Новое в налоговом законодательстве в 2006 году
В 2005 году законодатели внесли массу изменений в НК РФ, которые коснулись почти всех налогов. Обо всех изменениях мы своевременно информировали наших читателей (публиковали соответствующие комментарии специалистов). В последнем номере за 2005 год мы решили объединить в одной статье сведения обо всех наиболее значимых изменениях, которые ждут наших читателей в 2006 году.

Содержание

Наиболее существенные изменения по налогу на прибыль, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, уже вступили в силу. В частности, это изменения, позволяющие организации самостоятельно определять перечень прямых расходов, а также формировать стоимость товаров.* Напомним: для того, чтобы применять новые правила, необходимо было внести изменения в учетную политику, обозначив выбранный способ определения расходов в том или ином случае.

Примечание:
* Читайте также

Помимо уже вступивших в силу изменений, есть и те, которые следует применять с 1 января 2006 года. На них мы остановимся отдельно, поскольку обилие изменений, связанных с налогом на прибыль, а также разные сроки вступления их в силу, могут запутать даже самых "продвинутых" бухгалтеров. Итак, что же нового по налогу на прибыль нас ожидает в 2006 году.

С 2006 года обособленные подразделения, зарегистрированные в пределах одного субъекта РФ, смогут отчитываться и уплачивать налог через одно подразделение. Для этого необходимо будет уведомить местные налоговые органы, на какое из подразделений возложена такая обязанность, причем по месту учета каждого обособленного подразделения. Специальной утвержденной в установленном порядке формы налогового уведомления для этого случая нет, поэтому можно написать уведомление в произвольной форме или воспользоваться вариантом уведомления, предложенным ФНС России (письмо от 31.10.2005 № ММ-6-02/916). Сроки подачи таких уведомлений налоговым кодексом не регламентируются. Следуя логике, можно предположить, что уведомить налоговый орган необходимо до 28 января 2006 года (т.е. первого после нового года срока сдачи отчетности).

Что касается подготовки отчетности ответственного обособленного подразделения в экономических программах фирмы "1С", то с 1 января 2006 года в связи с указанными "новшествами" изменится только порядок расчета показателей декларации: теперь ответственное обособленное подразделение должно считать долю прибыли, подлежащей налогообложению, исходя не только из своих показателей, но и из показателей всех других подразделений. Порядок заполнения самой декларации при этом не меняется.

Таким образом, существующие возможности программ фирмы "1С" позволяют сформировать отчетность нескольких обособленных подразделений, находящихся на территории одного субекта РФ.

Подробнее о подготовке отчетности обособленными подразделениями читайте здесь.

Законодатель несколько смягчил требования к документам, подтверждающим расходы. Теперь в качестве таковых можно использовать документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве. Законодатели внесли уточнения в формулировку статьи 252 НК РФ. Напомним, что в старой редакции НК РФ расходы считались документально подтвержденными, только если были оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Помимо этого, можно использовать документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (например, таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчеты о выполненной работе в соответствии с договором).

В пункт 1 статьи 265 НК РФ добавлен новый подпункт 19.1, в соответствии с которым с 2006 года расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), признаются внереализационными расходами.

Напомним, что ранее у налогоплательщиков были проблемы с признанием таких скидок в качестве расходов. Так, Минфин России в ответе на частный запрос (письмо от 15.07.2005 № 03-03-04/1/79) сообщил, что действующая редакция НК РФ не позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму предоставленных покупателю скидок, бонусов, вознаграждений (оговоримся, что в данном случае речь идет о скидках, предоставляемых уже после продажи товаров). О проблемах, связанных с использованием кредит-нот в расчетах читайте здесь. До вступления в силу указанной поправки налоговые органы рассматривали такие скидки как прощение долга, что, естественно, не было выгодно ни продавцу, ни покупателю.

Ранее существовала проблема (подробнее читайте в статье "Налоговые последствия ликвидации основных средств") с оценкой в целях налогообложения прибыли материально-производственных запасов, оприходованных в виде излишков или полученных после демонтажа (ликвидации) основных средств.

С вступлением в силу новой редакции пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость таких материально-производственных запасов учитывается в составе материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Однако их стоимость определяется как сумма налога, исчисленная с внереализационного дохода в момент, когда эти излишки возникли. Данная норма позволяет учесть в составе материальных расходов 24 % от стоимости излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств.

Теперь порядок отнесения стоимости МПЗ к расходам закреплен законодательно , но появились и ограничения - не всю стоимость можно включить в расходы, а только ее часть (24 %).

В состав амортизируемого имущества теперь будут включаться неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя (о проблемах, связанных с улучшением арендованного имущества до вступления в силу изменений в НК РФ, читайте здесь). При этом, естественно, прописан порядок амортизации такого имущества (дополнения к статье 258 НК РФ):

  • капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем (при этом амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода имущества в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором производится возмещение расходов арендатору - дополнения к ст. 259, введенные Законом);
  • капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды.

Может возникнуть вопрос: а как быть в случае, когда в связи с окончанием срока аренды неотделимые улучшения, произведенные арендатором за свой счет, передаются арендодателю вместе с объектом? Не возникает ли у последнего налоговая база?

Нет, не возникает - такой ответ следует из нового подпункта 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ. То есть, у арендодателя в налоговом учете ни доход не признается, ни амортизация в дальнейшем не начисляется.

Важным нововведением 2006 года, касающимся налогового учета основных средств, является возможность включения в расходы текущего периода расходов на капитальные вложения в размере 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Обращаем ваше внимание, что применение 10-процентного бонуса - это право, а не обязанность организации. На дату начала начисления амортизации к налоговому учету можно принять и сумму амортизации, рассчитанную в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, и 10-процентный бонус. Обратите внимание, что это приведет к возникновению отложенного налогового обязательства, так как расходы на амортизацию в налоговом учете превысят таковые в бухгалтерском.

Еще одним нововведением является отмена установленного статьей 283 НК РФ ограничения по переносу сумм убытков на будущее. Согласно прежней редакции (п. 2 ст. 283 НК РФ) организация была вправе уменьшить в отчетном (налоговом) периоде налоговую базу (т.е. прибыль) на сумму имеющегося убытка, образовавшегося в предыдущие периоды, но не более чем на 30 % от налоговой базы. Теперь же такое ограничение снято полностью.

Однако в 2006 году налогоплательщики не смогут полностью воспользоваться этой льготой - сумма переносимого убытка в новом году не может быть более 50 % от налоговой базы.

Таким образом, уменьшать налоговую базу на сумму убытков в полном объеме организация сможет лишь с 2007 года.

В соответствии с дополнением, внесенным в статью 273 НК РФ, с 2006 года в случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества их участники, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Это нужно сделать с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

С нового года меняется порядок признания расходов на НИОКР. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Теперь расходы на исследования и разработки, давшие положительный результат, будут включаться в состав прочих расходов в течение двух лет (а не трех, как это предусмотрено в ныне действующей редакции НК РФ), а расходы, не давшие положительного результата, будут включаться в состав прочих расходов в течение трех лет, как и сейчас, но в полном размере (сейчас - не более 70 %).

Налог на прибыль (новое в 2006 году)

Наиболее существенные изменения по налогу на прибыль, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, уже вступили в силу. В частности, это изменения, позволяющие организации самостоятельно определять перечень прямых расходов, а также формировать стоимость товаров.* Напомним: для того, чтобы применять новые правила, необходимо было внести изменения в учетную политику, обозначив выбранный способ определения расходов в том или ином случае.

Примечание:
* Читайте также

Помимо уже вступивших в силу изменений, есть и те, которые следует применять с 1 января 2006 года. На них мы остановимся отдельно, поскольку обилие изменений, связанных с налогом на прибыль, а также разные сроки вступления их в силу, могут запутать даже самых "продвинутых" бухгалтеров. Итак, что же нового по налогу на прибыль нас ожидает в 2006 году.

С 2006 года обособленные подразделения, зарегистрированные в пределах одного субъекта РФ, смогут отчитываться и уплачивать налог через одно подразделение. Для этого необходимо будет уведомить местные налоговые органы, на какое из подразделений возложена такая обязанность, причем по месту учета каждого обособленного подразделения. Специальной утвержденной в установленном порядке формы налогового уведомления для этого случая нет, поэтому можно написать уведомление в произвольной форме или воспользоваться вариантом уведомления, предложенным ФНС России (письмо от 31.10.2005 № ММ-6-02/916). Сроки подачи таких уведомлений налоговым кодексом не регламентируются. Следуя логике, можно предположить, что уведомить налоговый орган необходимо до 28 января 2006 года (т.е. первого после нового года срока сдачи отчетности).

Что касается подготовки отчетности ответственного обособленного подразделения в экономических программах фирмы "1С", то с 1 января 2006 года в связи с указанными "новшествами" изменится только порядок расчета показателей декларации: теперь ответственное обособленное подразделение должно считать долю прибыли, подлежащей налогообложению, исходя не только из своих показателей, но и из показателей всех других подразделений. Порядок заполнения самой декларации при этом не меняется.

Таким образом, существующие возможности программ фирмы "1С" позволяют сформировать отчетность нескольких обособленных подразделений, находящихся на территории одного субекта РФ.

Подробнее о подготовке отчетности обособленными подразделениями читайте здесь.

Законодатель несколько смягчил требования к документам, подтверждающим расходы. Теперь в качестве таковых можно использовать документы, составленные в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве. Законодатели внесли уточнения в формулировку статьи 252 НК РФ. Напомним, что в старой редакции НК РФ расходы считались документально подтвержденными, только если были оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Помимо этого, можно использовать документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (например, таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчеты о выполненной работе в соответствии с договором).

В пункт 1 статьи 265 НК РФ добавлен новый подпункт 19.1, в соответствии с которым с 2006 года расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), признаются внереализационными расходами.

Напомним, что ранее у налогоплательщиков были проблемы с признанием таких скидок в качестве расходов. Так, Минфин России в ответе на частный запрос (письмо от 15.07.2005 № 03-03-04/1/79) сообщил, что действующая редакция НК РФ не позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму предоставленных покупателю скидок, бонусов, вознаграждений (оговоримся, что в данном случае речь идет о скидках, предоставляемых уже после продажи товаров). О проблемах, связанных с использованием кредит-нот в расчетах читайте здесь. До вступления в силу указанной поправки налоговые органы рассматривали такие скидки как прощение долга, что, естественно, не было выгодно ни продавцу, ни покупателю.

Ранее существовала проблема (подробнее читайте в статье "Налоговые последствия ликвидации основных средств") с оценкой в целях налогообложения прибыли материально-производственных запасов, оприходованных в виде излишков или полученных после демонтажа (ликвидации) основных средств.

С вступлением в силу новой редакции пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость таких материально-производственных запасов учитывается в составе материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Однако их стоимость определяется как сумма налога, исчисленная с внереализационного дохода в момент, когда эти излишки возникли. Данная норма позволяет учесть в составе материальных расходов 24 % от стоимости излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств.

Теперь порядок отнесения стоимости МПЗ к расходам закреплен законодательно , но появились и ограничения - не всю стоимость можно включить в расходы, а только ее часть (24 %).

В состав амортизируемого имущества теперь будут включаться неотделимые улучшения, произведенные арендатором с согласия арендодателя (о проблемах, связанных с улучшением арендованного имущества до вступления в силу изменений в НК РФ, читайте здесь). При этом, естественно, прописан порядок амортизации такого имущества (дополнения к статье 258 НК РФ):

  • капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем (при этом амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода имущества в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором производится возмещение расходов арендатору - дополнения к ст. 259, введенные Законом);
  • капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды.

Может возникнуть вопрос: а как быть в случае, когда в связи с окончанием срока аренды неотделимые улучшения, произведенные арендатором за свой счет, передаются арендодателю вместе с объектом? Не возникает ли у последнего налоговая база?

Нет, не возникает - такой ответ следует из нового подпункта 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ. То есть, у арендодателя в налоговом учете ни доход не признается, ни амортизация в дальнейшем не начисляется.

Важным нововведением 2006 года, касающимся налогового учета основных средств, является возможность включения в расходы текущего периода расходов на капитальные вложения в размере 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Обращаем ваше внимание, что применение 10-процентного бонуса - это право, а не обязанность организации. На дату начала начисления амортизации к налоговому учету можно принять и сумму амортизации, рассчитанную в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, и 10-процентный бонус. Обратите внимание, что это приведет к возникновению отложенного налогового обязательства, так как расходы на амортизацию в налоговом учете превысят таковые в бухгалтерском.

Еще одним нововведением является отмена установленного статьей 283 НК РФ ограничения по переносу сумм убытков на будущее. Согласно прежней редакции (п. 2 ст. 283 НК РФ) организация была вправе уменьшить в отчетном (налоговом) периоде налоговую базу (т.е. прибыль) на сумму имеющегося убытка, образовавшегося в предыдущие периоды, но не более чем на 30 % от налоговой базы. Теперь же такое ограничение снято полностью.

Однако в 2006 году налогоплательщики не смогут полностью воспользоваться этой льготой - сумма переносимого убытка в новом году не может быть более 50 % от налоговой базы.

Таким образом, уменьшать налоговую базу на сумму убытков в полном объеме организация сможет лишь с 2007 года.

В соответствии с дополнением, внесенным в статью 273 НК РФ, с 2006 года в случае заключения договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества их участники, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления. Это нужно сделать с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор.

С нового года меняется порядок признания расходов на НИОКР. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ. Теперь расходы на исследования и разработки, давшие положительный результат, будут включаться в состав прочих расходов в течение двух лет (а не трех, как это предусмотрено в ныне действующей редакции НК РФ), а расходы, не давшие положительного результата, будут включаться в состав прочих расходов в течение трех лет, как и сейчас, но в полном размере (сейчас - не более 70 %).

НДС (новое в 2006 году)

Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ внес существенные изменения в главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". С анализом этих изменений, а также комментариями специалистов мы уже знакомили наших читателей.* Тем не менее, считаем необходимым еще раз обозначить основные изменения.

Примечание:
* Читайте также комментарий к закону здесь, а также статью "НДС в свете положений Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ".

Во-первых, это переход на единственно возможный метод определения налоговой базы - "по отгрузке". Но если вы получите частичную оплату в счет предстоящих поставок, то и эта сумма попадает в налогооблагаемую базу. Исключение из этого правила сделано только для экспортеров (при условии последующего подтверждения экспорта), а также изготовителей товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (перечень таких производств определяется Правительством РФ).

Следующие изменения касается налоговых вычетов - теперь вычет НДС по приобретенным ценностям (услугам) возможен и без оплаты. Но не всегда. В следующих случаях необходимо дождаться оплаты, чтобы принять НДС к вычету:

  • по импортным товарам принять НДС к вычету возможно только после уплаты суммы НДС в бюджет;
  • при изготовлении товаров (работ, услуг) длительного цикла - право на вычет появляется только в момент появления налоговой базы;
  • налоговый агент также сначала должен перечислить НДС в бюджет, а потом уже в случае наличия операций, облагаемых НДС, поставить НДС к вычету;
  • при выполнении строительно-монтажных работ хозспособом.

Что касается выполнения СМР хозспособом, то теперь налоговая база по таким операциям будет определяться в последний день месяца каждого налогового периода (напомним, что в старой редакции НК РФ таким моментом ситался день принятия на учет соответствующего объекта).

В новой редакции НК РФ очень досконально проработан вопрос восстановления НДС в случаях дальнейшего использования имущества в операциях, не подлежащих обложению НДС. С нового года необходимо будет восстанавливать принятый ранее к вычету НДС:

  • по имуществу, переданному в уставный капитал;
  • по имуществу, которое перестало использоваться в налогооблагаемой деятельности;
  • при переходе на специальные налоговые режимы.

Хотим обратить внимание читателей на безденежные расчеты. Теперь при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС должна быть перечислена денежными средствами платежным поручением. При этом в НК РФ перечислены не все виды безденежных расчетов.

Ввиду того, что порядок исчисления и уплаты НДС с 2006 года существенно изменяется, в законе предусмотрены специальные статьи, регулирующие переходные положения.

Прежде всего, необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности покупателей и заказчиков по состоянию на 01.01.2006. Причем такую инвентаризацию должны провести не только те, кто определял ранее налоговую базу "по оплате", но и те, кто определял ее "по отгрузке".

В течение двух лет (2006-2008 гг.) для налогоплательщиков, определявших налоговую базу НДС "по оплате", по дебиторской задолженности покупателей и заказчиков сохраняется прежний порядок уплаты НДС. То есть, они включают в налоговую базу суммы поступающих в счет погашения такой задолженности денежных средств.

В случае, если до 2008 года оплата не поступит, НДС все равно придется заплатить - в первом налоговом периоде 2008 года. Соответственно, и вычеты НДС по приобретенным до 01.01.2006 ценностям могут осуществляться такими налогоплательщиками в 2006-2007 гг. на прежних условиях - при наличии оплаты поставщикам. Но если и по состоянию на 01.01.2008 эти суммы не будут оплачены, тогда можно будет предъявить их к вычету в первом налогом периоде 2008 года.

Для тех же налогоплательщиков, кто уже сейчас определяет налоговую базу "по отгрузке", предусмотрена возможность предъявить суммы НДС к вычету равными долями в первом полугодии 2006 года, вне зависимости от оплаты поставщикам.

Особый переходный порядок предусмотрен для вычетов по капитальному строительству и начисления НДС по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления.

Подробнее об этом механизме читайте здесь.

Упрощенная система налогообложения (новое в 2006 году)

Много изменений внесено в главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ. Комментарий к закону читайте здесь.

Начнем их обзор с вопроса перехода на этот "спецрежим". В новой редакции НК РФ кроме строго установленного периода для подачи заявления о переходе (с 1 октября по 30 ноября) предусмотрены специальные сроки перехода на УСН. Такие сроки предусмотрены:

  • для налогоплательщиков, которые в течение года перестали быть плательщиками ЕНВД. Они смогут перейти на УСН с месяца прекращения уплаты ЕНВД. Для этого необходимо подать заявление в налоговые органы;
  • для вновь зарегистрированных налогоплательщиков - заявление подается в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

Увеличен лимит дохода для перехода на УСН (теперь для перехода на УСН доходы за 9 месяцев не должны превысить 15 млн. руб.), а также для утраты права применения этого "спецрежима" (размер дохода увеличен с 15 до 20 млн. руб.).

По мнению Минфина России, озвученному письме от 19.09.2005 № 03-11-04/2/81, новый порог дохода налогоплательщик сможет применить только при переходе на УСН с 2007 года, поскольку в период подачи заявления о переходе на УСН в 2005 году изменения еще не вступили в силу. Хотя аналогичная ситуация по НДС уже практически решена в пользу налогоплательщика.

Названным законом значительно расширен и уточнен перечень расходов, учитываемых при расчете единого налога (подробнее читайте здесь).

Хочется обратить внимание читателей, что в новой редакции НК РФ решен вопрос с порядком признания в качестве расхода стоимости покупных товаров. Такие расходы уменьшают налогооблагаемую базу по мере реализации товаров. Ранее были возможны несколько способов признания таких расходов. Подробнее об этих способах, а также о том, как их выбрать читайте здесь.

Новая редакция НК РФ позволит налогоплательщикам, которые применяют УСН с 1 января 2003 года с объектом налогообложения доходы минус расходы, поменять объект налогообложения с 1 января 2006 года. Для этого необходимо не позднее 20 декабря 2005 года подать в налоговый орган заявление в произвольной форме.

В последующем можно будет менять объект налогообложения каждые 3 года.

С нового года у индивидуальных предпринимателей вновь появляется возможность применять УСН на основе патента.

Для того, чтобы с нового года предприниматели могли применять УСН на основе патента, субъекты РФ должны ввести этот режим соответствующим нормативным документом и опубликовать его до 1 декабря 2005 года. До этого же срока индивидуальные предприниматели должны были подать в налоговый орган заявление о переходе с 1 января 2006 года на УСН на основе патента. Напомним, что ФНС России уже утвердило формы документов, необходимые для применения этого "спецрежима".

Для тех, кто собирается в новом году работать по патенту, Минфин России уже выпустил некоторые разъяснения (см. письмо от 26.09.2005 № 03-11-02/44). Финансовое ведомство напоминает, что стоимость патента можно уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом уменьшение стоимости патента производится при оплате оставшейся его стоимости по окончании периода, на который он был получен. Стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Свободные экономические зоны

Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ внесены изменения в НК РФ, связанные с появлением свободных экономических зон. Для большинства налогоплательщиков этот закон запомнился неожиданно появившимися проблемами, связанными с возмещением нулевого НДС. В соответствии с изменениями, внесенными названным законом, обычным налогоплательщикам (не зарегистрированным в СЭЗ) пришлось бы представлять документы, которых у них не может быть. Законодатели обещали исправить техническую ошибку и заверили, что проблем с возмещением нулевого НДС в новом году не будет. Но на момент подписания номера в печать соответствующий закон подписан еще не был.

Во вторую часть НК РФ внесены изменения специально для СЭЗ, предусматривающие льготный режим налогообложения в части таможенных платежей, налога на прибыль, НДС, акцизов, ЕСН.

От обложения налогом на имущество в соответствии со статьей 381 НК РФ освобождаются организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента СЭЗ, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет.

От уплаты земельного налога освобождаются организации-резиденты СЭЗ сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ (ст. 395 НК РФ).

ЕНВД (новое в 2006 году)

Подробнее об изменениях в порядке исчисления и уплаты ЕНВД в 2006 году читайте здесь. А сейчас мы хотели бы обратить внимание читателей на Федеральный закон от 12.10.2005 № 129-ФЗ, который продлевает действие законов субъектов РФ в части ЕНВД вплоть до 2007 года (включительно). Напомним, что в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ, с 2006 года ЕНВД должен был вводиться только нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь же в случае, если "на местах" не успели принять соответствующие законы, можно продолжать работать по законам субъектов РФ. Поэтому необходимо проверить, на каком основании в вашем случае следует применять ЕНВД в 2006 году.

ЕСХН (новое в 2006 году)

Федеральным законом от 03.06.2005 № 55-ФЗ установлен срок для перечисления авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу - не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

Указанный федеральный закон вступит в силу с 1 января 2006 года. Напомним, что в существующей редакции авансовых платежей по налогу не предусмотрено - срок уплаты зафиксирован только для налога, подлежащего уплате по истечении налогового периода.

Федеральным законом от 29.06.2005 № 68-ФЗ внесены изменения в главу 26.1 НК РФ. Основные изменения, вносимые в главу 26.1 НК РФ, направлены на уточнение порядка перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Напомним, что основным критерием для определения возможности перехода на уплату ЕСХН является доля дохода от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), которая должна составлять не менее 70 %. Однако если до внесения изменений эта доля определялась по итогам 9 месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, то после вступления изменений в силу налогоплательщики должны будут определять эту долю по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Также расширен перечень организаций, которые могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями и, соответственно, переходить на уплату ЕСХН. К ним отнесены также градо- и поселковообразующие российские рыбохозяйственные организации, соответствующие установленным НК РФ критериям (численность работающих в них с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, и прочим критериям, установленным п. 7 ст. 333.3 НК РФ).

Внесены уточнения, согласно которым сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие последующую промышленную переработку сельскохозяйственной продукции как на собственных, так на арендованных основных средствах.

Также расширен перечень расходов, которые могут признавать организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН - к ним добавлены расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков.

Как установлено статьей 2 названного закона, данные изменения вступят в силу с 1 января 2006 года. Таким образом, в 2005 году порядок перехода на ЕСХН (начиная с 2006 года) останется прежним - исходя из доли доходов от реализации сельхозпродукции более 70% от общих доходов налогоплательщика за первые 9 месяцев 2005 года.

НДФЛ (новое в 2006 году)

Федеральным законом от 30.06.2005 № 71-ФЗ внесены изменения в главу 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" в части налогообложения подарков, призов, материальной помощи и т.п.

С 1 января 2006 года будет увеличен до 4 000 рублей размер необлагаемого налогом дохода, полученного в виде подарков, призов, материальной помощи, оплаты медикаментов (сейчас - 2 000 руб.). Помощь и подарки, полученные ветеранами, инвалидами Великой отечественной войны, вдовами военнослужащих, узниками, не будет облагаться налогом в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.

Для указанных выше налогоплательщиков задним числом вводится в действие льгота. Полученные ими в 2005 году в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне помощь, подарки полностью освобождаются от налогообложения. При этом уже уплаченная сумма налога должна быть возвращена налогоплательщикам в течение 2 месяцев со дня вступления в силу названного Федерального закона.

Кроме этого, в главу 23 НК РФ перекочевали дорогие подарки (недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи), полученные от физических лиц. Ранее налогообложение таких подарков регулировалось Законом РФ от 12.12.1991 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", который с нового года признается утратившим силу. Теперь за подарки необходимо будет платить НДФЛ в размере 13 % (что значительно меньше 25 %, предусмотренных "старым" законом для дальних родственников). Кроме этого, от налогообложения будут освобождаться все доходы, полученные в порядке дарения от членов семьи и близких родственников (ранее такие доходы облагались по ставке 5 %).

Уже упомянутый Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ помимо изменений по налогу на прибыль внес изменения по НДФЛ. Как и в случае с налогом на прибыль, поправки вступают в силу в разные сроки: с 1 января 2005 года, с 1 января 2006 года и с 1 января 2007 года.

Поправки, вступающие в силу с 1 января 2006 года, касаются операций с ценными бумагами. Расширен перечень расходов, на которые уменьшается полученный доход при реализации ценных бумаг. Теперь доходы можно уменьшить на сумму уплаченного налога на наследование/дарение до 1 января 2006 года (напомним, что с нового года этот налог упраздняется, читайте далее).

Кроме того, добавлен пункт, регулирующий порядок определения расходов при реализации акций, полученных в результате обмена (конвертации). Соответствующие изменения будут учтены в программе "1С:Деньги 7.7", и пользователи смогут заполнить декларацию о доходах физических лиц за 2006 год с учетом новых правил.

Отмена налога на наследование

С 1 января 2006 года признается утратившим силу Закон РФ от 12.12.1991 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Данный налог исключается из перечня федеральных налогов и сборов.

Следует иметь в виду, что от налогообложения полностью освобождается только наследство, а налогообложение подарков теперь регулируется главой 23 НК РФ (подробнее читайте выше).

Акцизы (новое в 2006 году)

Федеральным законом от 21.07.2005 № 107-ФЗ внесены изменения в главу 22 НК РФ "Акцизы".

Всех плательщиков акцизов коснется увеличение налоговых ставок - соответствующие изменения внесены в статью 193 НК РФ. Ставки акцизов увеличены, но не столь значительно - например, в отношении этилового спирта - с 19 руб. 50 коп. до 21 руб. 50 коп; в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% - с 146 руб. 50 коп. до 159 рублей. Ставка акциза в отношении пива с объемной долей спирта от 0,5% до 8,6% увеличена с 1 руб. 75 коп. до 1 руб. 91 коп. за литр. Если ранее в отношении сигарет с фильтром ставка составляла 65 руб. за 1 000 штук + 8 %, но не менее 20 % от отпускной цены, то теперь ставка равняется 78 руб. за 1 000 штук + 8 %, но не менее 25 % от отпускной цены.

Не изменились ставки акцизов применительно к автомобильному бензину и дизельному топливу. Однако если в отношении прямогонного бензина ставка акциза составляла ранее 0 руб., то теперь она равняется 2 657 рублей за тонну.

Самые существенные изменения связаны с ликвидацией режима акцизного склада. Ранее оптовые организации могли учреждать акцизные склады. При этом реализация организациями алкогольной продукции с акцизного склада (приобретенной либо с акцизных складов других организаций, либо у производителей алкогольной продукции) относилась к операциям, облагаемым акцизами (подп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ).

В статье 193 НК РФ при этом устанавливалось распределение налоговых ставок, по которым акциз уплачивался частично производителем алкогольной продукции (20 %, а в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих - 35 %), частично - оптовой организацией (80 %, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих - 65 %). Все эти положения из НК РФ теперь исключены. Таким образом, теперь плательщиками акцизов будут являться лишь производители алкогольной продукции, и акцизы будут уплачиваться ими (по полным ставкам) вне зависимости от того, кому продукция реализуется (оптовикам или нет).

При этом самим Законом в статье 3 предусмотрены переходные положения, согласно которым оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 года, признаются налогоплательщиками акцизов в отношении алкогольной продукции, поступившей на акцизные склады этих организации до 1 января 2006 года или отгруженной в их адрес до указанной даты.

Ранее реализация организациями денатурированного этилового спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции относились к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) согласно подпункту 2 и 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ. Теперь же получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, отнесено к объектам налогообложения акцизами.

Новая статья 179.2 НК РФ предусматривает выдачу организациям, осуществляющим операции с денатурированным этиловым спиртом, свидетельств:

  • осуществляющим производство денатурированного этилового спирта - свидетельство на производство денатурированного спирта;
  • осуществляющим производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для которой используется денатурированный этиловый спирт - свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Изменения в главу 22 НК РФ устанавливают также правила о вычетах сумм акциза, которые:

  • начислены при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продуцкии, при использовании этого спирта для производства неспиртосодержащей продукции (п. 11 ст. 200 НК РФ);
  • начислены налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (п. 12 ст. 200 НК РФ).

При этом новые пункты 11 и 12 статьи 201 НК РФ содержат перечень документов, на основании которых производятся указанные вычеты. Установлено, что уплата акциза при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1 ст. 204 НК РФ).

Прямогонный бензин в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 182 НК РФ и ранее относился к числу подакцизных товаров, однако если до этого в отношении него применялась нулевая налоговая ставка, то теперь применительно к прямогонному бензину установлена ставка акциза в размере 2 657 руб. за тонну.

Изменения, которые внесены в статью 179.1 НК РФ, предусматривают выдачу организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, свидетельства на переработку прямогонного бензина. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим такое свидетельство и использующим в дальнейшем этот бензин в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, подлежат вычету (п. 9 ст. 200 НК РФ).

Изменения в статью 204 НК РФ устанавливают сроки уплаты налога для налогоплательщиков, имеющих только свидетельство на оптовую реализацию по прямогонному бензину - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В такой же срок уплачивают налог налогоплательщики, имеющие только свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Иными изменениями в главу 22 НК РФ "Акцизы" уточняется, что не признается подакцизным товаром парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке (соответствующие изменения внесены в подп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Транспортный налог (новое в 2006 году)

Федеральным законом от 20.10.2005 № 131-ФЗ внесены изменения в главу 28 НК РФ "Транспортный налог".

Теперь налогоплательщикам-организациям придется отчитываться ежеквартально и уплачивать авансовые платежи по налогу.

Правда, некоторые налогоплательщики могут быть освобождены от уплаты авансовых платежей субъектом РФ.

От редакции:
Изменения налогового законодательства будут учтены в соответствующих экономических программах фирмы "1С" с выходом очередных релизов. Следите за новостями.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии