В связи с переходом с 1 июня 2003 года на использование расчетных документов, введенных Указанием Банка России от 03.03.2003 № 1256-У, от партнеров фирмы "1С" и пользователей экономических программ, разработанных фирмой "1С", начали поступать обращения по вопросам указания информации в полях 101-110 расчетных документов, оформляемых по неналоговым платежам.

Содержание

В своих обращениях партнеры фирмы "1С" и пользователи приводят, в частности, такие примеры требований, выдвигаемых отдельными банками:

  • в неналоговых платежных поручениях необходимо указывать нули в полях 104-110;
  • КПП плательщика должен быть указан всегда, а КПП получателя - только в налоговых платежных документах.

Положения указания № 1256-У уже отражены в последних релизах типовых решений для семейства программ "1С:Предприятие 7.7", однако с появлением указанных выше нестандартных требований отдельных банков возникла необходимость подробно разъяснить, чем руководствовались разработчики фирмы "1С" при реализации новых требований законодательства.

Заполнение полей 101-110

В п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П (далее Положение 2-П), говорится:

Выдержка из документа:

"2.10….

Поля "Плательщик", "Получатель", "Назначение платежа", "ИНН" (ИНН плательщика), "ИНН" (ИНН получателя), а также поля 101 - 110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России".

Из приведенной цитаты следует, что заполнение полей "Плательщик" (8), "Получатель" (13), "Назначение платежа" (24), "ИНН" (ИНН плательщика) (60), "ИНН" (ИНН получателя) (61), а также 101 - 110 регулируется нормативными документами Банка России только для неналоговых расчетных документов.

Общие требования к заполнению реквизитов расчетных документов изложены в п. 2.10 Положения 2-П. Приведем выдержки, касающиеся только рассматриваемых полей расчетных документов:

Выдержка из документа:

"2.10. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

з) назначение платежа.

Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными".

Из общих требований к заполнению реквизитов следует, что для неналоговых расчетных документов перечисленные выше поля могут либо содержать значение, либо оставаться незаполненными (например, в случае, когда получателю платежа не присвоен ИНН). Как видим, прямое требование проставлять "0" в полях, не содержащих значение, отсутствует.

Для неналоговых расчетных документов порядок заполнения значений реквизитов приведен в приложениях 4, 8, 12, 16 к Положению 2-П. Обратимся к этим приложениям.

В частности, в приложении 4 описан порядок заполнения полей "Плательщик" (8), "Получатель" (13), "Назначение платежа" (24), "ИНН" (ИНН плательщика) (60), "ИНН" (ИНН получателя) (61), а для полей 101-110 говорится, что в этих полях "указывается информация, установленная Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, в соответствии с п. 2.10 части I настоящего Положения".

Теперь обратимся к приказу МНС России № БГ-3-10/98, ГТК России № 197, Минфина России № 22н от 03.03.2003 "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Из текста правил, утвержденных этим приказом, как мы считаем, совершенно определенно следует, что эти правила применяются только при заполнении расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Изложенные выше выводы подтверждает письмо ЦБ РФ "Вопросы по применению Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в редакции Указания Банка России от 03.03.2003 N 1256-У" (опубликовано в "Вестник Банка России", № 28, 21.05.2003).

В письме говорится:

"Пунктом 1.2 Указания №1256-У предусмотрен порядок контроля банками расчетных документов при их приеме к исполнению в части заполнения полей 101 - 110 платежного поручения и инкассового поручения, в соответствии с которым расчетные документы, содержащие информацию в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102 - 110. При этом на банки не возложена обязанность осуществлять проверку правильности указания информации в полях 101 - 110 расчетных документов.

Если в расчетных документах поле 101 не заполнено, проверка на указание информации в полях 102 - 110 не осуществляется.

При контроле расчетного документа не проводится анализ его реквизитов для установления цели платежа (в бюджетную систему Российской Федерации либо в иных целях).

Таким образом, при осуществлении контроля расчетных документов в части заполнения полей 101 - 110 банк вправе не принимать к исполнению (возвращать без исполнения) расчетные документы только в том случае, если поле 101 расчетного документа заполнено и не заполнены поля (какое-либо из полей) 102 - 110".

Из приведенной цитаты следует, что если в расчетном документе не заполнено поле 101, при проверке правильности заполнения полей расчетных документов действуют требования Положения 2-П. Как уже было сказано выше, Положение 2-П регулирует заполнение полей "Плательщик" (8), "Получатель" (13), "Назначение платежа" (24), "ИНН" (ИНН плательщика) (60), "ИНН" (ИНН получателя) (61), и не относится к полям 101-110.

Указание КПП получателя

Необходимость указания КПП получателя в налоговых расчетных документах на данный момент, как нам кажется, является спорной.

В "Правилах указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (приложение 1 к приказу МНС РФ №БГ-3-10/98, ГТК РФ №197, Минфина РФ №22н от 03.03.2003), в отличие от КПП плательщика, для которого сказано: "В случае отсутствия у плательщика кода причины постановки на учет (КПП) в поле "КПП" плательщика (102) проставляется ноль ("0")", для КПП получателя не оговорено - что именно следует указывать в этом поле в случае отсутствия у получателя платежа кода причины постановки на учет. Однако, принимая во внимание п. 1.2 Указания №1256-У ("расчетные документы, содержащие информацию в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102 - 110"), можно сделать совершенно определенный вывод, что в поле "КПП получателя" в налоговых расчетных документах обязательно должно быть указано какое-либо значение. Если проводить аналогию с полем "КПП плательщика", в поле "КПП получателя" следует указывать либо КПП, либо "0".

Выводы

Учитывая изложенные выше положения законодательства, мы считаем, что если в расчетном документе, представленном организацией в учреждение банка, поле 101 заполнено каким-либо значением, расчетный документ следует считать документом на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей. В этом случае банк обязан проверить наличие информации в полях 101-110. При этом нам не удалось найти в законодательстве указаний на то, что банк вправе осуществлять проверку правильности заполнения полей 101-110 - он должен проверить только факт наличия информации и количество разрядов в указанных полях.

В случае, если поле 101 не заполнено, расчетный документ следует считать расчетным документом на перечисление текущих неналоговых платежей. В частности, об этом на пресс-конференции, посвященной внедрению новых форматов платежных поручений, говорила заместитель руководителя Департамента учета и отчетности МНС России Н.А. Козлова. Она подчеркнула, что банк проверяет соответствующие поля платежного поручения только в том случае, если заполнено поле 101 - "статус лица, оформившего платежный документ - налогоплательщик"

В нормативных документах ничего не говорится о том, что в этом случае банк должен контролировать наличие информации в полях 102-110, а тем более - обязывать составителя расчетного документа указывать какую-либо информацию в этих полях: таких требований в приведенных выше нормативных документах не содержится.

В платежных документах, реализованных в экономических программах фирмы "1С", заполнение полей 101-110 осуществляется в соответствии с приведенными выше доводами, а именно:

  • в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей поля 101-110 заполняются либо значащей информацией, либо, при невозможности ее указания - нулями;
  • в расчетных документах на перечисление текущих неналоговых платежей поля 101-110 не заполняются.

Фирма "1С" рекомендует своим пользователям в случае возникновения проблем при представлении в обслуживающие их банки платежных документов, подготовленных при помощи экономических программ фирмы "1С":

  • ссылаться на упомянутые в данном тексте нормативные документы и использовать приведенные выше доводы;
  • запрашивать у работников банка разъяснения того, на каком основании они предъявляют требования, не упомянутые в нормативных актах.

Информацию о таких случаях с указанием возможно более полных данных банка и того, какие аргументы приводили работники банка в обоснование своей позиции, просим передавать в службу технической поддержки фирмы "1С".

Заполнение полей 101-110 в расчетных документах нового образца

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии