Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Очередной поворот в истории "грязных платежей"

27.08.2003
Очередной поворот в истории "грязных платежей"
История со взиманием платежей за загрязнение окружающей природной среды получила продолжение: 12 июня 2003 года Правительство РФ приняло постановление № 344, которым утвердило базовые нормативы и коэффициенты для расчета платы за загрязнение окружающей среды. Какова теперь ситуация с правомерностью взимания этих платежей? Комментирует наш постоянный автор М.С. Мухин.

Содержание


15 мая 2003 года вступило в законную силу постановление Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49 о признании недействительным и не подлежащим применению пункта 2 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление № 632) и пункта 9 Порядка, утвержденного данным постановлением. Казалось бы, вопрос о том, следует ли вносить в бюджет указанный платеж, можно считать закрытым (об этом читайте статью в № 4 "БУХ.1С", апрель 2003 г.). Однако уже 12 июня 2003 года Правительство РФ приняло постановление № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление № 344). Таким образом, сюжет, закрученный более года назад, продолжает развиваться.

В обобщенном виде основные вопросы, вызывающие наибольший интерес природопользователей, могут быть представлены следующим образом:

  • Следует ли вносить плату за загрязнение окружающей природной среды за период деятельности до 15 мая 2003 года?
  • Можно ли возвратить из бюджета плату за загрязнение окружающей природной среды, уплаченную до 15 мая 2003 года?
  • Следует ли вносить плату за загрязнение окружающей природной среды с 29 июня 2003 года?

Плата за период деятельности до 15 мая

Первые два вопроса тесно связаны между собой, поскольку отправной точкой для них является дата вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № 03-49. Нетрудно предположить, что налоговые органы будут давать (а, возможно, уже дают) утвердительный ответ на первый вопрос и отрицательный - на второй. О высокой вероятности этого свидетельствует позиция, которую МНС России заняло в аналогичной ситуации, когда ВС РФ впервые признал недействительным Постановление № 632 (решение от 28.03.2002, вступившее в законную силу 04.06.2002). Указанная позиция была изложена в письме от 23.07.2002 № НА-6-21/1065@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды" следующим образом:

Выдержка из документа

"...Постановление признается незаконным (недействительным) с момента вынесения определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, то есть с 4 июня 2002 года, и оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему Российской Федерации, до вступления в законную силу Решения не имеется..."

Письмо МНС России от 23.07.2002 № НА-6-21/1065@

Мы не станем оспаривать эту позицию, тем более что в отношении последнего акта Верховного Суда РФ ее можно только предполагать. Попытаемся найти иной ключ к решению проблемы. Как следует из абзаца шестого пункта 2 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Согласно пункту 2 Постановления № 632 утверждение указанных базовых нормативов и коэффициентов было возложено на Минприроды России. Во исполнение данной нормы Минприроды России 27.11.1992 издало приказ без номера, которым и были утверждены базовые нормативы и коэффициенты. Именно делегирование Правительством РФ своих полномочий федеральному министерству и стало причиной для признания Верховным Судом РФ пункта 2 Постановления № 632 недействующим.

Вместе с тем, за многочисленными судебными разбирательствами для многих остался незамеченным тот факт, что еще приказом от 12.04.2002 № 187 Минприроды России признало недействующим свой Приказ от 27.11.1992 без номера. Новые базовые нормативы и коэффициенты утверждены Минприроды не были.

Таким образом, с 12 апреля 2002 года прекратили свое существование ставки платы за загрязнение окружающей природной среды - элемент, без которого исчисление любого обязательного платежа невозможно в принципе.

Следовательно, с указанной даты проблема исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды перешла из правовой плоскости в сугубо техническую.

Независимо от признания или непризнания за Правительством России права делегировать свои полномочия федеральным ведомствам, природопользователи оказались не в состоянии исчислить плату, а контролирующие органы - проконтролировать правильность ее исчисления. Остается лишь догадываться, чем руководствовались природоохранные органы, продолжавшие начислять природопользователям после 12 апреля 2002 года суммы платежей, а также налоговые органы, категорически настаивавшие на их уплате.

Наиболее наглядно указанную проблему продемонстировало письмо МНС России от 27.01.2003 № НА-6-21/115@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды", в котором главный налоговый орган страны, настаивая на необходимости внесения в бюджет указанной платы, оказался не в состоянии сообщить, какими ставками следует руководствоваться при расчете платежей за 3-й и 4-й кварталы 2002 года.

Сделать вывод из изложенного не представляет труда. Все притязания налоговых и природоохранных органов на взимание платы за загрязнение окружающей природной среды за период с 12 апреля 2002 года по 14 мая 2003 года не только лишены правовых оснований, но и практически нереализуемы. Суммы, внесенные природопользователями за этот период, подлежат безусловному возврату из бюджета, как излишне уплаченные.

Отдельно следует остановиться на периоде, предшествовавшем отмене ставок платы за загрязнение окружающей природной среды - до 12 апреля 2002 года. Возьмемся утверждать, что и до этой даты законные основания для взимания платы отсутствовали. Причина этого проста - приказ Минприроды России от 27.11.1992 без номера не был официально опубликован и не зарегистрирован в Минюсте России, что, кстати, и стало причиной для его отмены. В связи с этим хотелось бы узнать, каким образом налоговые и природоохранные органы намерены аргументировать обязанность природопользователей знать и применять кулуарно принятый нормативный правовой акт. Во всяком случае, часть третья статьи 15 Конституции РФ содержит вполне однозначный запрет на применение подобных документов:
"Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения".

Внесение платы с 29 июня 2003 года

С 29 июня 2003 года вступило в силу Постановление № 344, которым Правительство РФ, по сути, восполнило многолетний пробел в регулировании платы за загрязнение окружающей природной среды - установило ставки платы. С этой датой многие специалисты связывают окончательное решение "экологического вопроса". На первый взгляд, предпосылки для такого вывода имеются. Полномочия Правительства России устанавливать ставки платы за загрязнение окружающей природной среды подтверждены Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ.

Постановление № 344 официально опубликовано и введено в действие в полном соответствии с требованиями Указа Президента России от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Вместе с тем, считать вопрос решенным мешает одно весьма существенное обстоятельство. Ставки платы за загрязнение окружающей природной среды являются, безусловно, важным, но далеко не единственным ее элементом. Обязательный характер платежа предполагает установление срока его внесения. Вопрос же о сроках внесения платы за загрязнение окружающей природной среды по-прежнему остается открытым. В соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, указанные сроки должны устанавливаться территориальными органами Минприроды России. В действительности, данную функцию взяли на себя три федеральных ведомства - Минприроды, Минфин и Госналогслужба России (письмо от 03.03.1993 №№ 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10). Ранее нам уже приходилось отмечать, что тем самым указанные ведомства превысили свои полномочия*.

Примечание:
* См. статью Мухина М.С. в "БУХ 1С", №4, апрель 2003 года.

Факт государственной регистрации межведомственного письма в Минюсте России, состоявшийся более десяти лет назад, сегодня уже не выглядит безусловным подтверждением его правовой состоятельности. Невозможность отнесения трех федеральных ведомств к территориальным органам Минприроды России, на наш взгляд, более чем очевидна.

Таким образом, и после 29 июня 2003 года в руках природопользователей остается весьма серьезный аргумент - сроки внесения в бюджет платы за загрязнения окружающей природной среды надлежащими органами (территориальными органами Минприроды России) и надлежащим образом (с официальным опубликованием соответствующих нормативных правовых актов) не установлены. Окажутся ли заинтересованные государственные органы в состоянии парировать этот аргумент, покажет время.

Помимо изложенного, взимание платы за загрязнение окружающей природной среды существенно осложнено и другими обстоятельствами. Так, традиционный интерес к этому платежу испытывают налоговые органы. Однако их компетенция в данном вопросе отнюдь не выглядит бесспорной в свете позиции высших органов судебной власти страны, весьма своеобразно определивших статус платы за загрязнение окружающей природной среды ("фискальный сбор"), и поставивших ее тем самым вне системы налогов и сборов Российской Федерации. Наглядным подтверждением этой позиции является тот факт, что ВС РФ, признавая пункт 9 Порядка, утвержденного Постановлением № 632, недействующим, исходил из неправомерности безакцептного (бесспорного) порядка взыскания сумм платы за загрязнение окружающей природной среды с природопользователей. Констатируя непричастность платы к системе налогов и сборов Российской Федерации, нельзя не сделать вывод о том, что налоговые органы не вправе использовать свои полномочия для контроля за ее взиманием. Иными словами, органы МНС России не имеют никакого отношения к плате за загрязнение окружающей природной среды (за исключением случаев, когда они сами являются природопользователями). Данный вывод подтверждает позиция Федерального арбитражного суда Московского округа:

Дело №

"...Отнесение Конституционным Судом указанных платежей к "фискальным сборам", которые не упомянуты в ст. 8 НК РФ, и в силу компетенции налоговых органов, предусмотренной ст. ст. 31, 32 НК РФ, лишает налоговые органы взыскивать "фискальные сборы", поскольку данный платеж не входит в систему налогов и сборов в Российской Федерации..."

из Постановления ФАС МО от 02.06.2003 по делу № КА-А41/3458-03

Таким образом, вопрос о взыскании с природопользователей сумм платы за загрязнение окружающей природной среды может решаться только в судебном порядке.

При этом правомерность предъявления соответствующих исков налоговыми органами вызывает большие сомнения.

При этом даже независимо от того, будут ли установлены сроки внесения платы, к ней совершенно неприменимы положения статьи 75 НК РФ, регулирующие взыскание пени.

Заключение

Обобщая изложенное, можно сказать, что в ситуации с "грязными платежами" положение природопользователей, на наш взгляд, выглядит гораздо предпочтительнее, чем положение государственных контролирующих органов.

Постановление № 344, утвержденное Правительством РФ 12.06.2003, к сожалению, устранило лишь один, пусть и наиболее существенный пробел.

Для полного упорядочения взимания платы за загрязнение окружающей природной среды необходимо радикальное обновление нормативной правовой базы.

Без этого усилия Правительства Российской Федерации напоминают латание тришкиного кафтана.

Справка 1

Хронология событий, связанных с платой за загрязнение окружающей природной среды

19.12.1991 - принят Закон РСФСР № 2060-1 "О плате за загрязнение окружающей природной среды"

28.08.1992 - Правительством РФ принято постановление от № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (опубликовано 16.09.1992). Согласно пункту 2 Порядка дифференцированные ставки платы определяются как произведение базовых нормативов на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Утверждение базовых нормативов и коэффициентов согласно пункту 2 постановления № 632 поручено Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Взыскание сумм платежей согласно пункту 9 Порядка производится в безакцептном порядке.

27.11.1992 - приказом без номера Минприроды России утверждает базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды и коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Приказ не опубликован.

03.03.1993 - письмом № 04-15/61-638; 19; ВГ-6-02/10 Минприроды, Минфин и Госналогслужба Российской Федерации (опубликовано 03.06.1993) устанавливают сроки перечисления платы за загрязнение окружающей природной среды и сроки представления в налоговые органы расчетов платы.

10.01.2002 - принят Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 утрачивает силу.

28.03.2002 - Верховный Суд РФ решением № ГКПИ 2002-178 признает пункт 2 Постановления № 632 недействующим и не подлежащим применению.

12.04.2002 - Минприроды России приказом № 187 отменяет приказ от 27.11.1992 об утверждении базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Новые нормативы и коэффициенты не установлены.

04.06.2002 - решение Верховного Суда РФ № ГКПИ 2002-178 вступает в законную силу.

10.12.2002 - Конституционный Суд РФ выносит определение № 284-О (опубликовано 25.12.2002), которым подтверждает юридическую силу Постановления № 632.

12.02.2003 - Верховный Суд России решением № ГКПИ 03-49 признает пункт 2 Постановления № 632 и пункт 9 утвержденного им Порядка недействующими.

15.05.2003 - решение Верховного Суда России ГКПИ 03-49 вступает в законную силу.

12.06.2003 - Правительство РФ принимает постановление № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (опубликовано 21.06.2003), которым утверждает базовые нормативы и коэффициенты для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

_____________________________

Справка 2

АРГУМЕНТЫ, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ НЕЗАКОННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ О ВНЕСЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНЫМ ПЕРИОДАМ)

Элементы платы С 28.08.1992 по 03.06.1993 С 03.06.1993 по 11.04.2002 С 12.04.2002 по 14.05.2003 С 15.05.2003 по 28.06.2003 С 29.06.2003
Базовые нормативы и коэффициенты, служащие основой для исчисления платы Официально не опубликованы Официально не опубликованы Отменены Отменены и, кроме того, установлены незаконно
Сроки перечисления платы Не установлены Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами Установлены ненадлежащими органами

Взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды в 2003 году

Комментарии 0

1C:Предприятие 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 6-НДФЛ CRM агентская деятельность Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аренда недвижимости аттестация рабочих мест аудит база 1с база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безвозмездная передача имущества безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты возврат товаров восстановление НДС вредные условия труда выбор контрагента вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки государственный реестр гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка дебиторская задолженность декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зачет страховых взносов защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИП на УСН ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР классификация ОС ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж книга учета доходов и расходов КоАП РФ коды видов продукции командировочные расходы компенсации работникам компенсация за отпуск компенсация за проезд конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование малый бизнес маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по НДС налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые риски налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ с экономии на процентах некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новости новый формат счета-фактуры нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор новостей обновление КЛАДР обособленное подразделение обучение 1с обязанности налогоплательщика обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ онлайн-ккт освобождение от налогообложения освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росстат отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 ПБУ 8 первичные документы переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в ТК РФ пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика предельный доход для применения УСН представление сведений приказ Минфина приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование Росстат РСВ-1 рыночные цены свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандартный налоговый вычет стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ФСС судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата госпошлины уплата налогов управленческий учет 1с УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет дивидендов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет реализации учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет факторинговых операций учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма СЗВ-М формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции экспортные операции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры