Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Проблемы и перспективы налога с продаж

01.11.2001
Проблемы и перспективы налога с продаж
Если до Нового года не будет принята глава НК РФ о налоге с продаж и соответствующие региональные законы, то с 1 января никаких оснований для взимания этого налога не будет. Дело в том, что еще в начале этого года Конституционный Суд признал ряд положений федерального законодательства об этом налоге противоречащими Конституции РФ, и на их исправление отвел законодателям срок - до 1 января 2002 года. Если власти успеют в отведенное время ввести в действие главу 27 НК РФ "Налог с продаж", то порядок его исчисления и уплаты существенно изменится. Если нет - регионы лишатся уже запланированных в их бюджетах поступлений от этого налога. Правовой анализ сложившейся ситуации, а также анализ норм, включенных в проект новой главы кодекса, проводит Андрей Николаев, канд. юрид. наук, доцент кафедры Предпринимательского права Московской Государственной Юридической Академии.

Содержание


30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), и обязал законодателя привести эти положения в соответствие с Конституцией РФ. Однако при этом законодателю была предоставлена отсрочка – до 1 января 2002 года. Начиная с этой даты, действующая редакция закона в части, посвященной налогу с продаж, теряет силу.

Более того, Верховный Суд РФ признал несоответствующими законодательству некоторые положения законов двух субъектов России – Закона Пермской области «О налоге с продаж» (определение от 02.07.2001) и Закона г. Москвы «О налоге с продаж» (определение от 19.10.2001), однако в обоих случаях региональным законодателям опять-таки предоставляется отсрочка до 1 января 2002 года для исправления юридико-технических ошибок.

Однако региональные законодатели не торопятся изменять законы субъектов РФ о налоге с продаж - все они ждут принятия нового законодательного акта о налоге с продаж на федеральном уровне.

И вот, 17 октября 2001 года Госдума во втором чтении приняла главу 27 Налогового кодекса РФ «Налог с продаж». Что это означает?

Согласно законодательным процедурам после второго чтения должно последовать третье. А согласно пункту 2 статьи 125 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Таким образом, следует полагать, что данный законопроект будет принят, и в скором времени вступит в силу в том виде, в каком он был принят во втором чтении. Теоретически возможно, что в третьем чтении по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан будет поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения (п. 4 ст. 125 Регламента Госдумы РФ).

Однако скорее всего этого не случится, поскольку для того, что бы механизм взимания налога с продаж реально заработал, одного федерального закона мало: необходимо во исполнение его положений принять и ввести в действие законы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, субъектам РФ для того, чтобы январе 2002 года получить средства от налога с продаж в объемах, запланированных в соответствующих бюджетах, им необходимо принять свои местные законы хотя бы в последние числа ноября 2001 года. Поскольку сроки разработки и принятия региональных законов целиком и полностью зависят от скорости появления на свет федерального закона, то подписание последнего Президентом РФ следует ожидать в первой декаде ноября 2001 года.

От того, будет ли новая глава НК РФ своевременно принята и введена в действие зависит многое. Как известно наиболее эффективными средствами пополнения бюджетов являются косвенные налоги (налоги, включаемые в цену товара, предъявляемую к оплате). С 2001 года федеральный бюджет "забрал" все 100 % поступлений от налога на добавленную стоимость. Таким образом, без налога с продаж субъекты РФ могут лишиться весьма значительных и уже запланированных объемов средств.

 

Время играет против налога с продаж

30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), и обязал законодателя привести эти положения в соответствие с Конституцией РФ. Однако при этом законодателю была предоставлена отсрочка – до 1 января 2002 года. Начиная с этой даты, действующая редакция закона в части, посвященной налогу с продаж, теряет силу.

Более того, Верховный Суд РФ признал несоответствующими законодательству некоторые положения законов двух субъектов России – Закона Пермской области «О налоге с продаж» (определение от 02.07.2001) и Закона г. Москвы «О налоге с продаж» (определение от 19.10.2001), однако в обоих случаях региональным законодателям опять-таки предоставляется отсрочка до 1 января 2002 года для исправления юридико-технических ошибок.

Однако региональные законодатели не торопятся изменять законы субъектов РФ о налоге с продаж - все они ждут принятия нового законодательного акта о налоге с продаж на федеральном уровне.

И вот, 17 октября 2001 года Госдума во втором чтении приняла главу 27 Налогового кодекса РФ «Налог с продаж». Что это означает?

Согласно законодательным процедурам после второго чтения должно последовать третье. А согласно пункту 2 статьи 125 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Таким образом, следует полагать, что данный законопроект будет принят, и в скором времени вступит в силу в том виде, в каком он был принят во втором чтении. Теоретически возможно, что в третьем чтении по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан будет поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения (п. 4 ст. 125 Регламента Госдумы РФ).

Однако скорее всего этого не случится, поскольку для того, что бы механизм взимания налога с продаж реально заработал, одного федерального закона мало: необходимо во исполнение его положений принять и ввести в действие законы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, субъектам РФ для того, чтобы январе 2002 года получить средства от налога с продаж в объемах, запланированных в соответствующих бюджетах, им необходимо принять свои местные законы хотя бы в последние числа ноября 2001 года. Поскольку сроки разработки и принятия региональных законов целиком и полностью зависят от скорости появления на свет федерального закона, то подписание последнего Президентом РФ следует ожидать в первой декаде ноября 2001 года.

От того, будет ли новая глава НК РФ своевременно принята и введена в действие зависит многое. Как известно наиболее эффективными средствами пополнения бюджетов являются косвенные налоги (налоги, включаемые в цену товара, предъявляемую к оплате). С 2001 года федеральный бюджет "забрал" все 100 % поступлений от налога на добавленную стоимость. Таким образом, без налога с продаж субъекты РФ могут лишиться весьма значительных и уже запланированных объемов средств.

 

Проект главы 27 "Налог с продаж" НК РФ

Основные новшества

Во-первых, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения только в том случае, если такая реализация осуществляется исключительно за наличный расчет. Таким образом, проект закона выводит из-под налогообложения безналичные платежи индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, законодатель оговорил, что реализация также является налогооблагаемой, если оплата за товар (работы, услуги) осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт (несмотря на попытки некоторых депутатов противостоять этому).

Во-вторых, законопроект совершенно четко определяет, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что:

а) выведены из-под налогообложения операции по продаже товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет (но остаются облагаемыми наличные расчеты с индивидуальными предпринимателями);

б) законодатель подчеркнул «жестко» территориальный принцип данного налога.

Это, кстати, является весьма значимым. Проект закона совершенно четко указывает, что «налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг)». В настоящий момент ряд территориальных налоговых органов по каким-то непонятным причинам (как правило, основанным на их же территориальных инструкциях) исходит из того, что налог с продаж следует платить по месту получения денежных средств, а не по месту реализации товаров (работ, услуг). Так, например, УМНС России по г. Москве в своем письме от 24.04.2001 № 06-12/9/18922 указало следующее: «… обязанность по уплате налога с продаж возникает по месту получения наличных денежных средств в том случае, когда товар отгружен в одном субъекте Российской Федерации, а наличная выручка получена в другом». Хотя согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на эти самые товары (работы, услуги), а не получение денежных средств.

В-третьих, в действующий в настоящее время на федеральном уровне перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, вносятся некоторые изменения. Так, в перечень продовольственных товаров, освобождаемых от налога, дополнительно включены: мука, яйца, птица, мясо, рыба, овощи.

В-четвертых, дополнительно освобождаются от налогообложения платные медицинские услуги для населения, лотерейные билеты, входные билеты на посещение спортивных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.

В-пятых, из закона исключены неопределенные (оценочные) понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «услуги и товары не первой необходимости» и т. п. То есть то, на необходимость исправления чего указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 января 2001 года № 2-П.

В-шестых, исключается право законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), но по-прежнему сохраняется право расширения перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, предусмотренного данным законопроектом.

В-седьмых, для определения налоговых последствий посреднических операции по продаже товара введено понятие налогового агента. Напомним, что согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Так, согласно законопроекту в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (поручения, агентирования) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

 

Что не нашло отражения в законопроекте?

Во втором чтении не нашли поддержки предложения Георгия Бооса о снижении максимально возможной ставки по налогу с продаж с 5% до 4 % (осталось 5%), а также установление единой ставки для всех субъектов (как и прежде субъекты РФ вправе по своему усмотрению определять ставку налога с продаж, от 0% до 5%).

И еще один интересный аспект. Изначально, когда 31 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 149-ФЗ, который и ввел в налоговую систему России налог с продаж, предполагалось (и это было прямо указано в законе), что средства, вырученные от НП «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения». Так вот, теперь это положение будет исключено из текста закона.

Комментарии 0

1C:Предприятие 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аренда недвижимости аттестация рабочих мест аудит база 1с база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты возврат товаров восстановление НДС вредные условия труда вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки государственный реестр гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка дебиторская задолженность декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете закон о маркировке товаров занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИП на УСН ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ командировочные расходы компенсации работникам компенсация за отпуск компенсация за проезд конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по НДС налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые риски налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ с экономии на процентах некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новости новый формат счета-фактуры нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с обязанности налогоплательщика обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ онлайн-ккт освобождение от налогообложения освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росстат отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 первичные документы переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала повышение ставок подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в ТК РФ пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация ККТ регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование Росстат РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандартный налоговый вычет стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ФСС судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов универсальный корректировочный документ УПД уплата госпошлины уплата налогов управленческий учет 1с УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в торговле учет дивидендов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет реализации учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма СЗВ-М формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции экспортные операции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги