Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Что считать филиалом и представительством при переходе на "упрощенку"?

10.01.2003
Что считать филиалом и представительством при переходе на "упрощенку"?
Подпункт 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ содержит запрет на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) организациями, имеющими филиалы и (или) представительства. Однако вызывает много вопросов трактовка этих понятий для целей налогового законодательства. В предлагаемой статье С.В.Земляченко, генеральный директор ЗАО "Центр финансовых экспертиз" (г. Санкт-Петербург), и М.С. Мухин, начальник отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу раскрывают смысл этой проблемы и предлагают возможные варианты ее решения.

Содержание


Наиболее проблематичным с точки зрения практической реализации предписаний главы 26.2 НК РФ представляется запрет на применение УСН организациями, имеющими филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Учитывая, что многие организации осуществляют реализацию товаров (работ, услуг) вне места своего нахождения, этот вопрос вызывает самый широкий интерес. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данном случае законодатель отказался от использования привычного в подобных ситуациях понятия "обособленное подразделение", отдав предпочтение гражданско-правовым терминам "филиал" и "представительство". Учитывая, что в НК РФ эти термины не раскрываются, для уяснения их значения следует обратиться к положениям Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В соответствии с п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Заметим, что в обоих случаях отличительной особенностью филиала и представительства является их расположение вне места нахождения юридического лица. В свою очередь, место нахождения юридического лица в силу п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности). К сожалению, ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" не дают однозначного ответа на вопрос, что следует рассматривать в качестве места нахождения такого органа или лица - субъект Российской Федерации в целом или административно-территориальную единицу субъекта Российской Федерации. Поэтому можно предположить, что, как и прежде, между налогоплательщиками и налоговыми органами будут вестись дискуссии относительно того, следует ли рассматривать структурные единицы организаций (магазины, торговые точки, склады и т.п.), расположенные в разных районах города, в качестве филиалов или представительств. При этом позиции сторон могут основываться лишь на нормах гражданского законодательства. В частности, такой признак обособленного подразделения организации, как наличие стационарных рабочих мест, установленный п. 2 ст. 11 НК РФ, для квалификации обособленного подразделения как филиала или представительства применяться не может.

Суть решения этой проблемы, по нашему мнению, состоит в следующем.

  1. Одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах является принцип ясности и доступности (п. 6 ст. 3 НК РФ). Обсуждаемая проблема фактически заключается в решении вопроса о возможности или невозможности применения УСН организацией, реализующей товары (работы, услуги) в различных районах одного города (области). Поэтому можно утверждать, что налоговый орган вправе оспорить право организации на применение УСН лишь в том случае, если в законодательном акте будет четко сформулировано, что под местом ее нахождения (государственной регистрации) следует понимать административно-территориальную единицу субъекта Российской Федерации, а не субъект Российской Федерации в целом. Ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах подобных норм не содержат.
  2. В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения исполнительного органа или уполномоченного лица. В силу ст. 2 указанного федерального закона под регистрирующим органом понимается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" регистрирующим органом является МНС России. Таким образом, территориальные налоговые органы не являются собственно регистрирующими органами, а представляют собой структурные единицы одного регистрирующего органа. В связи с этим нет никаких оснований считать местом государственной регистрации юридического лица отдельно взятую административно-территориальную единицу. Строго говоря, коль скоро регистрирующим органом является МНС России, то и местом государственной регистрации (местом нахождения) любого юридического лица вообще следует считать Российскую Федерацию.

Изложенное, на взгляд авторов, позволяет сделать вывод о том, что структурные единицы организаций, расположенные в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, не являются филиалами или представительствами этих организаций (в гражданско-правовом смысле), а равно обособленными подразделениями (в налогово-правовом смысле). Тем не менее, авторы еще раз подчеркивают, что данная точка зрения может не совпасть с точкой зрения налоговых органов.

Кроме того, обсуждаемая проблема на этом не исчерпывается, о чем можно судить по содержанию статьи 346.13 НК РФ, которая определяет порядок и условия начала и прекращения применения УСН. Ее отличительной особенностью является упразднение разрешительного порядка перехода на УСН (ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ) и замена его уведомительным порядком. Вместе с тем, согласно главе 26.2 НК РФ организация или индивидуальный предприниматель могут подать заявление о переходе на УСН лишь один раз в год в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года (до указанной даты такие заявления принимались налоговыми органами ежеквартально).

Порядок применения УСН вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями (п. 2 комментируемой статьи) в целом остается прежним (ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ). Указанные лица в случае подачи ими заявления о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе считаются субъектами УСН с момента создания организации или с момента государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Переход с УСН на общий режим налогообложения возможен на добровольной основе (по окончании налогового периода) либо в обязательном порядке в случаях, предусмотренных п. 4 комментируемой статьи. Представляется весьма любопытным, что законодатель устанавливает только два основания для обязательного перехода с УСН на общий режим налогообложения:

  • получение налогоплательщиком по итогам налогового (отчетного) периода дохода (выручки) в размере более 15 млн. руб.;
  • превышение стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, ограничения в 100 млн. руб.

По мнению авторов, весьма существенным является то обстоятельство, что перечень оснований для обязательного перехода с УСН на общий режим налогообложения существенно короче перечня ограничений для перехода на УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Иными словами, организация на момент подачи заявления о переходе на УСН может располагать численностью работников не более 100 человек, не иметь филиалов и представительств, соответствовать требованиям, ограничивающим долю непосредственного участия других организаций, но в период применения УСН отклониться от какого-либо из этих критериев (или даже от всех).

Парадокс заключается в том, что законодатель, с одной стороны, прямо запрещает применение УСН в подобных случаях, а с другой стороны - не устанавливает обязанности налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения.

Наконец, трудно понять логику законодателя, позволяющего индивидуальным предпринимателям переходить на УСН при любом размере дохода (выручки), но обязывающего их возвращаться на общий режим налогообложения при получении дохода (выручки) в размере более 15 млн. рублей.

Еще одной отличительной особенностью статьи 346.13 является введение двухгодичного моратория на переход к УСН для налогоплательщиков, утративших право на применение УСН (п. 7 ст. 346.13).

Вместе с тем, нуждается в дополнительных разъяснениях, следует ли считать утратившими право на применение УСН тех налогоплательщиков, которые перешли на общий режим налогообложения добровольно.

Что считать филиалом и представительством при переходе на "упрощенку"?

Комментарии 0

1C:Предприятие 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 6-НДФЛ CRM агентская деятельность Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аренда недвижимости аттестация рабочих мест аудит база 1с база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безвозмездная передача имущества безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты возврат товаров восстановление НДС вредные условия труда выбор контрагента вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки государственный реестр гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка дебиторская задолженность декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зачет страховых взносов защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИП на УСН ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР классификация ОС ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж книга учета доходов и расходов КоАП РФ коды видов продукции командировочные расходы компенсации работникам компенсация за отпуск компенсация за проезд конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование малый бизнес маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по НДС налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые риски налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ с экономии на процентах некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новости новый формат счета-фактуры нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор новостей обновление КЛАДР обособленное подразделение обучение 1с обязанности налогоплательщика обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ онлайн-ккт освобождение от налогообложения освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росстат отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 ПБУ 8 первичные документы переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в ТК РФ пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика предельный доход для применения УСН представление сведений приказ Минфина приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование Росстат РСВ-1 рыночные цены свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандартный налоговый вычет стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ФСС судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата госпошлины уплата налогов управленческий учет 1с УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет дивидендов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет реализации учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет факторинговых операций учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма СЗВ-М формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции экспортные операции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры