Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Бланки строгой отчетности: новые правила

31.05.2005
Бланки строгой отчетности: новые правила
Правительство РФ наконец-то утвердило положение о бланках строгой отчетности, которого от него ждали после появления Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. О процедуре утверждения бланков строгой отчетности в соответствии с новым документом, а также о различных толкованиях законодательства по данному вопросу рассказывает А.А. Куликов, консультант по налогам и сборам.

Содержание


Во исполнение требований пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) Правительство РФ своим постановлением от 31.03.2005 № 171 (далее - Постановление) утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

Первое, на что хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков - пунктом 2 Постановления решена судьба бланков строгой отчетности, которые были утверждены до вступления в силу Закона № 54-ФЗ. Судьба данных документов после появления закона № 54-ФЗ, безусловно, интересовала налогоплательщиков, в связи с чем еще в 2003 году появились разъяснения контролирующих органов о легитимности "старых" бланков строгой отчетности (письмо МНС России от 23.06.2003 № БГ-10-22/406, письма Минфина России от 14.07.2003 № 16-00-12/24, от 05.08.2003 № 16-00-12/29). Постановление же ставит точку в обсуждении данного вопроса, указывая на то, что "старые" бланки строгой отчетности могут применяться заинтересованными лицами до утверждения новых форм бланков, но в любом случае не позднее 1 января 2007 года. Налогоплательщикам поставлены четкие временные границы, в пределах которых должна быть решена проблема организационного характера - утверждение новых форм бланков.

Однако для налогоплательщиков решение этого вопроса может оказаться непростым. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РФ от 30.07.1993 № 745, изданным во исполнение статьи 1 ранее действовавшего Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", инициатором утверждения Минфином России формы бланка строгой отчетности для того или иного вида деятельности, помимо заинтересованных министерств и ведомств, могло быть любое юридическое лицо. В соответствии же с пунктом 3 Положения формы бланков по-прежнему будут утверждаться Минфином России. Однако при этом изменен круг инициаторов - к таковым отнесены:

  • заинтересованные органы государственной власти (с учетом статьи 77 и 78 Конституции РФ в систему органов государственной власти входят федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ);
  • Центральный банк РФ;
  • организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

С учетом приведенных положений нормативных правовых актов в случае возникновения у организаций обоснованной потребности в утверждении Минфином России нового бланка строгой отчетности, таким организациям сначала придется объединиться по профессиональному признаку с тем, чтобы объединяющая организация могла инициировать перед Минфином России утверждение соответствующих бланков (либо каким-то образом "заинтересовывать" органы государственной власти).

Пунктом 12 Положения предусмотрено еще одно не очень приятное новшество в применении бланков строгой отчетности, состоящее в том, что Положение обязывает Минфин России утверждать бланки на определенный срок, что неизбежно будет приводить к необходимости постоянного отслеживания ситуации с актуальностью бланков.

Теперь остановимся на требованиях, которые предъявляет Положение к бланкам строгой отчетности, которые будут утверждаться в развитие Закона. Многим налогоплательщикам памятны требования налоговиков, настаивающих на том, что все бланки строгой отчетности должны быть зарегистрированы в налоговом органе, в противном случае налогоплательщиков регулярно пытались привлекать к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККМ. Однако такой порыв налоговых органов не был поддержан Минфином России, который своим письмом от 11.01.2001 № 16-00-24/73 разъясняет, что регистрация бланков строгой отчетности в налоговых органах не предусмотрена. Положение становится преемником нормативных правовых актов в данном вопросе, не предусматривая обязанности налогоплательщика по регистрации бланков строгой отчетности в налоговых (или каких-либо иных) органах.

Перечень обязательных реквизитов, которые должны иметь место на бланке строгой отчетности, приведен в пунктах 5 и 6 Положения:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения;
  • стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, предусмотрены следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк;
  • вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров;
  • стоимость услуги в денежном выражении.

Пунктом 8 Положения предусмотрена норма, в соответствии с которой в случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк.

Особый интерес у налогоплательщиков должен вызвать пункт 7 Положения (его специально рассмотрим после пункта 8), который гласит, что "...на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж)...". Правило, которое озвучено в данном пункте Положения, в очередной раз сталкивает контролирующие органы и налогоплательщиков в споре об обязательности изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом.

Позиция органов государственной власти по данному вопросу (только типографский способ) нашла отражение, в частности, в письме МНС России от 15.04.2002 № АС-6-06/476, а также в письме Минфина России от 26.11.2002 № 16-00-24/61.

Давайте попробуем оценить правомерность подобного утверждения.

Обращают на себя внимание используемые в Положении Правительством РФ следующей формулировки. Положение, указывая на необходимость отражения на бланках строгой отчетности выходных типографских данных, не относит указанную информацию к обязательным реквизитам такового, что позволяет утверждать, что данный реквизит является факультативным. Нельзя забывать и про пункт 8 Положения, который позволяет не заполнять те реквизиты, которые не могут быть заполнены ввиду отсутствия соответствующей информации. Более того, пункт 10 Положения указывает на то, что проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков (опять-таки не указано, что только типографским способом).

Надо отметить, что тезис контролирующих органов о необходимости изготовления бланков строгой отчетности только типографским способом очень легко вошел в нашу жизнь и, к сожалению, был принят налогоплательщиками за аксиому.

Если же обратиться к нормативным правовым актам, касающимся оформления бланков строгой отчетности, то мы находим ответ на поставленный вопрос. Пунктом 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР, предусмотрено, что "...бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом)...". Данный документ в настоящее время действует в части, не противоречащей вновь принятым документам, регулирующим вопросы документооборота в бухгалтерском учете. Поскольку Минфином России вопрос оформления бланков строгой отчетности напрямую не урегулирован, то упомянутый документ может применяться налогоплательщиками. Документ же Минфина СССР недвусмысленно указывает на то, что бланки строгой отчетности могут быть изготовлены налогоплательщиком самостоятельно посредством печатной и копировальной техники. Более того, непонятно, зачем фискалам вообще понадобилось предъявлять к налогоплательщикам указанное требование? МНС России в письме от 15.04.2002 № АС-6-06/476 разъяснило, что лицензия на печать бланков строгой отчетности не является обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности, бланки в налоговых органах регистрации не подлежат.... Таким образом, любая организация может напечатать бланки строгой отчетности по заказу третьего лица, которое сможет использовать их без каких-либо ограничений со стороны органов государственной власти. Возникает резонный вопрос: "Почему же, по мнению контролирующих органов, организация не может напечатать указанные бланки для себя?". Позиция фискалов является непоследовательной и не согласующейся с положениями нормативных правовых актов. Ведь бланки строгой отчетности являются "строгими", не потому, что кто-то их контролирует, а потому, что сам налогоплательщик должен обеспечить строгий контроль за их обращением. Об этом, в частности, говорят пункты 14-19 Положения, а также пункт 6.2 упоминавшегося Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, предполагающий, что бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Хранение копий использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих получение наличных денежных средств в оплату реализованных услуг, должно осуществляться в течение срока не менее 5 лет.

e-mail: kaafsnp@mail.ru

Бланки строгой отчетности: новые правила

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры