Подготовка отчетности составляет неотъемлемую часть работы бухгалтера. Качество ее выполнения определяет не только квалификацию бухгалтера как специалиста в области бухгалтерского учета и налогообложения, но в большей степени характеризует организацию перед налоговым органом как грамотного и надежного налогоплательщика. Для того, чтобы облегчить работу по составлению отчетности, фирма "1С" ежеквартально выпускает комплект регламентированных отчетов. С их помощью бухгалтер может быстро и качественно заполнить формы бухгалтерской отчетности и деклараций по налогам, а также сформировать файлы для передачи отчетности в электронном виде по формам, актуальным на отчетную дату. В настоящей статье д. э. н. С.А. Харитонов, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, расскажет об особенностях подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности за I квартал 2002 года.

Содержание

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" в течение отчетного года организации составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность. Ее состав определен п. 2 указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н. Промежуточная отчетность включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Вместе с тем, организации могут представлять в составе промежуточной отчетности формы, которые входят в состав годовой отчетности, в том числе:

  • Отчет о движении капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Учитывая это обстоятельство, в комплект регламентированных отчетов фирмы "1С" за I квартал 2002 года включены отчеты для составления всех перечисленных выше форм бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2002 года на территории Российской Федерации не применяется старый план счетов. В этой связи в комплект вошли только те отчеты, в которых показатели форм и алгоритмы их автоматизированного формирования актуализированы на применение плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Полностью порядок составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности, правила заполнения образцов форм со ссылками на нормативные акты, примеры, иллюстрирующие сложные вопросы бухгалтерского учета и отчетности приведены в книге "Бухгалтерская отчетность 2002 года. Методические рекомендации по составлению. Выпуск 1/2002", размещенной на диске ИТС выпуск 4, апрель 2002 г.

Актуализация форм бухгалтерской отчетности

В соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" в течение отчетного года организации составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность. Ее состав определен п. 2 указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н. Промежуточная отчетность включает:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Вместе с тем, организации могут представлять в составе промежуточной отчетности формы, которые входят в состав годовой отчетности, в том числе:

  • Отчет о движении капитала (форма № 3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Учитывая это обстоятельство, в комплект регламентированных отчетов фирмы "1С" за I квартал 2002 года включены отчеты для составления всех перечисленных выше форм бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2002 года на территории Российской Федерации не применяется старый план счетов. В этой связи в комплект вошли только те отчеты, в которых показатели форм и алгоритмы их автоматизированного формирования актуализированы на применение плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Полностью порядок составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности, правила заполнения образцов форм со ссылками на нормативные акты, примеры, иллюстрирующие сложные вопросы бухгалтерского учета и отчетности приведены в книге "Бухгалтерская отчетность 2002 года. Методические рекомендации по составлению. Выпуск 1/2002", размещенной на диске ИТС выпуск 4, апрель 2002 г.

Новый порядок учета кредитов и займов

При составлении отчета за I квартал следует обратить внимание на особенности формирования отдельных показателей бухгалтерского баланса. Они вытекают из новых нормативных актов в области бухгалтерского учета.

В частности, начиная с отчетности 2002 года действует ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию".

ПБУ 15/01 подразделяет задолженность по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную задолженность. Критерием является срок возврата средств, определяемый условиями заключенного договора.

В бухгалтерском балансе по состоянию на 31 марта 2002 года долгосрочные и краткосрочные обязательства должны показываться отдельно. Напомним, что автоматическое формирование показателей бухгалтерского баланса в регламентированном отчете фирмы "1С" построено на использовании данных на счетах бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете информация о краткосрочных займах и кредитах обобщается на синтетическом счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", а о долгосрочных - на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Для долгосрочной задолженности предусмотрено два варианта:

  • с переводом в краткосрочную задолженность;
  • без осуществления такого перевода до истечения срока действия договора.

Если выбран первый вариант, то долгосрочную задолженность со счета 67 необходимо перенести на счет 66 в момент, когда по условиям договора до возврата долга остается 365 дней.

При втором варианте задолженность, срок погашения которой по договору превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока учитывается в составе долгосрочной задолженности (на счете 67).

Выбранный вариант должен быть отражен организацией в учетной политике.

Особое внимание следует обратить на учет затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов. К таким затратам относятся:

  • проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредиторам по полученным от них займам и кредитам;
  • проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
  • дополнительные затраты, произведенные в связи с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств;
  • курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам, образующиеся с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления).

Бухгалтерский учет указанных расходов определяют цели, на которые привлекаются заемные средства:

Цели Порядок учета Проводки Период Основание
Для предварительной оплаты МПЗ, работ, услуг Относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой Дебет 76.5 Кредит 66.2, 66.4, 67.2, 67.4 Со дня фактического использования заемных средств до даты принятия к учету МПЗ, расходов по оплате работ, услуг Пункт 15
На приобретение и (или) строительство амортизируемого инвестиционного актива Включаются в первоначальную стоимость инвестиционного актива Дебет 08 Кредит 66.2, 66.4, 67.2, 67.4 Со дня фактического использования заемных средств до 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету или фактического начала эксплуатации Пункты 30 и 31
Иные или цели, перечисленные выше, но произведенные позже периода их признания расходами на указанные цели Признаются операционными расходами Дебет 91.2 Кредит 66.2, 66.4, 67.2, 67.4 В периоде, когда они произведены Пункты 12 и 14

Включение в первоначальную стоимость инвестиционных активов процентов по заемным средствам, полученных на цели, не связанные с их приобретением, но фактически на них использованные, имеет свои особенности. Определение их размера производится по средневзвешенной ставке, порядок расчета которой приведен в приложении к ПБУ 15/01.

Также в особом порядке учитываются затраты по заемным средствам, полученным на приобретение инвестиционного актива, если организация временно их использует в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Полученный в этом случае доход уменьшает затраты, включаемые в первоначальную стоимость инвестиционного актива.

Затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают дисконт, под которым понимается разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя.

В соответствии с п. 18 ПБУ 15/01 вся сумма, указанная в векселе (вексельная сумма) отражается в составе кредиторской задолженности. Сумма процентов по векселю включается в состав операционных расходов. При этом в целях равномерного включения сумм процентов (дисконта) в состав операционных расходов организация может их предварительно учитывать как расходы будущих периодов.

В первом случае начисление дисконта отражается проводкой:

Дебет 91.2 "Прочие расходы" Кредита 67.6 "Расчеты с банками по учету (дисконту) долгосрочных долговых обязательств".

Второй случай учитывается так:

Дебет 97 "Расходы будущих периодов" Кредита 67.6
- на полную сумму дисконта в момент выдачи векселя;
Дебет 91.2 Кредита 97
- на ежемесячную сумму дисконта.

Выбор метода учета дисконта организация должна закрепить как элемент учетной политики.

Изменения в учете МПЗ

С 1 января 2002 года вместо ПБУ 5/98 введено в действие ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". При его практическом применении следует руководствоваться методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Из состава МПЗ исключены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Теперь понятие МПЗ включает только материалы, готовую продукцию и товары для перепродажи.

ПБУ 5/01 расширило понятие единицы бухгалтерского учета запасов. В зависимости от вида, порядка приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д. Это важно, в первую очередь, при оценке запасов в условиях автоматизированного учета.

Новшеством является включение в фактическую себестоимость МПЗ, полученных по договору дарения, мены, а также внесенных в качестве вклада в уставный капитал, затрат организации на приведение их в состояние, пригодное для использования.

Организациям, приобретающим товары специально для продажи, следует обратить внимание на порядок учета транспортно-заготовительных расходов. В соответствии с п. 227 методических указаний, такие расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". При этом у организации есть возможность выбора метода их распределения, который закрепляется в учетной политике.

Если величина транспортно-заготовительных расходов составляет более 10% от объема выручки от продаж товаров, а также при их неравномерном уровне в течение года, то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток непроданных к концу месяца товаров, остается на счете 44 "Расходы на продажу" и формирует показатель "Затраты в незавершенном производстве" (строка 213) бухгалтерского баланса.

Традиционную сложность в информационных системах представляет автоматизированная оценка запасов при отпуске со склада. В этой связи обращаем внимание на разделы III "Оценка материалов" и IV "Аналитический бухгалтерский учет товаров, в подразделениях, осуществляющих торговую деятельность" методических указаний.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);
  • по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два варианта исчисления себестоимости:

  • включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
  • включая только стоимость запаса по договорной цене.

Применение второго варианта допускается, если отсутствует возможность непосредственного отнесения транспортно-заготовительных расходов и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость. В этом случае разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

В соответствии с п. 78 методических указаний применение оценки по средней себестоимости, по способу ФИФО и по способу ЛИФО может осуществляться по взвешенной или скользящей оценке.

При взвешенной оценке в расчет включается количество и стоимость материала на начало месяца и все поступления за месяц. При скользящей оценке в расчет включается количество и стоимость на начало месяца и все поступления до момента отпуска. Вариант расчета средних оценок должен раскрываться в учетной политике организации.

Обращаем внимание на оценку товаров, приобретенных специально для перепродажи, в неторговых организациях. Она производится по фактической себестоимости с помощью дополнительного расчета. При этом учет движения товаров осуществляется в течение месяца (отчетного периода) в количественном выражении. Вариант оценки остатков товаров на конец отчетного месяца указывается организацией в учетной политике.

Декларация по налогу на прибыль

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ внесла кардинальные изменения в порядок не только налогообложения доходов и расходов, но и составления отчетности по налогу на прибыль.

В соответствии со ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Форма декларации по налогу на прибыль организаций утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542, инструкция по ее заполнению - приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.

Декларация за отчетный период (1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев) представляется по упрощенной форме. Она включает листы 01, 02, приложение №№ 4, 5, 5а к листу 02, листы 03-13. Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения лист 03.

Автоматизированное составление декларации в "1С:Бухгалтерии 7.7" построено на использовании данных на счетах-регистрах налогового учета, методика записей на которых документами налогового учета подробно описана в книге "Информационные технологии налогового учета", поступившей в продажу в марте 2002 г.

Алгоритмы формирования показателей этой и других форм налоговой отчетности со ссылками на нормативные акты приведены в книге "Модели и алгоритмы составления налоговой отчетности в 2002 году в "1С: Бухгалтерии". Выпуск 1/2002", размещенной на диске ИТС выпуск 4, апрель 2002 г.

Новые формы расчетов по налогам

I квартал 2002 года стал рекордным по изменениям в формах налоговой отчетности. Все они учтены в регламентированных отчетах фирмы "1С".

Налогоплательщики, наверное, еще не успели освоить порядок заполнения расчета по налогу на имущество по формам, предусмотренным приложениями № 1 и № 2 к инструкции № 33 в редакции изменений и дополнений № 6. Спешим "порадовать": приказом МНС России от 18.01.2002 № БГ-3-21/22 утверждена новая редакция указанных выше приложений. В "Расчете по налогу на имущество предприятий" (приложение № 1) изменения внесены в раздел, содержащий сведения о налогоплательщике. Приложение № 2 теперь представляет собой "Расчет по налогу на имущество предприятий по обособленному подразделению организации". Такой расчет представляется по каждому обособленному подразделению.

Внесение изменений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ повлекло за собой изменение формы декларации, новая редакция которой утверждена приказом МНС России от 26.12.2001 № БГ-3-03/572. Основные изменения коснулись заполнения сведений о налогоплательщике. Кроме того, в разделе I "Расчет налоговой базы" исключены вписываемые строки 1.9-1.11. Теперь налоговая база и сумма налога в разрезе ставок по тем видам реализации товаров, работ, услуг, которые не нашли своего отражения в строках 1.1-1.8, показывается по строке 1.9 "Прочая реализация товаров (работ, услуг)".

В главе 22 "Акцизы" НК РФ из состава подакцизного природного сырья исключены нефть, стабильный газовый конденсат, а также природный газ, что повлекло за собой изменение формы декларации. Новая форма утверждена приказом МНС России от 04.01.2002 № БГ-3-03/3 и включает 13 разделов.

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй НК РФ. В целях реализации положений этой главы и в соответствии с п. 3 ст. 80 части первой НК РФ МНС России приказом от 18.12.2001 № БГ-3-21/555 утвердило форму декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Она включает 4 основных раздела и 6 приложений.

Федеральным законом от 27.11.2001 № 148-ФЗ во второй части НК РФ открыт новый раздел IX "Региональные налоги и сборы", в который включена глава 27 "Налог с продаж". Начиная с 1 января 2002 года при определении налогоплательщиков, объекта налогообложения, операций, не подлежащих налогообложению, налоговой базы, порядка исчисления налога с продаж следует руководствоваться статьями 347-355 НК РФ. В ст. 347 НК РФ закреплено, что налог с продаж устанавливается законами субъектов РФ и обязателен для уплаты на его территории. При этом субъект определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В частности, в г. Москве "новый" налог с продаж введен Законом г. Москвы от 09.11.2001 № 57. В целях его реализации постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 № 1185-ПП утверждена форма декларации по налогу с продаж и порядок ее заполнения". Декларация существенно отличается от ранее применяемой формы расчета. Основное отличие заключается в необходимости расшифровки стоимости реализованных физическим лицам товаров, не подлежащих обложению налогом с продаж в соответствии со статьей 350 НК РФ, по кодам товаров. Коды и наименование таких товаров приводятся в п. 4 порядка заполнения декларации по налогу с продаж.

В ходе поэтапной налоговой реформы субъекты РФ пересматривают свои ранее принятые нормативные акты в области налогообложения, и вместо расчетов вводят декларации.

Например, 21.11.2001 в г. Москве принят Закон № 59 "О налоге на рекламу". В целях его реализации постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 № 1185-ПП утверждена форма декларации по налогу и порядок ее заполнения. В отличие от ранее представляемого расчета в декларации отсутствует табличная часть, а содержательная часть включает пять показателей:

  1. Величина фактических затрат на рекламу.
  2. Величина фактических затрат на рекламу, не облагаемых в соответствии со статьей 5 Закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59 "О налоге на рекламу".
  3. Величина фактических затрат на рекламу, подлежащих обложению налогом на рекламу.
  4. Ставка налога на рекламу в процентах.
  5. Сумма налога на рекламу, подлежащая уплате в бюджет (стр. 3 х стр.4).

Новая редакция формы 4-ФСС РФ

Начиная с отчета за I квартал 2002 года, введена новая редакция формы 4-ФСС РФ. Она утверждена постановлением Фонда социального страхования России от 06.12.2001 № 122. Основная цель внесения изменений в форму состоит в обеспечении соответствия отчетных данных, представляемых страхователями-плательщиками единого социального налога в исполнительные органы Фонда данным отчета, представляемого в территориальные органы МНС России.

Как и ранее, форма 4-ФСС РФ представляется ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом в исполнительный орган Фонда по месту регистрации, и составляется нарастающим итогом с начала года.

Форма состоит из 3 разделов:

  • Раздел I. Расчеты по единому социальному налогу (взносу).
  • Раздел II. По средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (для организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности).
  • Раздел III. По средствам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В новой редакции существенные изменения (скорее по форме, чем по содержанию) претерпел лишь раздел I. Первая часть раздела, в которой приводятся расчеты по единому социальному налогу, по внешнему виду стала похожа на расчет по средствам социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вторая часть раздела I, как и ранее, расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации. Она представляет собой таблицу с расшифровкой расходов на цели государственного социального страхования с начала года, принятых к зачету.

Раздел I плательщики ЕСН должны заполнять в трех экземплярах:

  • первый - предоставляется в исполнительный орган Фонда по месту регистрации;
  • второй - в налоговый орган;
  • третий, с отметками контролирующих органов, остается у организации.
Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии