27 апреля 2001 года Конституционный суд РФ принял важное для участников внешнеэкономической деятельности и таможенников решение. Своим постановлением № 7-П он установил срок давности для применения таможенниками конфискации товаров и транспортных средств, а также обязал суды и таможенные органы учитывать приводимые доказательства невиновности участника ВЭД в совершенном нарушении таможенных правил. В данном материале редакция сайта анализирует этот документ.

Содержание

div>

Срок давности по таможенным нарушениям

Основной момент в решении - установление срока давности привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Рассматривая установленные статьей 247 ТК РФ сроки наложения взысканий за нарушения таможенных правил, и, в частности, отсутствие предельного срока для наложения взысканий в виде конфискации или взыскания стоимости товаров и транспортных средств, КС РФ выявил внутреннее противоречие части 2 статьи 247 ТК РФ (бессрочное наложение названных взысканий) статье 182 ТК РФ (хранение документов, необходимые для таможенного контроля, не менее трех лет). Противоречие разрешено КС РФ по аналогии с гражданско-правовыми отношениями – впредь до установления ограничительных сроков наложения названных выше взысканий, по смыслу статьи 196 ГК РФ и статьи 182 ТК РФ, будет действовать трехлетний срок, в течение которого допускается наложение взыскания в виде конфискации (взыскания стоимости) товара и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами (предметами) нарушения таможенных правил.

Кроме того, изменится и момент, с которого начинается отсчет срока для наложения взыскания. В гражданско-правовых отношениях срок исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а в таможенных правоотношениях срок для наложения взыскания рассчитывается с момента обнаружения нарушения таможенных правил. По мнению КС РФ, применение к оконченному правонарушению правил об исчислении срока наложения взыскания со дня обнаружения не обеспечивает разумное соотношение между интересами государства и интересами субъектов внешнеэкономической деятельности. В данном случае исчисление срока для наложения взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров, явившихся непосредственными объектами правонарушения, должно производиться с момента совершения правонарушения.

Единственным исключением будут являться сроки для длящихся правонарушений, по которым исчисление срока будет начинаться с даты обнаружения правонарушения.

Сотрудники таможенных органов различного уровня, с которыми мы связались по поводу постановления КС РФ, выразили радость по поводу принятого решения. Теперь, наконец, будут закрыты десятки тысяч дел о нарушениях таможенных правил по недоставке товаров и транспортных средств, заведенных на заре таможенной эпохи России в отношении белорусских, прибалтийских и многих других (как правило, иностранных) перевозчиков. Только в одной из московских таможен таких “висяков”, заведенных до рубежа 1997/1998 годов, по самым скромным подсчетам до сих пор остается более десяти тысяч. В дополнение к этому, таможенники будут закрывать и все остальные дела, заведенные ранее апреля 1998 года.

 

Без вины виноватые

Все административное законодательство, к которому относится и таможенная ответственность, на данный момент построено на своеобразном принципе вменённой вины. Ранее, если правонарушение совершено предприятием, учреждением, организацией или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ответственность наступала за сам факт нарушения таможенных правил, безотносительно к наличию их вины. Теперь же КС РФ, основываясь на ряде норм российского законодательства и нормах международного законодательства, сделал ряд теоретических выводов, на основании которых теперь будет изменен подход к ответственности названных выше лиц за административные правонарушения и, в частности, нарушения таможенных правил.

По мнению КС РФ суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение таможенных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (статья 123 Конституции РФ), не может ограничиваться лишь формальной констатацией факта нарушения таможенных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.

КС РФ выявил противоречие норм ТК РФ и российского уголовного и гражданского законодательства, а также норм международных актов, в части подхода к понятию вины, содержанию состава правонарушения, распределения бремени доказывания вины между государственными органами и наличия у лиц возможности осуществлять доказывание своей невиновности. На основании этого КС РФ обязал таможенные органы и суды применять нормы ТК РФ о вине и ответственности названных выше лиц с учетом толкований, изложенных в своем Постановлении. И как следствие этого - исключить имеющий место в практике таможенных органов и судов отказ от оценки представляемых юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доказательств их невиновности в нарушениях таможенных правил.

Сделанное КС РФ указание таможенным органам и судам изменит как подход к привлечению к ответственности в принципе, так и количество дел, которые будут доведены до наложения взысканий. В первую очередь это обусловлено тем, что большинству участников ВЭД есть что сказать в оправдание собственных действий или бездействия, которые привели к нарушению таможенных правил.

 

Комментарий к постановлению КС РФ от 27.04.2001 № 7-П по таможенным вопросам

Комментарии

Рекомендуем материалы