В этой статье аудитор Б. Берхин анализирует основные изменения в части второй Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 30.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ".

Содержание

Как следует из названия - данный закон изменяет условия налогообложения предприятий. Основные изменения коснулись следующих налогов:

  • изменены формулировки многих статей главы 22 Налогового кодекса - "Акцизы". Кроме того, в эту главы добавлены две новые статьи;
  • уточнены формулировки, касающиеся обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • установлены ставки земельного налога и арендной платы за землю, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
  • по налогу на прибыль внесены следующие изменения:
  • изменены ставки налога на прибыль. Суммарная ставка - 24% от налоговой базы - при этом осталась неизменной. Но, начиная с первого отчетного периода 2003 года, в федеральный бюджет надо будет платить по ставке 6% (вместо нынешней ставки 7,5%), в бюджет субъекта федерации - 16% (вместо 16,5%), а так же 2% - в местный бюджет;
  • в главу 25 НК РФ введена статья, регламентирующая порядок ведения налогового учета бюджетными организациями;
  • уточнен порядок учета в целях исчисления налога на прибыль переоценок, осуществленных налогоплательщиком по состоянию на 1 января 2002 года;
  • внесены также очередные изменения в порядок исчисления налоговой базы переходного периода - статья 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Налогоплательщики, определявшие в 2001 году выручку от реализации для целей налогообложения "по отгрузке" и перешедшие в 2002 году на исчисление налоговой базы методом начисления, получили право (в случае превышения расходов над доходами по базе переходного периода) учесть часть такового убытка в качестве расхода при исчислении налоговой базы в 2002 - 2006 годах. Кроме того, уточнен порядок и сроки уплаты налога по базе переходного периода тех налогоплательщиков, которые по результатам 2001 года получили убыток.
  • с 1-го января 2003 года отменяются два налога - налог с владельцев автотранспортных средств и налог на пользователей автодорог. Вместо этих двух налогов все владельцы транспортных средств (то есть и юридические и физические лица) будут с 1 января 2003 года платить транспортный налог - в соответствии с вновь вводимой в действие 28-ой главой Налогового кодекса. Остановимся поподробнее на некоторых моментах связанных с отменой налога на пользователей автодорог.

В комментируемом законе достаточно подробно освещены порядок исчисления налоговой базы налога на пользователей автодорог за 2002 год. Налогоплательщики, исчислявшие налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по мере отгрузки продукции - включают в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог стоимость всей отгруженной (поставленной) продукции, выполненных работ, оказанных услуг до 1 января 2003 года.

Налогоплательщики, исчислявшие налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по мере оплаты реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) включают в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог:

  • стоимость оплаченной и отгруженной (поставленной) продукции, выполненных работ, оказанных услуг до 1 января 2003 года;
  • величину дебиторской задолженности по отгруженной, но не оплаченной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Если при этом дебиторская задолженность выражена в иностранной валюте или в условных единицах - в целях налогообложения следует пересчитать ее по курсу на 1 января 2003 года.

Таким образом, порядок исчисления налоговой базы по налогу на пользователей автодорог за 2002 год фактически не зависит от учетной политики предприятия.

Не зависят от учетной политики налогоплательщика и сроки уплаты в бюджет указанного налога по итогам 2002 года. И налогоплательщики, определяющие выручку в целях налогообложения по оплате, и налогоплательщики, определяющие выручку в целях налогообложения по отгрузке - обязаны уплатить налог на пользователей автодорог за 2002 год до 15 января 2003 года.

Для субъектов малого предпринимательства статьей 16 комментируемого закона установлен отдельный срок исчисления и уплаты налога на пользователей автодорог за 2002 год - "в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 год". Подобная формулировка вызывает некоторое недоумение. Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено предоставление годовой бухгалтерской отчетности всеми юридическими лицами в органы государственной статистики "в течение 90 дней по окончании года". Пункт 86 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", утв. приказом Минфина России от 29.07.1990 № 34н, уточняет приведенную выше норму. Там говорится, что "в пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года". В нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, какие бы то ни было положения определяющие срок представления бухгалтерской отчетности именно малыми предприятиями - отсутствуют. Кроме того, из приведенной формулировки комментируемого закона абсолютно неясно - 10 дней следует отсчитывать от начала срока или от его окончания. Поэтому автор советует малым предприятиям на всякий случай уплатить налог на пользователей автодорог за 2002 год не позже 20 февраля 2003 года.

Порядок определения налоговой базы транспортного налога аналогичен порядку определения налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств. При этом юридические лица исчисляют транспортный налог самостоятельно, а сумма транспортного налога по физическим лицам определяется налоговыми органами. Порядок и сроки уплаты налога, а также порядок заполнения налоговой декларации юридическими лицами определяется законами субъектов Российской Федерации.

В статье 361 НК РФ установлены налоговые ставки транспортного налога в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. При этом законами субъектов Российской Федерации указанные ставки могут быть увеличены (уменьшены) в пять раз. Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Транспортный налог с точки зрения налога на прибыль будет считаться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Новые налоги и новые поправки (Федеральный закон от 30.07.2002 № 110-ФЗ)

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии