Введение в действие главы 28 НК РФ "Транспортный налог"
Глава 28 НК РФ "Транспортный налог" включена в часть вторую кодекса Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". В соответствии со статьей 21 указанного Федерального закона глава 28 НК РФ введена в действие с 31 августа 2002 года. Механизм вступления ее в силу комментируют С.В. Земляченко, ген. директор ЗАО "Центр финансовых экспертиз" (Санкт-Петербург), и М.С. Мухин, начальник отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу.

Содержание

Любопытно, что до конца текущего года транспортный налог будет существовать параллельно налогу с владельцев транспортных средств, который он призван заменить. Объясняется это тем, что транспортный налог, в отличие от своего предшественника, является региональным и вводится на территории того или иного субъекта Российской Федерации его законодательным (представительным) органом власти. Последние четыре месяца 2002 года отведены для того, чтобы каждый из субъектов Российской Федерации определил, насколько необходимо введение транспортного налога и принял соответствующее решение.

Напомним, что согласно положениям статьи 5 НК РФ законодательный акт субъекта Российской Федерации о введении транспортного налога должен быть принят и официально опубликован не позднее 1 декабря 2002 года. В противном случае взимание транспортного налога в 2003 году будет невозможно.

Налог с владельцев транспортных средств (а вместе с ним и налог на пользователей автомобильных дорог) с 1 января 2003 года исключается из системы налогов и сборов Российской Федерации, о чем свидетельствуют изменения, внесенные в Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" (см. статьи 2 и 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ).

Как следует из статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, при введении транспортного налога субъект РФ определяет ставки налога* в пределах, установленных кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Содержание данной нормы вызывает ряд вопросов, связанных с компетенцией субъектов Российской Федерации.

* Примечание: В статье 356 НК РФ словосочетание "ставка налога" употреблено в единственном числе. Учитывая множественность налоговых ставок, следует говорить о ставках транспортного налога.

Во-первых, достаточно сомнительным выглядит право субъектов Российской Федерации устанавливать порядок уплаты налога.

Данный порядок вполне четко описан в статье 363 НК РФ и едва ли может быть дополнен.

Введение авансовых платежей транспортного налога неправомерно в связи с тем, что такие платежи в силу статьи 55 НК РФ возможны лишь по итогам отчетного периода, тогда как отчетные периоды по транспортному налогу не предусмотрены.

Во-вторых, в тексте главы 28 НК РФ используется нормативно не определенный термин "форма отчетности по налогу".

В законодательстве РФ о налогах и сборах не существует никаких "форм отчетности" по налогам.

Единственным законодательно установленным термином является термин "налоговая декларация" (статья 80 НК РФ). Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ актами законодательства о налогах и сборах утверждаются формы налоговых деклараций, а не "отчетности по налогам".

Следует подчеркнуть, что, упоминая о налоговой декларации по транспортному налогу в статье 363, законодатель говорит о том, что сроки ее представления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, обходя стороной вопрос о форме налоговой декларации.

Говоря о введении в действие главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, следует также отметить, что налоговые ставки согласно статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации исходя из размера ставок, определенных данной статьей.

Базовые налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 5 раз.

В отличие от Закона РФ "О дорожных фондах Российской Федерации", ставки транспортного налога могут дифференцироваться в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок исчисления налога в зависимости от статуса налогоплательщика.

Если налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно, то в отношении налогоплательщиков физических лиц сумма налога исчисляется налоговыми органами.

Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации впервые в законодательстве о налогах и сборах возлагает обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы информацию, необходимую для правильного налогообложения.

Введение в действие главы 28 НК РФ "Транспортный налог"

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии