Недавно Президент РФ подписал Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который устанавливает порядок проведения мероприятий по государственному контролю и надзору, а также регламентируются права и обязанности проверяемых и проверяющих. В этой статье юрист юридической фирмы ЗАО "БФ - юрист" О.Н. Толмачева анализирует основные положения этого документа.

Содержание

Сразу следует оговорить, что данный закон касается очень узкой сферы государственного контроля и надзора. В пункте 3 статьи 2 этого нормативного акта перечислены многочисленные исключения. Так, указанный закон не распространяется на область налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового, таможенного, иммиграционного, лицензионного и метеорологического контроля и надзора.

Исключается из области действия указанного закона санитарно-карантинный, карантинный, фитосанитарный и ветеринарный контроль. Однако законодатель оговаривает, что указанные виды государственного контроля исключаются из сферы действия закона только в случаях их проведения в пунктах перехода Государственной границы РФ. Аналогично в пунктах пропуска транспортных средств через государственную границу при проведении транспортного контроля положения этого закона не применяются. Кроме этого, закон не распространяет  свое действие при проведении контроля администрациями морских и речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов, а также при контроле за особо опасными объектами, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако на этом ограничения сферы действия закона не заканчиваются. В статье 2 данного закона дается определения государственного контроля (надзора), под которым законодатель подразумевает «проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), федеральными законами». Другими словами, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» распространяется только на такие контрольные мероприятия, которые имеют своей целью определить соответствие товаров, работ и услуг законодательным требованиям.

В частности, положения упомянутого закона будут применимы к проведению сертификации товаров (работ, услуг). Напомним, что в соответствии со статьей 1 Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» под сертификацией как раз и понимается процедура, в результате которой устанавливается, что та или иная продукция (работы, услуги) соответствуют законодательным требованиям.

Таким образом, в результате слишком узкой трактовки государственного контроля (надзора) многие сферы этого контроля останутся за пределами действия комментируемого закона.

Действие закона о защите прав при проведении государственного контроля

Сразу следует оговорить, что данный закон касается очень узкой сферы государственного контроля и надзора. В пункте 3 статьи 2 этого нормативного акта перечислены многочисленные исключения. Так, указанный закон не распространяется на область налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового, таможенного, иммиграционного, лицензионного и метеорологического контроля и надзора.

Исключается из области действия указанного закона санитарно-карантинный, карантинный, фитосанитарный и ветеринарный контроль. Однако законодатель оговаривает, что указанные виды государственного контроля исключаются из сферы действия закона только в случаях их проведения в пунктах перехода Государственной границы РФ. Аналогично в пунктах пропуска транспортных средств через государственную границу при проведении транспортного контроля положения этого закона не применяются. Кроме этого, закон не распространяет  свое действие при проведении контроля администрациями морских и речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов, а также при контроле за особо опасными объектами, по перечню, устанавливаемому Правительством РФ и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако на этом ограничения сферы действия закона не заканчиваются. В статье 2 данного закона дается определения государственного контроля (надзора), под которым законодатель подразумевает «проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), федеральными законами». Другими словами, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» распространяется только на такие контрольные мероприятия, которые имеют своей целью определить соответствие товаров, работ и услуг законодательным требованиям.

В частности, положения упомянутого закона будут применимы к проведению сертификации товаров (работ, услуг). Напомним, что в соответствии со статьей 1 Закона РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» под сертификацией как раз и понимается процедура, в результате которой устанавливается, что та или иная продукция (работы, услуги) соответствуют законодательным требованиям.

Таким образом, в результате слишком узкой трактовки государственного контроля (надзора) многие сферы этого контроля останутся за пределами действия комментируемого закона.

Требования к проведению контрольных мероприятий (по закону № 134-ФЗ)

Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» подробно устанавливает порядок проведения контрольных мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного закона мероприятия по контролю должны проводиться исключительно на основании приказа (распоряжения), изданного компетентным органом. При этом в таком приказе в обязательном порядке должен быть указан номер приказа и дата, наименование органа, издавшего приказ, ФИО и должность проверяющего, реквизиты проверяемого, и самое главное - предмет проводимого мероприятия по контролю, дата начала и окончания, а также правовые основания его проведения.

Отметим, что в законе отдельно подчеркивается, что лицо, проводящее контрольное мероприятие (проверку) не может выходить ни при каких обстоятельствах за пределы предмета проверки, указанные в приказе. Также закон устанавливает, что проверку может проводить только то лицо, которое указано в приказе о проведении контрольного мероприятия.

Распоряжение (приказ) о проведении контрольного мероприятия вручается под расписку представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю). При этом лицо, осуществляющее проверку, обязано предъявить свое удостоверение.

В соответствии со статьей 7 закона мероприятие по контролю не может длиться более одного месяца и проводиться чаще одного раза в течение двух лет.  Исключения составляют только внеплановые мероприятия по контролю (надзору), которые могут проводиться чаще. Однако закон ограничивает их проведение закрытым перечнем случаев. Так, внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться по жалобам граждан или организаций на нарушения их прав, при получении информации о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, о загрязнении окружающей среды и о возникновении каких-либо аварийных ситуаций.

При проведении мероприятий по контролю должностное лицо органа государственного контроля имеет право посещать территории и помещения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а юридические лица (индивидуальные предприниматели) не должны этому препятствовать. Лицо, осуществляющее проверку, также обязано не препятствовать представителям юридического лица (индивидуальному предпринимателю) присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения, касающиеся предмета проверки. Следует особо отметить, что в статье 8 закона закреплено, что при проведении контрольных мероприятий контролирующие органы ни при каких обстоятельствах не могут изымать оригиналы документов, относящиеся к предмету проверки.

В статье 9 закона закрепляется, что по результатам проведенного контрольного мероприятия должен быть составлен акт. В нем в обязательном порядке указывается дата его составления, наименования органа государственного контроля, дата и номер приказа о проведении проверки, ФИО и должность проверяющего, реквизиты проверяемого, сведения  о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, а также подписи проверяющих и проверяемых лиц. Если в результате проведения мероприятия по контролю будет выявлено административное правонарушение, то проверяющий помимо акта должен составить протокол об административном правонарушении.

Кроме того, проверяющий должен сделать записи о проведенном контрольном мероприятии и его результатах в специальном журнале. Ведение указанного журнала в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» возлагается на юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В случае если такой журнал у юридического лица (индивидуального предпринимателя) отсутствует, то проверяющий должен сделать в акте, составляемом по результатам проведения контрольного мероприятия, соответствующую пометку.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии