8 августа был подписан Федеральный закон № 126-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Этим законом были установлены единые требования к порядку регистрации по всей стране. В этой статье Ольга Николаевна Толмачева, юрист юридической фирмы ЗАО "БФ-юрист" рассматривает основные положения этого закона.

Содержание

Не будет преувеличением сказать, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» ждали несколько лет, начиная с 1 января 1995 года - момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ.

Как известно, статья 51 ГК РФ установила, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с законом о государственной регистрации. Однако до настоящего времени такого закона не было. Регистрационные палаты, а также иные органы, выполнявшие функции по регистрации юридических лиц, устанавливали каждый свой порядок регистрации и свои требования. Кроме этого, очень часто регистрация юридического лица затягивалась на недели, иногда даже на месяцы.

Теперь с принятием закона «О государственной регистрации юридических лиц», установившего единые требования в области регистрации юридических лиц, этот процесс обещает стать более упорядоченным. В этой связи хотелось бы сразу подчеркнуть, что  в соответствии со статьей 1 данного закона в законодательство о государственной регистрации включаются только нормативные акты Российской Федерации. Другими словами, издание нормативных актов на уровне субъектов РФ по этому вопросу исключается. Таким образом, данная норма призвана ограничить правотворческую деятельность регионов, что, в свою очередь, должно сыграть определяющую роль в создании единого правового пространства по вопросам регистрации юридических лиц.

В статье 2 закона «О государственной регистрации юридических лиц» устанавливается, что функции по государственной регистрации юридических лиц будет выполнять федеральный орган исполнительной власти. Однако какому органу будут отданы функции по регистрации, пока неизвестно. Законодатель указал только на то, что данный орган будет определен по решению Правительства РФ.

Обратим внимание, что в соответствии с указанной выше статьей закона «О государственной регистрации юридических лиц» полномочия по государственной регистрации юридических лиц осуществляются исключительно на федеральном уровне, органы субъектов РФ такими правами не обладают.

О законе "О государственной регистрации юридических лиц"

Не будет преувеличением сказать, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» ждали несколько лет, начиная с 1 января 1995 года - момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ.

Как известно, статья 51 ГК РФ установила, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с законом о государственной регистрации. Однако до настоящего времени такого закона не было. Регистрационные палаты, а также иные органы, выполнявшие функции по регистрации юридических лиц, устанавливали каждый свой порядок регистрации и свои требования. Кроме этого, очень часто регистрация юридического лица затягивалась на недели, иногда даже на месяцы.

Теперь с принятием закона «О государственной регистрации юридических лиц», установившего единые требования в области регистрации юридических лиц, этот процесс обещает стать более упорядоченным. В этой связи хотелось бы сразу подчеркнуть, что  в соответствии со статьей 1 данного закона в законодательство о государственной регистрации включаются только нормативные акты Российской Федерации. Другими словами, издание нормативных актов на уровне субъектов РФ по этому вопросу исключается. Таким образом, данная норма призвана ограничить правотворческую деятельность регионов, что, в свою очередь, должно сыграть определяющую роль в создании единого правового пространства по вопросам регистрации юридических лиц.

В статье 2 закона «О государственной регистрации юридических лиц» устанавливается, что функции по государственной регистрации юридических лиц будет выполнять федеральный орган исполнительной власти. Однако какому органу будут отданы функции по регистрации, пока неизвестно. Законодатель указал только на то, что данный орган будет определен по решению Правительства РФ.

Обратим внимание, что в соответствии с указанной выше статьей закона «О государственной регистрации юридических лиц» полномочия по государственной регистрации юридических лиц осуществляются исключительно на федеральном уровне, органы субъектов РФ такими правами не обладают.

Порядок и сроки регистрации юридических лиц

Прежде всего, следует отметить, что под понятием регистрации закон «О государственной регистрации юридических лиц» понимает не только регистрацию, осуществляемую регистрирующим органом при создании юридического лица. Понятие регистрации помимо этого охватывает также регистрацию изменений в учредительные документы, регистрацию в связи с изменением правового статуса юридического лица при его реорганизации, а также регистрацию факта ликвидации юридического лица.

В любом из указанных случаев на основании требований статьи 8 указанного закона регистрирующий орган должен осуществить соответствующую регистрацию в течение пяти дней с момента получения всех необходимых документов.

Отметим, что для каждого случая, закон «О государственной регистрации юридических лиц» оговаривает определенный строго ограниченный перечень документов. При этом в статье 9 закона закреплено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе требовать документы, не предусмотренные этим законом. Также в этой же статье установлен запрет требовать нотариального удостоверения документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

Документы для регистрации могут быть поданы как лично, так и посредством почтового отправления с объявленной ценностью письма и описью вложения. Закон «О государственной регистрации юридических лиц» предусматривает, что Правительством РФ могут быть установлены иные формы передачи документов в регистрирующий орган.

При получении документов орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан выдать заявителю расписку. Если документы отправлялись почтой – расписка высылается регистрирующим органом в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении не позже дня, следующего за днем получения документов от заявителя.

Регистрация факта создания юридического лица

При создании юридического лица в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц» в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы: заявление, форма которого утверждается Правительством РФ; решение о создании юридического лица; учредительные документы и документ об уплате государственной пошлины. Если одним из учредителей юридического лица является иностранное юридическое лицо, то необходимо представить выписку из торгового реестра, подтверждающую юридических статус компании-учредителя.

В этой связи отметим, что закон «О государственной регистрации юридических лиц» говорит об иностранцах-учредителях только как о юридических лицах. Таким образом, возникает вопрос - как быть с теми лицами, которые по праву иностранного государства юридическими лицам не являются. Например, не является юридическим лицом распространенная в США и Великобритании форма полного товарищества («партнершип»).

Конечно, можно говорить о том, что для регистрирующего органа будет достаточно выписки из торгового реестра, подтверждающей статус иностранца-учредителя как субъекта права, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Однако закон «О государственной регистрации юридических лиц» четко устанавливает, что в случае, когда учредителем юридического лица является иностранная компания, регистрирующему органу необходимо представить выписку из реестра, подтверждающую статус иностранного юридического лица. Таким образом, если регистрирующий орган будет понимать данную норму буквально, то фактически получится, что учредителями российского юридического лица иностранные компании, не являющиеся юридическими лицами по праву страны их учреждения, быть не смогут.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с требованиями закона теперь при подаче в регистрирующий орган документов в связи с созданием юридического лица, не требуется представления документа, подтверждающего оплату половины уставного капитала организации. Однако в законе сделана оговорка, в соответствии с которой заявитель в заявлении о государственной регистрации юридического лица должен оговорить, что требования законодательства Российской Федерации в отношении оплаты уставного капитала соблюдены. И сразу же возникает вопрос, какие санкции может применить регистрирующий орган в случае, если заявитель подтвердил в заявлении, что уставной капитал организации оплачен, а на самом деле оплата произведена не была. В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц» за предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений заявитель, а также юридическое лицо будут нести ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Однако действующее законодательство никакой ответственности за указанные деяния не предусматривает.

Регистрация факта реорганизации юридического лица

При реорганизации юридических лиц в регистрирующий орган подается заявление, учредительные документы вновь возникающего юридического лица, решение о реорганизации, передаточный акт или разделительный баланс и документ об уплате государственной пошлины. В некоторых случаях необходимо также представить договор о слиянии или присоединении. Например, в Федеральном законе «Об акционерных обществах», а также в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержится требование о заключении договора о слиянии и присоединении при слиянии и присоединении акционерных обществ (обществ с ограниченной ответственностью) соответственно.

Отметим, что теперь нет необходимости представлять в орган, осуществляющий государственную регистрацию, учредительные документы реорганизуемых юридических лиц, а также подлинники их свидетельств о государственной регистрации. Очевидно, это связано с тем, что теперь в соответствии с требованиями закона «О государственной регистрации юридических лиц» на каждое юридическое лицо при его создании будет заводиться регистрационное дело, в которое будут включаться тексты учредительных документов юридического лица.

Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган необходимо представить заявление, решение о внесении изменений, сами изменения и документ об уплате государственной пошлины. По сравнению с прежними требованиями органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, теперь также, как и в случае реорганизации, нет необходимости представлять старые учредительные документы, то есть учредительные документы без изменений.

В соответствии со статьей 19 закона «О государственной регистрации юридических лиц» регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, может осуществляться в уведомительном порядке. Для этого юридическое лицо должно направить в регистрирующий орган уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений и сами изменения. Однако подчеркнем, что выбор порядка (уведомительного или обыкновенного) осуществляется не по выбору юридического лица, а исходя из требований федеральных законов. Так, уведомительный порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, касающихся почтового адреса организации и сведений о ее филиалах и представительствах, предусмотрен в Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В случае использования юридическим лицом уведомительного порядка регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, такие изменения будут иметь силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

При уведомительном порядке регистрации изменений государственная пошлина не уплачивается.

Следует также отметить, что законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлен перечень сведений, изменение которых не влечет изменения учредительных документов организации. Тем не менее, при изменении данных сведений также необходимо уведомить об этом регистрирующий орган. Уведомление должно быть осуществлено в трехдневный срок. К указанным сведениям относится информация об учредителях и о размере уставного капитала (в случае, если такая информация не указана в учредительных документах), а также сведения (ФИО и ИНН налогоплательщика) о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Регистрация факта ликвидации юридического лица

Отдельно следует остановиться на процедуре регистрации факта ликвидации юридического лица. Во-первых, отметим, что в соответствии со статьей 20 закона «О государственной регистрации юридических лиц» теперь юридическое лицо обязано уведомить регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации в течение трех дней. Напомним, что раньше срок уведомления об этом регистрирующего органа был не установлен, за исключением, расплывчатого указания Гражданского кодекса РФ о незамедлительном уведомлении. К указанному уведомлению органа, осуществляющего государственную регистрацию, необходимо приложить решение о ликвидации юридического лица.

После этого, регистрирующий орган необходимо будет уведомить о формировании ликвидационной комиссии и о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Затем, по истечении двухмесячного срока с момента помещения в печати объявления о ликвидации юридического лица, ликвидационная комиссия должна уведомить регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации. И только после этого в регистрирующий орган представляются документы для регистрации факта ликвидации юридического лица. Так, в орган, осуществляющий государственную регистрацию, необходимо представить заявление, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины.

Порядок специальной регистрации юридических лиц

Выше был рассмотрен общий порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц». Однако существует еще и специальный порядок. В частности, в статье 10 указанного закона закрепляется, что иными федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Например, в настоящее время действует Закон РФ «Об иностранных инвестициях», в соответствии с которым юридические лица с иностранными инвестициями подлежат регистрации в особом порядке, определенном данным законом.

Требование к юрлицам, образованным до 1 июля 2002 года

В заключение отметим, что в связи с принятием закона «О государственной регистрации юридических лиц», на всех юридических лиц,

В связи с принятием закона «О государственной регистрации юридических лиц», на всех юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, возлагается следующая обязанность. Так, они должны в течение 6 месяцев представить в регистрирующий орган информацию о своем наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, способе образования (создание, реорганизация), а также сведения об учредителях и лице, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии