Содержание
Механизм "Дата актуальности учета" (меню "Предприятие" -> "Дата актуальности учета") позволяет сократить время, затрачиваемое на проведение документа, за счет уменьшения объема текущих расчетных операций. С помощью него можно установить дату, позже которой не будет выполняться проведение документов по разделам учета, требующим сложных расчетов (партионный учет, учет НДС, налоговый учет, расчеты с контрагентами). После этого проведение документов с более поздней датой будет выполняться по упрощенной схеме.
Если установлена дата актуальности учета для раздела "Расчеты с контрагентами", то начиная с этой даты при проведении документов поступления и перечисления денежных средств сумма не будет автоматически разбиваться на оплату и аванс. Задолженность перед поставщиками или покупателей всегда отражается в учете.
Дату актуальности учета следует периодически менять на более позднюю. При этом программа предложит перепровести документы, которые ранее были проведены по упрощенной схеме. Перепроведение документов необходимо, так как упрощенная схема проведения не позволяет вести полноценный учет в программе. Данная процедура может занять продолжительное время, поэтому лучше выполнять ее в то время, когда в информационную базу документы активно не вводятся, например, в вечернее время.
Пример
В учетной политике организации ООО "Белая акация" установлен способ ФИФО для оценки МПЗ при их выбытии. Это означает, что в программе ведется аналитический учет номенклатуры по партиям. До 01.10.2006 проведение всех документов в организации выполнялось по стандартной схеме. Главный бухгалтер организации принял решение начиная с 01.10.2006 и до конца месяца проводить документы, отражающие операции оптовой реализации товаров, а также другие документы, регистрирующие выбытие МПЗ, по упрощенной схеме.
Установка даты актуальности учета
Для установки даты актуальности учета выберем меню "Предприятие" -> "Дата актуальности учета". Откроем форму настройки с помощью кнопки (или клавиша Insert) (см. рис. 1).
Рис. 1
В открывшейся форме выберем организацию "Белая акация" и способ указания даты актуальности учета "По разделам учета", после чего форма настройки изменится и можно будет для нужного раздела "Оценка МПЗ при выбытии" установить дату актуальности учета 01.10.2006. Нажмем кнопку "ОК" в форме настройки (см. рис. 2). На экран будет выведено окно, в котором следует отметить пункт "Не перепроводить документы".
Рис. 2
Если дата актуальности учета устанавливается впервые, то перепроведение документов не требутся (см. рис. 3). При смене даты актуальности учета на более позднюю необходимо перепроведение документов, в этом случае рекомендуется выбрать "Перепроводить документы по всем организациям".
Рис. 3
Нажмем кнопку "ОК" в форме "Изменение даты актуальности". Установлена дата актуальности учета - 01.10.2006, начиная с которой проведение всех документов, регистрирующих выбытие МПЗ, будет выполняться по упрощенной схеме.
Сравним проводки бухгалтерского учета, сформированные при проведении документа реализации товаров в сентябре 2006 года (см. рис. 4), до установки даты актуальности учета, и в октябре 2006 года (см. рис. 5), после ее установки. В сентябре 2006 года при реализации товаров проанализированы остатки по выбранному складу, и в соответствии с указанным в документе реализации количеством списаны товары из двух партий по методу ФИФО.
Рис. 4
Рис. 5
При реализации товаров в октябре 2006 года не анализируются остатки по складам, в том числе не контролируется наличие реализуемых товаров и не определяется себестоимость товаров, списывается только количество товаров без учета партии поступления.
Изменение даты актуальности учета
По завершении месяца изменим дату актуальности учета на 01.11.2006. Для этого откроем форму настройки и установим для раздела "Оценка МПЗ при выбытии" новую дату актуальности учета. Нажмем кнопку "ОК" в форме настройки. Дату актуальности учета можно менять и чаще, например, каждую неделю, в зависимости от объема вводимых данных. В отрывшемся окне отметим пункт "Перепроводить документы по всем организациям" и нажмем кнопку "ОК". Будет запущена процедура группового перепроведения документов. Данная процедура может занять продолжительное время.
Теперь документы за октябрь проведены в информационной базе по всем разделам бухгалтерского учета. А начиная с 01.11.2006 документы, регистрирующие выбытие МПЗ, снова будут проводиться по упрощенной схеме.