Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Признание сделок недействительными

08.07.2005
Признание сделок недействительными
Оспаривание налоговыми органами сделок, заключаемых налогоплательщиками, пожалуй, никогда не вызывало особого беспокойства у последних. Как известно, налоговые органы предпочитают опираться на более простые механизмы давления на налогоплательщиков. Обращение налоговиков в суды с исками о признании сделок недействительными никогда не носило массового характера. Тем не менее, после принятия Президиумом ВАС РФ постановления от 15.03.2005 № 13885/04 (читайте рубрику "Арбитражная практика") в средствах массовой информации эта тема стала обсуждаться достаточно активно. С тем, насколько серьезны последствия указанного судебного акта для рядового налогоплательщика, разбираются М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России и А.Р. Назаров, заместитель начальника управления ФСКН России.

Содержание


История проблемы

Право судебного оспаривания сделок налоговые органы получили практически одновременно с созданием ныне действующей системы налогового контроля. Еще в Законе СССР от 21.05.1990 № 1492-1 "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций" предусматривалось право "предъявлять в арбитраже и суде иски к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о взыскании в доход государства средств, полученных ими по незаконным сделкам, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований". Впоследствии соответствующие полномочия были изложены более корректно в абзацах втором и третьем пункта 11 статьи 7 Закона РСФСР от 21.03.1991 № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" (ныне - Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации"). Согласно им налоговым органам предоставлено право "предъявлять в суде и арбитражном суде иски:...

  • о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  • о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий".

Заметим, что указанные нормы с 1991 года и до настоящего времени сохраняются в неизменном виде.

Введение в действие с 1 января 1999 года части первой НК РФ ничего не изменило в правовом регулировании рассматриваемого вопроса - статья 31 НК РФ практически полностью воспроизводила нормы Закона № 943-1 о полномочиях налоговых органов по оспариванию сделок.

Ситуация коренным образом поменялась с 18 августа 1999 года, когда Федеральным законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ в часть первую НК РФ были внесены изменения и дополнения, в числе которых была новая редакция статьи 31 НК РФ, не содержавшая норм, дающих право налоговым органам оспаривать сделки налогоплательщиков. Отметим также и то, что изменилась редакция пункта 2 статьи 31 НК РФ: если до 18 августа 1999 года налоговые органы могли осуществлять иные права, предусмотренные как НК РФ, так и другими федеральными законами, то с указанной даты иные права налоговых органов могли предусматриваться исключительно НК РФ. Иными словами, законодатель не только исключил из НК РФ норму прямого действия, но и урезал отсылочную норму, исключив возможность применения Закона № 943-1.

Что двигало разработчиками проекта Закона № 154-ФЗ, вполне отчетливо ограничившими право налоговых органов на оспаривание сделок? Пояснительная записка к проекту № 98090132-2 не дает ответа на этот вопрос. Как утверждается в ней, "предлагаемые поправки к Налоговому кодексу не меняют саму концепцию Кодекса и направлены лишь на устранение неточности формулировок его отдельных положений". Заметим, однако, что рассматриваемые положения статьи 31 НК РФ не грешили какими-либо "неточностями формулировок", которые необходимо было бы устранить. Изменения были настолько юридически выверенными и последовательными, что не оставляли сомнений: разработчики сознательно "выключили" налоговые органы из исковой работы по оспариванию сделок. Поскольку сами разработчики открыто не обозначили свою позицию по данному вопросу, не будем пытаться угадать ее. Вместе с тем заметим, что соответствующие полномочия налоговых органов едва ли могли серьезно осложнить жизнь налогоплательщиков. Анализ судебно-арбитражной практики также свидетельствовал о том, что количество споров о сделках в общей массе "налоговых" споров было крайне несущественно, а после введения судебного порядка взыскания налоговых санкций стало и вовсе символическим. Тем не менее, произошло то, что произошло - практически любая попытка налоговых органов обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной пресекалась со ссылкой на то, что по делу выступает ненадлежащий истец.

Один из последних судебных актов такого рода - постановление ФАС СЗО от 27.01.2005 по делу № А56-13804/04 - дает исчерпывающее представление о преобладавшем на тот момент толковании закона:

Дело №

"Согласно части первой статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, государственные органы наделены полномочиями обращаться в арбитражный суд с исками и заявлениями в защиту публичных интересов.
Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации наделены правом заявлять в арбитражные суды только те иски, предъявление которых согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции этих органов.
Названная норма не предоставляет налоговому органу права на предъявление иска о признании сделки, заключенной коммерческими организациями, недействительной.
Довод Инспекции о том, что такое право предоставлено налоговым органам пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции 1999 года, суд правомерно отклонил. Согласно статье 7 Федерального закона "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, содержащийся в статье 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей Кодексу.
В соответствии с пунктом 25 Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) статья 31 Кодекса изложена в новой редакции, не содержащей прямого указания на то, что налоговым органам предоставлено право на предъявление исков о признании сделок недействительными.
Тот факт, что этот перечень не является исчерпывающим, не дает истцу права на обращение в суд с подобным иском, поскольку такое право должно быть прямо предусмотрено федеральным законом, чего в данном случае нет.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно сославшись на статью 7 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сделали правомерный вывод о том, что в настоящее время при определении объема процессуальной правосубъектности налоговых органов следует исходить из приоритетного значения норм, содержащихся в Налоговом кодексе Российской Федерации".

Отдельно остановимся на правовой оценке, данной судом кассационной инстанции Определению КС РФ от 25.07.2001 № 138-О, в котором содержится прямое указание на возможность оспаривания сделок налоговыми органами:

Дело №

"Довод жалобы о том, что обжалуемые судебные акты приняты без учета определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О, был предметом исследования судов обеих инстанций, и ему дана следующая надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что названным определением разъяснялось постановление данного суда, принятого до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации на основании законодательства, действо вавшего на момент его принятия".

Итак, с 18 августа 1999 года и до недавнего времени налогоплательщики были ограждены от исков, в которых налоговыми органами оспаривалась состоятельность заключенных ими сделок. Однако 15 марта 2005 года Президиум ВАС РФ вынес постановление, заставившее по-новому взглянуть на данную проблему.

Оспаривание сделок

Достаточно длительная практика прекращения производства по делам об оспаривании налоговыми органами сделок, заключенных налогоплательщиками, прекратилась, когда Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.03.2005 № 13885/04 указал на необходимость рассмотрения дел такого рода по существу (подробнее с доводами ВАС РФ можно ознакомиться в рубрике "Арбитражная практика").

Позиция Президиума ВАС РФ была встречена предпринимателями, мягко говоря, без воодушевления. Большинство комментариев в средствах массовой информации носило явно выраженный критический характер. Высказывались прогнозы об увеличении давления на налогоплательщиков и даже чуть ли не об удвоении количества споров.

Рискнем высказать противоположную точку зрения.

С формальной точки зрения процитированное выше постановление действительно представляется не вполне безупречным. Приоритет части первой НК РФ над другими федеральными законами, регулирующими налоговые правоотношения, в статье 31 НК РФ определен достаточно четко. Нормы пункта 11 статьи 7 Закона № 943-1, на наш взгляд, предназначены для использования налоговыми органами при осуществлении административных функций вне рамок налоговых правоотношений (госу-дарственная регистрация юридических лиц, контроль за применением кассовой техники, контроль за оборотом алкогольной продукции, валютный контроль и т. д.). Тем не менее, только арбитражному суду предоставлено право определять норму права, подлежащую применению в споре. Тезис о том, что налоговые органы резко усилят давление на налогоплательщиков, едва ли можно воспринимать всерьез. Неурегулированность норм, касающихся осуществления налогового контроля, позволяет оказывать на налогоплательщиков достаточное давление, не прибегая к судебным процедурам. При всех претензиях, периодически предъявляемых нашим судам, едва ли можно упрекнуть их в ангажированности государством. Во всяком случае, результаты судебных разбирательств "налоговых" споров свидетельствуют о достаточно весомом преимуществе налогоплательщиков. В таких условиях у последних есть все основания рассчитывать на объективное рассмотрение претензий налоговых органов. И уж совсем натянутым выглядит утверждение о якобы предстоящем удвоении количества споров. Многолетний опыт работы в органах налоговой полиции в ту пору, когда возможность оспаривания сделок не подвергалась сомнению, а также немалый опыт предъявления подобных исков позволяет нам утверждать: иски такого рода были и останутся "штучным товаром".

К тому же критика судебного акта столь высокого уровня может носить исключительно теоретический характер, и вряд ли будет представлять интерес для налогоплательщиков. Им просто нужно осознать тот факт, что, налоговые органы, как и до 18 августа 1999 года, имеют полное право ставить вопрос о проверке сделок в порядке судебного контроля.

Что делать налогоплательщику?

Постановление ВАС РФ от 15.03.2005 № 13885/04 окончательно определило направление, по которому будет развиваться правоприменительная практика. В такой ситуации для налогоплательщика важно четко представлять, каким образом он должен себя вести, чтобы не очутиться в положении ответчика. Кстати, что следует делать в этом положении, налогоплательщику тоже следует знать.

Прежде всего, следует учитывать, что право налоговых органов на оспаривание сделок не является абсолютным и безусловным. Как отметил Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.03.2005 № 13885/04, "полномочия налоговых органов в сфере признания сделок недействительными должны реализовываться постольку, поскольку это необходимо для выполнения возложенных на них задач". Иными словами, сделка, обладающая признаками недействительности, не может быть оспорена налоговым органом, если последствия этой сделки лежат вне сферы его компетенции. В то же время, важно помнить, что полномочия налоговых органов не исчерпываются только налоговыми правоотношениями. Как уже отмечено выше, налоговые органы наделены целым рядом контрольных функций в таких сферах, как государственная регистрация юридических лиц, контроль за применением кассовой техники, контроль за оборотом алкогольной продукции, валютный контроль. Хотя контроль в области налоговых правоотношений, несомненно, является для налоговых органов основным.

Второй немаловажный аспект состоит в необходимости правильной правовой дифференциации недействительных сделок. Нередко приходится сталкиваться с совершенно произвольным употреблением терминов "недействительная сделка", "ничтожная сделка", "мнимая сделка" без малейшей попытки уяснить их правовое значение. Статья 166 ГК РФ разделяет недействительные сделки на ничтожные и оспоримые. Ничтожность сделки не требует признания ее недействительной судом, однако последствия недействительности любой сделки применяются только судом. Для признания недействительной оспоримой сделки необходимо обращение в суд.

Наиболее наглядно применение последствий ничтожных сделок в налоговых отношениях отражено в подпункте 1 пункта 1 статьи 45 НК РФ. Данная норма устанавливает исключительно судебный порядок взыскания налога в случае, когда обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами. Из данной нормы прямо следуют следующие обстоятельства:

  • налоговый орган вправе изменить юридическую квалификацию сделок налогоплательщика (речь идет о ничтожных сделках, признание которых недействительными не требует обращения в суд);
  • последствия недействительности таких сделок в виде взыскания суммы налога применяются только судом.

В данном случае законодателю удалось найти, пожалуй, идеальную форму соответствия норм НК РФ и ГК РФ. С одной стороны, налоговый орган не связан формальными условиями мнимой или притворной сделки и вправе, опираясь на положения статьи 170 ГК РФ и статьи 45 НК РФ и выяснив действительную волю участников сделки, определить на их основе размер налоговых обязательств. С другой стороны, налогоплательщик защищен от произвольного или попросту ошибочного толкования условий сделки со стороны налогового органа, поскольку механизм бесспорного взыскания суммы налога в такой ситуации неприменим.

Самым типичным примером притворной сделки (заключенной с целью прикрыть другую сделку) может служить вуалирование арендных отношений различными договорами о совместной деятельности, о сотрудничестве и т.п. В качестве примера мнимой сделки (заключенной лишь для вида) можно привести сдачу в аренду "лишних" транспортных средств, мешающих применению специального налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход (при фактической эксплуатации этих транспортных средств налогоплательщиком).

Что касается оспоримых сделок, то среди них "налоговый уклон" имеют, прежде всего, сделки, предусмотренные статьей 169 ГК РФ, основанием недействительности которых является наличие у сторон (стороны) цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. В том случае, если налоговому органу удастся доказать наличие подобной цели хотя бы у одной из сторон сделки, с нее в доход РФ взыскивается все полученное по сделке. Впрочем, судебные решения, основанные на статье 169 ГК РФ, встречаются крайне редко. Практически все случаи оспаривания сделок по основаниям, предусмотренным статьей 169 ГК РФ, связаны с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость. Чтобы не перечислять основные доводы, позволяющие оспаривать такие сделки, отметим, что они практически полностью соответствуют доводам, по которым арбитражные суды отказывают налогоплательщикам в возмещении НДС. Иными словами, налоговые органы могут рассчитывать на успех, когда располагают доказательствами недобросовестности налогоплательщика, а не его контрагентов.

Заключение

Обобщая изложенное, следует сказать, что, в отличие от традиционных налоговых ошибок, в ситуации со сделками элемент случайности гораздо менее вероятен для налогоплательщика. Учитывая, что при заключении любой сделки всегда присутствует воля сторон, случайно заключить недействительную сделку практически невозможно. Единственным исключением можно считать заключение сделки с несуществующим лицом (такая сделка будет считаться недействительной как не соответствующая законодательству), однако подтверждение наличия статуса юридического лица является достаточно простой процедурой. Поэтому мы не считаем сделки сферой повышенного налогового риска, за исключением тех случаев, когда налогоплательщик сознательно идет на нарушение закона.

Признание сделок недействительными

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры