Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Бланки строгой отчетности: новые правила

31.05.2005
Бланки строгой отчетности: новые правила
Правительство РФ наконец-то утвердило положение о бланках строгой отчетности, которого от него ждали после появления Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. О процедуре утверждения бланков строгой отчетности в соответствии с новым документом, а также о различных толкованиях законодательства по данному вопросу рассказывает А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам.

Содержание


Во исполнение требований пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) Правительство РФ своим постановлением от 31.03.2005 № 171 (далее - Постановление) утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков - пунктом 2 Постановления решена судьба бланков строгой отчетности, которые были утверждены до вступления в силу Закона № 54-ФЗ. Судьба данных документов после появления закона № 54-ФЗ, безусловно, интересовала налогоплательщиков, в связи с чем еще в 2003 году появились разъяснения контролирующих органов о легитимности "старых" бланков строгой отчетности (письмо МНС России от 23.06.2003 № БГ-10-22/406, письма Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24, от 05.08.2003 № 16-00-12/29). Постановление же ставит точку в обсуждении данного вопроса, указывая на то, что "старые" бланки строгой отчетности могут применяться заинтересованными лицами до утверждения новых форм бланков, но в любом случае не позднее 1 января 2007 года. Налогоплательщикам поставлены четкие временные границы, в пределах которых должна быть решена проблема организационного характера - утверждение новых форм бланков.

Однако для налогоплательщиков решение этого вопроса может оказаться непростым. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РФ от 30.07.1993 № 745, изданным во исполнение статьи 1 ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", инициатором утверждения Минфином России формы бланка строгой отчетности для того или иного вида деятельности, помимо заинтересованных министерств и ведомств, могло быть любое юридическое лицо. В соответствии же с пунктом 3 Положения формы бланков по-прежнему будут утверждаться Минфином России. Однако при этом изменен круг инициаторов - к таковым отнесены:

  • заинтересованные органы государственной власти (с учетом статьи 77 и 78 Конституции РФ в систему органов государственной власти входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ);
  • Центральный банк РФ;
  • организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

С учетом приведенных положений нормативных правовых актов в случае возникновения у организаций обоснованной потребности в утверждении Минфином России нового бланка строгой отчетности, таким организациям сначала придется объединиться по профессиональному признаку с тем, чтобы объединяющая организация могла инициировать перед Минфином России утверждение соответствующих бланков (либо каким-то образом "заинтересовывать" органы государственной власти).

Пунктом 12 Положения предусмотрено еще одно не очень приятное новшество в применении бланков строгой отчетности, состоящее в том, что Положение обязывает Минфин России утверждать бланки на определенный срок, что неизбежно будет приводить к необходимости постоянного отслеживания ситуации с актуальностью бланков.

Теперь остановимся на требованиях, которые предъявляет Положение к бланкам строгой отчетности, которые будут утверждаться в развитие Закона. Многим налогоплательщикам памятны требования налоговиков, настаивающих на том, что все бланки строгой отчетности должны быть зарегистрированы в налоговом органе, в противном случае налогоплательщиков регулярно пытались привлекать к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККМ. Однако такой порыв налоговых органов не был поддержан Минфином России, который своим письмом от 11.01.2001 № 16-00-24/73 разъясняет, что регистрация бланков строгой отчетности в налоговых органах не предусмотрена. Положение становится преемником нормативных правовых актов в данном вопросе, не предусматривая обязанности налогоплательщика по регистрации бланков строгой отчетности в налоговых (или каких-либо иных) органах.

Перечень обязательных реквизитов, которые должны иметь место на бланке строгой отчетности, приведен в пунктах 5 и 6 Положения:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения;
  • стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, предусмотрены следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;
  • вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;
  • стоимость услуги в денежном выражении.

Пунктом 8 Положения предусмотрена норма, в соответствии с которой в случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк.

Особый интерес у налогоплательщиков должен вызвать пункт 7 Положения (его специально рассмотрим после пункта 8), который гласит, что "...на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж)...". Правило, которое озвучено в данном пункте Положения, в очередной раз сталкивает контролирующие органы и налогоплательщиков в споре об обязательности изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом.

Позиция органов государственной власти по данному вопросу (только типографский способ) нашла отражение, в частности, в письме МНС России от 15.04.2002 № АС-6-06/476, а также в письме Минфина России от 26.11.2002 № 16-00-24/61.

Давайте попробуем оценить правомерность подобного утверждения.

Обращают на себя внимание используемые в Положении Правительством РФ следующей формулировки. Положение, указывая на необходимость отражения на бланках строгой отчетности выходных типографских данных, не относит указанную информацию к обязательным реквизитам такового, что позволяет утверждать, что данный реквизит является факультативным. Нельзя забывать и про пункт 8 Положения, который позволяет не заполнять те реквизиты, которые не могут быть заполнены ввиду отсутствия соответствующей информации. Более того, пункт 10 Положения указывает на то, что проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков (опять-таки не указано, что только типографским способом).

Надо отметить, что тезис контролирующих органов о необходимости изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом очень легко вошел в нашу жизнь и, к сожалению, был принят налогоплательщиками за аксиому.

Если же обратиться к нормативным правовым актам, касающимся оформления бланков строгой отчетности, то мы находим ответ на поставленный вопрос. Пунктом 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР, предусмотрено, что "...бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом)...". Данный документ в настоящее время действует в части, не противоречащей вновь принятым документам, регулирующим вопросы документооборота в бухгалтерском учете. Поскольку Минфином России вопрос оформления бланков строгой отчетности напрямую не урегулирован, то упомянутый документ может применяться налогоплательщиками. Документ же Минфина СССР недвусмысленно указывает на то, что бланки строгой отчетности могут быть изготовлены налогоплательщиком самостоятельно посредством печатной и копировальной техники. Более того, непонятно, зачем фискалам вообще понадобилось предъявлять к налогоплательщикам указанное требование? МНС России в письме от 15.04.2002 № АС-6-06/476 разъяснило, что лицензия на печать бланков строгой отчетности не является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности, бланки в налоговых органах регистрации не подлежат.... Таким образом, любая организация может напечатать бланки строгой отчетности по заказу третьего лица, которое сможет использовать их без каких-либо ограничений со стороны органов государственной власти. Возникает резонный вопрос: "Почему же, по мнению контролирующих органов, организация не может напечатать указанные бланки для себя?". Позиция фискалов является непоследовательной и не согласующейся с положениями нормативных правовых актов. Ведь бланки строгой отчетности являются "строгими", не потому, что кто-то их контролирует, а потому, что сам налогоплательщик должен обеспечить строгий контроль за их обращением. Об этом, в частности, говорят пункты 14-19 Положения, а также пункт 6.2 упоминавшегося Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, предполагающий, что бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Хранение копий использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих получение наличных денежных средств в оплату реализованных услуг, должно осуществляться в течение срока не менее 5 лет.

e-mail: kaafsnp@mail.ru

Бланки строгой отчетности: новые правила

Комментарии 0

1С-Отчетность 1С-Такском 1С:275ФЗ 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Договорчики 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Линк 1С:Мобильная касса 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-НДФЛ 4-ФСС 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит база 1с база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские бланки бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров вексель взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С внереализационные доходы водный налог возврат товаров восстановление НДС входной НДС выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты иностранным организациям выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственные и муниципальные закупки гражданин гражданско-правовой договор графики работы грузоперевозки двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия договор ГПХ договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог ИАС Консалтинг.Стандарт изменения изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2011 изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты имущественные налоги интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость камеральная проверка КАСКО кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР классификация ОС классификация отходов ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ командировочные расходы компенсация за досрочное увольнение компенсация за отпуск конгресс конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор круглая печать крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг ликвидация организации лицензирование личный кабинет налогоплательщика льготы по НДС малый бизнес маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий материальная выгода материальная помощь материнский капитал местные налоги метод начисления миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налог с продаж налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговый агент налоговый агент по НДФЛ налоговый мониторинг налоговый учет налогоплательщик НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ по договору ГПХ НДФЛ с экономии на процентах негативное воздействие на окружающую среду недостача незавершенное строительство некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты нефинансовые активы НИОКР НК РФ НМА новости новые декларации нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обеспечительный платеж обзор обновление КЛАДР обособленное подразделение обучение 1с обязанность работника уплачивать НДФЛ обязательное социальное страхование обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ ОСАГО освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росприроднадзор отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда паспорт сделки патентная система ПБУ 1 ПБУ 15 ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 ПБУ 24 ПБУ 8 пени первичные документы переделы учет переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала повышение ставок подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ пособие по беременности и родам пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика предельный доход для применения УСН представительские расходы представление документов приказ Минфина проверка ИНН/КПП производственный календарь простое товарищество проф. Пятов профессиональные вычеты псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на оплату труда расходы на рекламу расходы организации расходы упрощенца расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация решения 1с росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены сведения о размещении заказа свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель смена юридического адреса совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда списание материалов средний заработок средняя численность работников ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты статистика статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ПФР страховые взносы в ФСС страховые взносы для ИП страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов удержание НДФЛ УКД универсальный корректировочный документ УПД управление финансами управленческий учет 1с упрощеные способы ведения бухучета УСН уставный капитал уступка требования уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в строительстве учет в тсж учет дивидендов учет доходов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет материальных затрат учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет прав на результаты интеллектуальной деятельности учет премий учет расходов при УСН учет расходов при хищении учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет факторинговых операций учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС фиксированные страховые взносы финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма декларации форма СЗВ-М формы документов ФСС цессия ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт электронная отчетность электронная подпись электронные деньги электронные счета-фактуры электронный документооборот энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры