Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

О расходах на оплату услуг вневедомственной охраны

25.05.2006
О расходах на оплату услуг вневедомственной охраны
Позиция Минфина России по вопросу включения в состав расходов для целей налогообложения прибыли стоимости услуг вневедомственной охраны сводится к тому, что существует определенный отрезок времени, в течение которого налогоплательщики не могли уменьшать на эти расходы налогооблагаемую базу. М.С. Мухину, начальнику Управления ФСКН России и А.Р. Назарову, заместителю начальника Управления ФСКН России такая позиция кажется слабоаргументированной, и они приводят свои доводы.

Содержание


Проблема включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимости услуг, оказанных налогоплательщику подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, возникла относительно недавно. С момента введения в действие главы 25 НК РФ практически ни у кого не возникало сомнений в том, что стоимость таких услуг уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Во всяком случае, нам не удалось найти документального подтверждения тому, что Минфин России или ФНС (МНС) России в течение 2002-2004 годов занимали по данному вопросу противоположную позицию.

Ситуация резко изменилась в декабре 2004 года, когда на исходе третьего года действия главы 25 НК РФ Минфин России решил вдруг озаботился этой проблемой, найдя ее решение в невозможности учета расходов на вневедомственную охрану для целей налогообложения прибыли.

Впервые эта позиция была изложена в письмах от 21.12.2004 № 03-03-01-02/58, от 24.03.2005 № 03-06-05- 04/71, в основу которых было положено Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03. Принятие Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 58-ФЗ) дало позиции Минфина России дополнительный импульс, что нашло отражение в письме от 28.07.2005 № 03-03-04/1/105:

Выдержка из документа

"Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2003 № 5953/03 было принято решение о том, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом статьей 41 Кодекса, и, соответственно, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
Таким образом, налогоплательщики налога на прибыль организаций, согласно пункту 17 статьи 270 Кодекса не учитывают для целей налогообложения указанным налогом расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с момента принятия решения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Оставив ненадолго в стороне суть вопроса, обратим внимание на следующее обстоятельство. Авторы письма связывают невозможность учета затрат на вневедомственную охрану в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, с принятием постановления (которое они называют решением) Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03, называя даже точную дату, с которой такие расходы не могут больше учитываться для целей налогообложения - 21 октября 2003 года.

Как видим, авторы письма без малейших колебаний рассматривают судебный акт в качестве источника права. Добавим - судебный акт, принятый более чем за год до того, как Минфин России вдруг решил обратить на него свое внимание и предложить столь оригинальное толкование.

Итак, в декабре 2004 года налогоплательщики, списывавшие в состав расходов затраты на вневедомственную охрану, узнали, что тем самым, по версии Минфина России, занижали налоговую базу по налогу на прибыль.

А поскольку налоговые органы не преминули тут же и достаточно предсказуемо отреагировать на вышеназванное письмо, нам придется разобрать аргументы Минфина России всерьез. Чтобы доказать полную правовую несостоятельность этих аргументов, налогоплательщики могут привести следующие доводы.

Первое. Правовая основа для отражения в налоговом учете расходов на вневедомственную охрану за все время существования главы 25 НК РФ не менялась. Как до 1 января 2005 года, так и после указанной даты, законодатель допускал включение таких затрат в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения. Сравним две редакции подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ (см. табл.).

До 1 января 2005 года С 1 января 2005 года

"К прочим расходам, связанным с производствам и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
… 6) … расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности…".

"К прочим расходам, связанным с производствам и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
… 6) … расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации …".

Появившееся в рассматриваемой норме словосочетание "в том числе" со всей очевидностью демонстрирует: законодатель всегда рассматривал услуги вневедомственной охраны, как одну из разновидностей охранных услуг.

Поэтому поправка в подпункт 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, внесенная Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, не внесла в данную норму ничего принципиально нового.

Второе. По мнению авторов письма, расходы на вневедомственную охрану не могут быть учтены для целей налогообложения согласно пункту 17 статьи 270 НК РФ, поскольку носят характер целевого финансирования, что вытекает из Постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 № 5953/03.

Между тем, в данном постановлении Президиум ВАС РФ оценил спорные средства как целевые для получателей - подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел.

Мотивирована эта позиция следующим:

Выдержка из документа

"Исходя из статьи 35 Федерального закона "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589, предусмотрено, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
По существу, Законом "О милиции" предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граж- дан за оказанные им платные услуги".

Позиция суда предельно ясна: целевой характер средств, получаемых подразделениями вневедомственной охраны, обусловлен, в первую очередь, строго регламентированным порядком их использования.

Однако данное обстоятельство, никоим образом не меняет их статус для плательщика, потребляющего услуги вневедомственной охраны и связанного с исполнителем отношениями возмездного договора. Независимо от того, каким образом получатель распорядится этими средствами, для него они являются расходами, направленными на извлечение прибыли.

Плательщик не осуществляет целевого финансирования органов государственной власти, его участие в государственных расходах выражается исключительно в уплате налогов. В связи с этим нет никаких оснований для применения к налогоплательщикам в подобных ситуациях пункта 17 статьи 270 НК РФ.

Третье. Попытка толковать положения главы 25 НК РФ, как разграничивающие право налогоплательщиков на учет охранных услуг для целей налогообложения в зависимости от того, чьими услугами они пользуются (частных фирм или государственных органов) противоречит Конституции РФ. Конституционный Суд РФ, рассматривая схожую ситуацию, отметил в Определении от 14.12.2004 № 447-О:

Выдержка из документа

"Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, законодатель, определяя те или иные особенности взимания налоговых платежей ..., не может нарушать принципы равенства налогообложения, в том числе конституционно-правовой принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конс- титуции Российской Федерации...".

Действительно, трудно понять, почему налогоплательщик, пользовавшийся до 1 января 2005 года услугами частного охранного предприятия, должен иметь экономическое преимущество перед налогоплательщиком, работающим на том же рынке товаров (работ, услуг), но доверившим охрану своего имущества подразделению вневедомственной охраны органа внутренних дел.

Обобщая изложенное, заметим: попытки налоговых органов делить налогоплательщиков обречены на провал.

Налогоплательщикам же остается пожелать твердости в отстаивании своей позиции. Надеемся, что наши доводы помогут им в этом.

Уже после написания статьи стало известно, что постановлением от 30.01.2006 по делу № А56-28974/2005 ФАС СЗО подтвердил право налогоплательщика учитывать расходы на оплату услуг вневедомственной охраны без ограничений во времени.

О расходах на оплату услуг вневедомственной охраны

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры