен, то продавец и логистический оператор должны определить методику передачи информации о кодах маркировки от продавца оператору, позволяющую указать код в чеке без вскрытия транспортной упаковки.

В течение переходного периода (до 20.04.2021) код маркировки при выдаче товара в чеке может не указываться, а значит, в ИС МП будет отражен только факт вывода из оборота, без отражения факта розничной продажи. Это может быть важно в случае оформления возврата от покупателя и рассмотрено далее в статье.

Возврат в оборот маркируемых товаров при отказе покупателя

В случае отказа покупателя от товара в момент получения продажа не оформляется и чек не пробивается. Курьер в таком случае просто возвращает товар в магазин. При этом маркируемый товар, ранее выведенный из оборота при передаче курьеру, необходимо вернуть в оборот документом Возврат в оборот ИС МП с видом операции Возврат в оборот при дистанционном способе продажи. Документ заполняется вручную с фактическим сканированием кодов маркировки для исключения возможных ошибок учета.

Если организация работает с несколькими видами маркируемой продукции, то по каждому виду оформляется отдельный документ, в котором на закладке Основное указывается конкретный Вид продукции.

На закладке Товары путем сканирования, ручного ввода кода или загрузки кодов из внешнего файла указываются все коды маркировки, которые должны быть возвращены в оборот. Для оформления Возврата в оборот при дистанционном способе продажи заполнение первичного документа не обязательно, тем более что в случае отказа покупателя такового документа может просто не быть. После заполнения перечня кодов маркировки документ нужно передать в ИС МП по ссылке передайте данные в верхней части документа.

После успешного завершения обмена с ИС МП документ переходит в статус Коды маркировки возвращены в оборот. В случае возникновения ошибки в строке статуса отображается ссылка, по которой можно посмотреть причину ошибки.

Отражение возврата товаров от покупателя

Если продажа состоялась, то в момент передачи товаров покупателю должен быть оформлен чек, в котором указывается код маркировки. Такой товар считается проданным розничному покупателю, и возврат в этом случае оформляется по аналогии с возвратом от розничного покупателя при обычных розничных продажах. Это можно сделать двумя способами:

  1. Код маркировки указывается при оформлении документа Возврат товаров от клиента в форме проверки поступившей маркируемой продукции. Далее при пробитии чека на возврат этот код маркировки будет передан в ОФД, который, в свою очередь, должен передать этот код в ИС МП. После этого код маркировки вернется в оборот.
  2. Код маркировки не указывается в документах возврата, а возвращается в оборот отдельно документом Возврат в оборот ИС МП с видом операции Возврат в оборот при розничной реализации.

В случае если код маркировки при доставке почтовыми и логистическими операторами в чеке не указывался, то возврат оформляется так же, как в случае отказа покупателя от покупки, документом Возврат в оборот ИС МП с видом операции Возврат в оборот при дистанционном способе продажи.

Если код маркировки отсутствует и не может быть идентифицирован, то продукция для дальнейшей продажи должна быть снова маркирована с помощью документа Перемаркировка товаров ИС МП.

Заключение

Маркировка в настоящее время активно внедряется как в традиционной, так и в дистанционной торговле. Функциональность программ 1С и методики работы с маркируемой продукцией продолжают активно развиваться. В основных сценариях работа с маркируемой продукцией, в том числе и в дистанционной торговле, не представляет особых сложностей.

Однако в силу объективных причин, которые мы рассматривали в статье о начале маркировки товаров (см. в статье "Маркировка: как начать внедрение"), на начальном этапе могут возникать вопросы. Чтобы избежать этих трудностей, рекомендуем ознакомиться с этим и другими полезными материалами 1С по маркировке.

В 1С:ИТС доступны справочники о маркировке:

1С:ИТС
Подробное описание возможностей программ "1С:Управление торговлей 8" (ред. 11.5), "1С:Комплексная автоматизация 8" (ред. 2.5), "1С:ERP Управление предприятием 2"(ред. 2.5) можно найти в документации к программным продуктам.

На сайте БУХ.1С есть рубрика "Обязательная маркировка товаров".

В 1С:Лектории регулярно проводятся лекции с участием представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператора системы маркировки) и экспертов 1С по вопросам маркировки различных товаров, поддержке в 1С.

В частности, 18.02.2021 состоялась онлайн-лекция "Маркировка, работа с маркетплейсами и дистанционная торговля" с участием представителей ФНС России, ЦРПТ, экспертов 1С. Видеозапись см. на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория. Здесь же можно найти актуальное расписание.

Партнеры 1С по всей стране по единой специальной цене оказывают комплекс услуг по запуску в продажу маркированного товара

Комментарии