Если сотрудник не готов расстаться со своим местом работы по собственному желанию, то можно прибегнуть к расторжению трудового договора по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). При таком способе не важно даже, кто именно является инициатором расторжения. Главное, что обе стороны согласны проститься друг с другом. А чтобы работник был на это согласен, ему обычно предлагается к выплате некоторая сумма (отступные, бонусы, денежная компенсация, выходное пособие и т.п.).
У работодателя здесь возникают сразу два вопроса: какую сумму нужно выплачивать и в каком документе должно содержаться условие о ее выплате?
Как определяется сумма компенсации при увольнении
По поводу размера выплаты сразу отметим, что действующим законодательством вообще не предусмотрена обязательная выплата компенсаций при увольнении по соглашению сторон.
В Трудовом кодексе имеются положения, касающиеся выходного пособия (ст. 178 ТК РФ), но обязанность по его выплате официально установлена лишь для строго определенных случаев: ликвидация компании, сокращение численности или штата.
Но в ст. 178 НК РФ имеется условие о том, что трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий. Таким образом, работодатель может сам установить условие по выплате выходных пособий в других случаях, например, в случаях расторжения трудового договора по соглашению сторон. При этом каких-либо ограничений по размеру выплат трудовое законодательство не содержит, т.е. компания может выплатить единовременно и три, и пять, и даже большее количество месячных окладов.
При выплате значительных сумм компания подставит себя под определенные налоговые риски.
В каком документе должно содержаться условие о выплате «отступных»
Обязательно ли наличие условия о выплате «отступных» в трудовом (коллективном) договоре или достаточно указать его только в соглашении о расторжении трудового договора?
Если руководствоваться буквальной формулировкой ст. 178 ТК РФ, то там речь идет исключительно о трудовом и коллективном договорах. Поэтому есть мнение, что отражение условия о выплате «отступных» только лишь в соглашении о расторжении трудового договора является недостаточным. Но существует и противоположное мнение, которое основывается на том, что раз соглашение о расторжении трудового договора является его неотъемлемой частью, то условие о выплате «отступных» может содержаться только в нем.
Анализ судебной практики относительно споров, возникающих между работодателем и работником, показал, что у судов нет однообразного подхода к данной проблеме.
Так, например, некоторые суды отмечают, что трудовым законодательством не предусмотрено право сторон трудовых отношений определять условие о выплате выходного пособия при заключении соглашения о расторжении трудового договора (апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.06.2016 по делу № 33-9473/2016). В итоге принимают решение в пользу работодателей, которые желают вернуть ранее выплаченные работнику суммы только лишь на основании того, что обязанность по их выплате фигурирует в одном соглашении о расторжении трудового договора. Подобный исход содержит и апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.02.2016 № 33-3415/2016 по делу № 2-6251/2015. Но в этом деле аргументация у арбитров несколько отличается. Суд сделал вывод, что соглашение о расторжении трудового договора является не дополнительным соглашением к трудовому договору, изменяющим условия последнего, а основанием для прекращения трудовых отношений и расторжения трудового договора.
Однако в большинстве случаев суды все же придерживаются противоположной позиции, указывая на то, что соглашение о расторжении трудового договора является его неотъемлемой частью (апелляционное определение Московского городского суда от 14.12.2020 № 2-2613/2020, 33-421000/2020, апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2019 по делу № 33-38943/2019, апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-13309/2019).
Кроме того, в каждом конкретном случае имеют место свои обстоятельства дела. Например, в одном деле спор был проигран бывшей работницей по той причине, что в трудовом договоре было прописано одно основание для выплаты денежной компенсации (увольнение в связи с решением лица, осуществляющего от имени общества права и обязанности работодателя), тогда как в соглашении фигурировало иное основание (увольнение в связи с соглашением сторон) (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.08.2015 № 36-КГ15-5).
Таким образом, можно, конечно, ограничиться упоминанием о выплате «отступных» в одном только соглашении о расторжении трудового договора, считая, что сама организация рисков никаких не несет (в вышеупомянутых судебных решениях негативные последствия возникали у работников). Но, как показывает практика, риски в этом случае могут быть и у самих работодателей.
Можно ли отнести «отступные» на расходы
Последняя редакция п. 9 ст. 255 НК РФ, действующая с 1 января 2015 г., позволяет отнести эти выплаты к расходам на оплату труда. В данном пункте говорится о начислениях увольняемым работникам. В частности, о выходных пособиях, производимых работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренных трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Как видим, черным по белому написано, что к расходам можно относить и те выходные пособия, которые предусмотрены соглашениями о расторжении трудового договора. Казалось бы, вопросов возникать не должно. Тем не менее, известны случаи, когда налоговики предъявляли претензии к учету данных выплат именно на основании того, что условие об их предоставлении прописано в соглашении о расторжении трудового договора, а в самом трудовом или коллективном договоре о них не упоминается.
К счастью, оспорить такую позицию труда не составит, поскольку формулировка п. 9 ст. 255 НК РФ достаточно конкретная и не позволяет читать ее двусмысленно. Более того, сами чиновники не видят препятствий для признания в расходах таких компенсаций (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03-04-06/53226, от 18.03.2020 № 03-03-06/1/20894, от 12.03.2021 № 03-03-06/1/17367).
Судебная практика здесь целиком и полностью на стороне организаций. Правда, все споры касались периода, когда действовала старая редакция п. 9 ст. 255 НК РФ, в которой не упоминалось соглашение о расторжении трудового договора. Тем не менее, если в той ситуации суды принимали сторону налогоплательщиков, то сейчас работодатели находятся в еще более выигрышной позиции.
Но есть другой момент, который даже чаще привлекает внимание проверяющих – чрезмерно большая сумма «отступных». В начале статьи мы уже упомянули о том, что работодатель может установить абсолютно любую сумму выплат. Это, конечно, так. Но, как показывает та же практика, налоговики на местах частенько придираются к сумме «отступных», считая, что она завышена.
Конечно, если компания выплатила при увольнении сумму, равную одному, двум или даже трем окладам, то вряд ли это создаст проблемы. И даже если проблемы возникнут, то в суде компания легко сможет доказать свою правоту (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.06.2017 № Ф01-1060/2017).
А вот если увольняемому было выплачено, допустим, семь окладов, то риски значительно возрастают. И в этом случае совсем нет гарантий, что суд разрешит спор в пользу работодателя.
В ряде решений арбитры встали на сторону налоговиков, поскольку компания не смогла раскрыть доказательства, обосновывающие природу произведенных выплат и их экономическую оправданность (постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.08.2018 № Ф05-11548/2018). Как указывают суды, обязанность по раскрытию таких доказательств возникает только «при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия, на которое в соответствии со ст. 178 ТК РФ вправе рассчитывать увольняемый работник, длительности его трудового стажа и внесенному им трудовому вкладу, а также иным обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника» (определения Верховного суда РФ от 22.11.2017 № 305-КГ17-10287 и от 26.04.2017 № 305-КГ16-19115, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).
Так что старайтесь не устанавливать значительные суммы «отступных», а если установили, то заранее подумайте о том, какие аргументы помогут обосновывать такой размер выплат.
НДФЛ и страховые взносы с «отступных» при увольнении
Нужно ли удерживать НДФЛ с «отступных», выплаченных по соглашению сторон? Все зависит от размера выплат.
Выплаты, производимые работнику при увольнении (независимо от занимаемой им должности), освобождаются от налогообложения, но только в сумме, которая не превышает в целом трехкратный размер его среднего месячного заработка либо шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данный порядок прописан в п. 1 ст. 217 НК РФ и дополнительно приведен в письмах Минфина России от 22.09.2020 № 03-04-06/82897, ФНС России от 25.05.2017 № БС-4-11/9933).
Аналогичное правило применяется и в отношении страховых взносов (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина России от 18.07.2019 № 03-04-06/53226).