7 мая 2001 года ГТК России своим письмом № 01-06/17752 "Об авансовых платежах" направил в таможенные органы Методические рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей (далее - Методические рекомендации). Они были разработаны в развитие предыдущих разъяснений и некоторых нормативных актов по этому вопросу и в целях разъяснения порядка применения абзаца первого статьи 119 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Содержание

Как известно, таможенные органы рассматривают в качестве авансовых платежей любые денежные средства, внесенные плательщиком на

Как известно, таможенные органы рассматривают в качестве авансовых платежей любые денежные средства, внесенные плательщиком на счета таможенного органа до подачи таможенной декларации либо заявления об их зачете, в счет предстоящих таможенных платежей. Такие средства не могут быть идентифицированы таможенным органом в качестве конкретных видов налогов, сборов (далее – таможенные платежи) в отношении конкретной партии товаров и, соответственно, рассматриваются в качестве авансовых платежей.

Денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом плательщика, и таможенный орган не вправе самостоятельно расходовать эти средства. Указанные средства не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока плательщик не распорядится ими. Основанием для расходования авансовых платежей является принятая таможенным органом таможенная декларация или заявление плательщика о зачете таких платежей в счет уплаты сумм таможенных платежей, пени, процентов.

Авансовые платежи могут быть внесены плательщиком в пользу третьего лица. Единственным условием уплаты таможенных платежей за другое лицо является указание в платежном документе (графа "Назначение платежа") наименования, ИНН и кода ОКПО лица, в пользу которого производится уплата. При уплате плательщиком таможенных платежей в пользу третьего лица, для расходования авансовых платежей необходимо письменное согласие такого плательщика.

 

Порядок оформления

Порядок совершения необходимых действий таможенным органом при начислении таможенных платежей в грузовой таможенной декларации и контроле за полнотой их уплаты при производстве таможенного оформления товаров установлен Правилами проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров, утвержденными приказом ГТК России от 04.01.1995 № 2 (раздел 2, четвертый этап – контроль правильности уплаты таможенных платежей).

Названными Правилами установлено, что в случае уплаты таможенных платежей авансом платежный документ должен быть зарегистрирован в Отделе таможенных платежей (далее – ОТО) и заверен специально уполномоченным должностным лицом отдела. Отдел таможенных платежей регистрирует авансовые платежные документы только после фактического поступления денежных средств на счета таможенного органа. На оборотной стороне платежных документов указывается номер грузовой таможенной декларации и выводится остаток денежных средств. Названные записи в обязательном порядке должны быть заверены личной номерной печатью инспектора ОТО. При этом для целей таможенного оформления копии заверенных ОТО авансовых платежных документов не принимаются.

В дальнейшем:

– при наличии остатка денежных средств по данному авансовому платежному документу инспектор ОТО возвращает платежный документ декларанту;

– если по данному авансовому платежному документу денежные средства использованы полностью, инспектор ОТО на оборотной стороне платежного документа делает запись "остатка нет" и передает его вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами на следующий, пятый этап таможенного оформления.

 

День уплаты

Днем уплаты таможенных платежей, пени, процентов путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счета таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации или день принятия заявления об их зачете. При этом днем принятия заявления о зачете сумм авансовых платежей является день его регистрации отделом документационного обеспечения таможенного органа.

При зачислении авансовых платежей, внесенных в иностранной валюте, в счет уплаты таможенных платежей, пени, процентов пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу, действующему на день принятия таможенной декларации или на день принятия заявления плательщика об их зачете.

На основании статьи 119 ТК РФ таможенный орган может принять решение о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей по конкретной товарной партии, в отношении которой проведены предварительные операции по таможенному оформлению, но таможенная декларация еще не была подана в таможенный орган. В этом случае днем уплаты таможенных платежей является день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет уплаты сумм таможенных платежей. Указанное решение принимается на основании письменного заявления плательщика, в котором, в том числе, должны быть указаны номер договора (контракта), номера транспортных документов, номера документа контроля доставки (ДКД) или книжки международного дорожного перевозчика (книжка МДП), кратких деклараций, предполагаемый к заявлению таможенный режим, а также сумма таможенных платежей с разбивкой по их видам.

 

Возврат и зачет авансовых или излишне уплаченных сумм

По письменному заявлению плательщика или лица, в пользу которого уплачивались авансовые платежи, таможенный орган информирует этих лиц о расходовании авансовых платежей и о неизрасходованных суммах этих платежей.

При обнаружении факта излишней уплаты таможенных платежей таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных таможенных платежей.

При этом ГТК России установлено, что неизрасходованные суммы авансовых платежей после уплаты таможенных платежей, пени, процентов также рассматриваются в качестве авансовых. Эти средства, равно как и излишне уплаченные таможенные платежи по конкретным платежам в отношении конкретной партии товаров подлежат зачету в счет будущих платежей.

 

Зачет сумм излишне уплаченных таможенных платежей производится на основании письменного заявления плательщика по решению таможенного органа. Решение о зачете выносится в течение пяти дней после получения таможенным органом заявления от плательщика. По заявлению плательщика и по решению таможенного органа сумма излишне уплаченных таможенных платежей может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате любых видов таможенных платежей, а также на уплату процентов, пеней, штрафов.

Предельный срок, в течение которого возможен зачет платежей, не установлен. Однако возврат сумм авансовых платежей производится по письменному заявлению плательщика о возврате таких платежей, поданному в таможенный орган не позднее трех лет со дня внесения денежных средств на счет таможенного органа.

При этом, если авансовые платежи уплачивались плательщиком в пользу третьего лица, возврат осуществляется только по заявлению такого плательщика.

При установлении порядка зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей ГТК России руководствовался в первую очередь положениями Налогового и Гражданского кодексов Российской Федерации.*

-----------------

* См. Методические рекомендации по применению Части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, направленные в таможенные органы письмом ГТК России от 31 мая 2000 года N 01-06/14407.

-----------------

В соответствии с пунктами 1 и 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных таможенных платежей подлежит зачету в счет предстоящих платежей, погашения недоимки либо возврату в порядке, предусмотренном этой же статьей кодекса.

 

Излишне уплаченной суммой таможенных платежей является сумма денежных средств, фактически уплаченных в качестве таможенных платежей, размер которой превышает сумму таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом фактическая уплата может быть осуществлена в форме уплаты наличными деньгами в кассу таможенного органа, безналичной уплаты (платежное поручение в банк или уплата через кассу банка) либо в форме распоряжения плательщика о зачислении конкретной суммы денежных средств в качестве таможенных платежей из авансовых или депозитных средств (см. также письмо ГТК России от 20 марта 2000 года N 06-11/6791).

Не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных платежей денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей (то есть не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии), а также внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

До тех пор, пока плательщик или таможенный орган в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, не распорядится вышеуказанными авансовыми и депозитными средствами для уплаты сумм таможенных платежей, пеней, процентов, такие средства не являются налогами и сборами. С учетом этого и поскольку иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, на возврат (зачет) авансовых и депозитных средств не распространяется порядок возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов и сборов, установленный статьей 78 Налогового кодекса.

 

Решение о возврате авансовых платежей принимает таможенный орган не позднее месяца со дня получения заявления, указанного в пункте 7, и копий документов плательщика, на основании которых производились операции по расходованию авансовых платежей, а также платежного документа, подтверждающего уплату на счет таможенного органа сумм авансовых платежей, с отметкой банка об исполнении.

Возврат авансовых платежей может быть произведен только в случае фактического поступления денежных средств на счета таможенного органа и проведении сверки расходования таких средств с плательщиком.

При невозможности принятия решения о возврате авансовых платежей таможенный орган направляет плательщику мотивированное письменное уведомление в течение указанного срока.

Одним из оснований отказа в возврате средств может являться наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пени, процентов. В этом случае возврат авансовых платежей не производится до погашения задолженности плательщиком.

Возврат авансовых платежей производится в валюте платежа.

По согласованию с плательщиком возврат авансовых платежей может осуществляться в валюте зачисления на счет либо в валюте Российской Федерации. При этом конвертация этих денежных средств осуществляется за счет возвращаемых сумм.

Возврат сумм авансовых платежей осуществляется со счета таможенного органа, на который эти денежные средства поступили, и на те счета, с которых плательщик производил их уплату (если в заявлении не оговорено иное).

При возврате авансовых платежей проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссия банков – посредников выплачивается за счет переводимых средств.

При обращении за возвратом авансовых или уже уплаченных таможенных платежей следует иметь ввиду, что обо всех случаях произведенного плательщику возврата авансовых платежей таможенные органы в десятидневный срок информируют налоговые органы по месту учета плательщика.

 

Авансовые платежи в счет уплаты предстоящих таможенных налогов и сборов

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии