У всех "на слуху" постепенный перевод отечественного учета на международные стандарты*. По мнению постоянного автора этой рубрики Я.В. Соколова, д.э.н., профессора, члена Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, недостаточно привести в соответствие МСФО нормативные акты. Необходимо также по-новому научиться смотреть на учет - осмысленно.

Содержание

В 1944 году в Англии было выдвинуто одно положение (а в 1947 году оно получило и юридическое признание). По-английски оно звучит просто и ясно: true and fair view, но чем четче оригинал, тем труднее его переводить. Сейчас по-русски его передают по-разному, но в целом преобладает такой перевод: достоверный и добросовестный взгляд.

Как нам надо понимать идеи зарубежных коллег

Иногда, когда имеешь дело с иностранцами, то кажется, что они очень любят говорить лозунгами. Мы тоже, иногда. Может быть, поэтому за их словами нам кажутся добрые пожелания и больше ничего. Но это ошибка. Они говорят общо, но думают очень конкретно. Они любят говорить, что у бухгалтера должен быть достоверный и добросовестный взгляд на дела финансово-хозяйственной деятельности. Кто же из нас будет спорить: мы все признаем необходимость достоверности составляемых нами данных, и все признаем неизбежность добросовестной работы.

Однако неожиданно для нас англичане и многие европейцы вкладывают в это словосочетание несколько иной смысл. Для нас неожиданный и очень конкретный. Настолько конкретный, что он меняет почти все наши представления о регулировании бухгалтерского учета.

Как регулировать правила бухгалтерского учета

Мы привыкли, чтобы для любой работы была четкая инструкция, а в ней должно быть ясно написано, что и как бухгалтеру нужно делать. Это нормативное регулирование. Бухгалтеру хорошо, он может не думать, ему все сказано. Кроме того, он защищен, любые придирки начальников, налоговиков, следователей отбиваются указаниями на Закон. И, что немаловажно, в этом случае можно не думать - за всех думает Минфин. Однако такой подход имеет большой недостаток: ни одна самая подробная инструкция не может предусмотреть все случаи, которые нам дарит жизнь. При этом, постоянно опираясь на тексты инструкций, бухгалтер может разучиться думать. С инструкцией он боится мыслить, он обижается, когда обстоятельства вынуждают его делать это, ибо суть в том, что он страшится ответственности.

Может быть, именно поэтому в англо-говорящих странах нормативному регулированию предпочитают регулирование профессиональное. Не государство обязывает бухгалтеров работать по своим требованиям, а сами бухгалтеры, образовав сообщество, свой Институт, вырабатывают свои правила (стандарты) и им следуют. Эти правила имеют достаточно общий смысл и носят скорее рекомендательный, чем директивный характер, ибо все решения декларируются и перепроверяются самими бухгалтерами. Они исходят из того, что составляемая ими отчетность должна быть достоверной, а данные в ней представлены добросовестно.

Доктрина

Профессиональное суждение претворяется в жизнь согласно бухгалтерской доктрине достоверного и добросовестного взгляда составителей и пользователей на бухгалтерскую отчетность.

Обычно под доктриной понимают некий общий принцип, и бухгалтеры Англии выработали и приняли его. А вступление Англии в Европейский союз привело к тому, что ЕС ввел в свои нормативные документы эту доктрину. Ее суть можно показать на следующем примере. В континентальной Европе, если горит на улице красный свет, все пешеходы стоят и ждут зеленого света, и только тогда идут. Это нормативное регулирование. В Англии люди смотрят по сторонам, и, если нет идущего транспорта, смело переходят улицу. Это профессиональное регулирование уличного движения.

Доктрина и МСФО

Сейчас все готовятся к переходу на МСФО, но при этом забывают главное: в основе международных стандартов лежит профессиональное суждение и доктрина достоверного и добросовестного взгляда. МСФО - не столько новая инструкция, как многие думают, сколько совершенно новое понимание дела и отношение к нему.

Доктрина и мы

Кто-нибудь, читая этот текст, подумает, как далеко это от практики, как оторвались писатели от читателей, теоретики от людей дела. Какое отношение все эти рассуждения имеют к нашей жизни и нашей работе? И эти наши коллеги будут чуть-чуть правы, но не совсем.

Правы, ибо ни в учебниках, ни в нормативных документах словосочетание "достоверный и добросовестный взгляд" у нас не встречается, но эта правда кажущаяся. А не правы потому, что выводы, которые из доктрины вытекают, составляют краеугольный камень нашего бухгалтерского учета, представлены в пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в котором, в частности, сказано: "В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием".

Это положение и есть достоверный и добросовестный взгляд на данные бухгалтерской отчетности. И если бухгалтер-практик никогда не прибегал к этому требованию, то он, в сущности, не выполнял добросовестно свою работу, а в достоверности данных его отчетности можно усомниться.

Юридическая аналогия

Условно все правовые теории можно разделить на две группы: позитивистские и доктрины естественного права. В первом случае юридическая норма предписывается властным органом, и за ее несоблюдение следует кара (наказание). Так мы себе и представляем предписания для бухгалтеров. Во втором случае, если вы придерживаетесь доктрины естественного права, то вы обязаны критически отнестись к писаным нормам, тщательно обдумать и проанализировать их, и только затем решить, следовать ли им, или ваша добросовестность обяжет вас изобразить и представить в отчетности более достоверно оценку учитываемых объектов. В этом суть.

Переход на международные стандарты и принятие доктрины достоверного и добросовестного взгляда означает для нас, бухгалтеров, переход от права позитивного к праву естественному.

Доктрина достоверного и добросовестного взгляда предопределяет порядок работы, а ее парадоксальные следствия приведут к тому, что бухгалтера можно будет наказать не за нарушение инструкций, а, наоборот, за их выполнение, точнее - за их бездумное выполнение.

Итоги

Жизнь идет, и все меняется. Мы постепенно и старательно переходим на МСФО, пытаемся перепрыгнуть пропасть в несколько прыжков.

Но МСФО - это не набор новых инструкций, а новое мышление, и перестраивать надо, прежде всего, его и свои представления об учете, а не инструкции и ПБУ. Конечно, и их тоже надо менять. Но все начинать надо с самих себя. Это главное.

Достоверный и добросовестный взгляд

Комментарии