Журналу "БУХ.1С" - 5 лет
Уважаемые читатели! Прошло 5 лет с того момента, когда «БУХ.1С» впервые вышел в свет — это произошло в июне 2002 года. В подобные юбилейные даты хочется оглянуться назад, оценить пройденный путь и попытаться заглянуть вперед, строя прогнозы и планы. Мы вместе с нашими постоянными авторами и некоторыми представителями Минфина России попробуем отметить наиболее важные события прошедшей «пятилетки», оценить их влияние на сегодняшний день и на ближайшее будущее. Заодно вы сможете познакомиться с нашим авторским коллективом — с теми, чьи материалы наиболее часто появляются на страницах «БУХ.1С». Итак, начнем.

Содержание

С выходом 6 номера журналу "БУХ.1С" исполняется 5 лет. Это срок, достаточный для того, чтобы оценить нужность и эффективность издания. Основная цель, которая ставилась перед этим журналом - серьезно, аргументированно и доходчиво разъяснять, почему и на каком основании приняты те или иные наши учетные решения, своевременно и грамотно информировать пользователей о произошедших изменениях в законодательстве, об их отражении в экономических программах "1С", о методологии компьютерного учета в различных хозяйственных ситуациях. Судя по вашим отзывам, некоторые из которых мы приводим в конце, журнал с поставленными задачами справляется. Выдержанный, взвешенный стиль изложения материалов и профессиональный подход к их подготовке стали за эти годы визитной карточкой журнала.

Информационные технологии прочно вошли во многие сферы нашей жизни, стали одним из основных факторов обеспечения эффективности предприятий и организаций.

Высокий уровень автоматизации трудоемких, рутинных операций по учету и массовому формированию отчетности теперь не просто повышает производительность труда бухгалтерских служб, но и обеспечивает стабильность бизнеса и повышает его конкурентоспособность. В области финансового учета предприятиям предоставляется больше самостоятельности, сам учет становится все более "управленческим", ближе к реальным задачам и отраслевым особенностям. Основные тенденции развития учета в нашей стране, как и изменения в сфере автоматизации учетной и управленческой деятельности, находят отражение на страницах "БУХ.1С".

Российский бизнес все больше консолидируется, становятся востребованными подготовка и анализ корпоративной отчетности, создание системы бюджетного управления. Осознавая эту потребность бизнеса, фирма "1С" выпустила на современной технологической платформе "1С:Предприятие 8" новый продукт "1С:Консолидация" для решения широкого спектра задач по подготовке и анализу корпоративной отчетности групп компаний. Подробнее об этом "БУХ.1С" расскажет в ближайших номерах.

Помимо развития учетных решений, мы по-прежнему прилагаем немало усилий для своевременной реализации в наших программных продуктах изменений в законодательстве, новых форм отчетности и технологий ее сдачи. Считаем это очень важной задачей, так как регламентация фискального учета и контроль за налогоплательщиками становятся все жестче, детальнее и квалифицированнее.

За прошедшие пять лет "БУХ.1С" внимательно следил за новыми тенденциями и всегда предоставлял информацию, соответствующую требованиям времени. Мы надеемся, что и в будущем журнал останется надежным помощником бухгалтера в его работе.

Поздравляем редакцию и читателей журнала с его пятилетием и просим вас поучаствовать в развитии "БУХ.1С". Присылайте нам свои мнения о том, что следует в нем улучшить, изменить, сократить или дополнить на электронный адрес buh@1c.ru или на почтовый адрес (123056, Москва, а/я 64, фирма "1С", редакция "БУХ.1С").

Желаем вам успехов!

Подписка на журнал
* Оформить подписку на журнал вы можете прямо сейчас на нашем сайте.

Пять лет с "БУХ.1С": что изменилось в бухгалтерском учете?

За этот период в бухгалтерском учете в России произошел целый ряд изменений, которые существенно повлияли и еще долгое время будут влиять на бухгалтерскую практику. И сегодня, оглядываясь на этот пятилетний период уже истории учета в нашей стране, нам хочется вспомнить о тех новациях, которые вошли в нашу жизнь за это время, и их значении для нашей работы.

Рассматриваемый нами период начался с введения в действие (1 января 2002 года) нового Плана счетов. В методологии бухгалтерского учета с его введением произошли значимые изменения. Прежде всего, они коснулись порядка учета финансовых результатов, где имел место отказ от французской практики учета доходов и расходов на счетах-экранах (счетах реализации) в пользу англо-американской практики, предполагающей накопительный метод (в течение отчетного периода) учета доходов и расходов организации. Была отменена такая учетная категория как МБП, объединены счета учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и т. д.

Вместе с тем, введение в практику нового плана счетов было воспринято нашими коллегами гораздо менее болезненно, чем это было в 1992 году, когда в действие вводился новый план счетов, утвержденный приказом МФ СССР от 01.11.1991 № 56. С одной стороны, за 90-е годы XX века мы привыкли к колоссальному объему изменений в нормативном регулировании бухгалтерской методологии, а с другой - новый план счетов 2002 года нельзя было назвать очередной революцией в учете. Скорее, он был ожидаемым ответом создателей нормативных актов на реальные изменения экономической практики.

Пожалуй, значительно больший резонанс в профессиональных бухгалтерских кругах получило разделение бухгалтерского и налогового учета, произошедшее со вступлением в силу главы 25 НК РФ. В России, где за 90-е годы ХХ века сформировалась абсолютная налоговая ориентация бухгалтерского учета, это нововведение означало полное изменение привычного мировоззрения.

Фактически процесс разделения бухгалтерского и налогового учета начался еще в 90-х с отменой бухгалтерских "моментов реализации" и введением новой редакции "Положения о составе затрат", но 25-я глава НК РФ полностью изменила положение дел. Период налоговой ориентации учета в России был (во всяком случае, официально) завершен. Это был существеннейший шаг на пути перехода к Международным стандартам учета и принципам англо-американской учетной практики. Как следствие этого, в составе бухгалтерских нормативных документов появляется ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", которое вводит в практику совершенно новые категории отложенных налоговых активов и обязательств.

Большинством наших коллег данное нововведение было воспринято совершенно негативно. Необходимость параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета воспринималась как навязанный властными органами совершенно бесполезный двойной объем работы. Вместе с тем, разделение налогового и бухгалтерского учета открыло перед предприятиями совершенно новые возможности в части формирования показателей бухгалтерской отчетности с точки зрения повышения ее инвестиционной привлекательности. Возможность разрабатывать приказы об учетной и налоговой политике независимо друг от друга, выбирая в них различные методы оценки одних и тех же фактов хозяйственной жизни, сделала одновременно достижимыми две противоречащие друг другу цели: улучшение отражаемой в бухгалтерской отчетности картины финансового положения предприятия и снижение налогового бремени для фирмы.

Существенным шагом на пути реформирования практики бухгалтерского учета в нашей стране стало принятие Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

Наиболее важным моментом Концепции является определение подхода к реализации процесса перехода к Международным стандартам финансовой отчетности. Текст концепции буквально гласит следующее: "…как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время формирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации. Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности, переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти".

Эти слова имеют очень серьезное значение. Они показывают, что никто не собирается "в пять минут" переводить Россию на МСФО. Это постепенный, сложный процесс, который должен соотноситься с темпами развития экономической реальности и готовностью функционирующей системы бухгалтерского учета и бухгалтеров-практиков к соответствующим новациям.

Не менее важным моментом развития российской системы бухгалтерского учета следует признать разработку и обсуждение проекта новой редакции Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете".

Рассматриваемый в настоящее время проект закона содержит целый ряд новаций в области бухгалтерской практики.

Предлагается дать законодательное определение целому ряду концептуальных понятий, таких как бухгалтерская (финансовая) отчетность, международный, национальный и отраслевой стандарт, способ ведения бухгалтерского учета, факт хозяйственной жизни, по-новому определить состав объектов бухгалтерского учета, отменить типовые формы первичных учетных документов, законодательно закрепить общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, определить особенности формирования отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, законодательно утвердить принципы нормативного регулирования бухгалтерского учета, определить механизм разработки национальных стандартов бухгалтерского учета.

Помимо всех названных новаций особо следует отметить два нововведения, которые предполагает реализация проекта:

1. Исключение из закона специальной статьи, определяющей права и обязанности главного бухгалтера.

Статус главного бухгалтера организации - это вопрос, который всегда беспокоил наших коллег. В настоящее время статус главного бухгалтера организации определяется Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Трудовым кодексом РФ. Действующий закон "О бухгалтерском учете" содержит специальную статью 7, которая так и называется: "Главный бухгалтер". Нормы данной статьи закона определяют следующие вопросы: кому в организации подчиняется главный бухгалтер; за что в организации главный бухгалтер несет ответственность; какова роль главного бухгалтера в обеспечении соответствия хозяйственных операций организации действующему законодательству; каким требованиям главного бухгалтера должны подчиняться работники организации; какие хозяйственные операции организации должны санкционироваться подписью главного бухгалтера; как должны решаться разногласия между главным бухгалтером и директором организации.

Предложенный проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете" вообще не содержит статьи, определяющей права и ответственность главного бухгалтера организации. Логика такого решения понятна и очевидна. В статье 1 проекта закона говорится: "целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем установления единых требований к официальному бухгалтерскому учету (далее - бухгалтерский учет), а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета". Права и обязанности главного бухгалтера предприятия - это сфера регулирования трудового законодательства, то есть Трудового кодекса РФ. В нем (или с помощью его норм) и должны решаться вопросы правового статуса главного бухгалтера организации.

2. Исключение пункта 4 статьи 13 закона. Данная норма - следствие "внедрения" в российское бухгалтерское законодательство одного из основных положений англо-американской школы бухгалтерского учета - принципа true and fair, "истинного и непредвзятого представления", для обеспечения которого допускается отход от предписаний существующих бухгалтерских регулятивов. Введение принципа true and fair в Закон РФ "О бухгалтерском учете" представляет собой совершенно беспрецедентный случай. Будучи характерным для англо-американской школы учета, возможность отступления от предписаний стандартов является основой системы именно профессионального регулирования бухгалтерской практики. Принцип true and fair - это как раз венец идеи профессионального регулирования, так как при его реализации именно бухгалтер-профессионал становится "последней инстанцией" определения правил ведения учета. Введение данной нормы в Закон "О бухгалтерском учете" формально сделало любое предписание Минфина исключительно рекомендательным. Проект Закона предполагает отменить такое положение вещей.

Мы коснулись наиболее значимых шагов в преобразовании российской бухгалтерии за последние пять лет. Наряду с ними имели место и иные новации в нормативном регулировании учета - не столь масштабные, но значимо меняющие бухгалтерскую практику. В их числе следует отметить вступление в силу новой редакции ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Принятие и вступление в силу ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКР", ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности".

Приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н были внесены существенные изменения в ПБУ 6/01; приказы Минфина России от 18.09.2006 утвердили новую классификацию доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Наконец, Минфин России утвердил новую редакцию ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Содержание всех рассмотренных новаций подробно освещалось на страницах нашего журнала.

Серьезные изменения, в последние годы происходящие в учете в России, требуют от бухгалтера постоянной включенности в содержание "последних событий" в нормотворчестве, сочетания умения решать конкретные практические проблемы с одновременным владением сложными теоретическими конструкциями. Постепенное изменение роли бухгалтерской информации в экономической жизни общества делают необходимой работу бухгалтера "на стыке" учета, юриспруденции и финансового менеджмента. На наш взгляд, журнал "БУХ.1С" на протяжении последних пяти лет оказывал практикам существенную помощь в решении этих задач.

В юбилейные для нашего журнала дни мы хотим пожелать его читателям и сотрудникам издания дальнейших успехов в решении общих проблем и новых достижений в работе.

Проблемы и перспективы налогового администрирования в России

Ситуация с налоговым администрированием в России развивается достаточно динамично.

Поэтому мы сочли, что применительно к данной теме углубляться в нашей "ретроспективе" на пять лет назад особого смысла нет, так как наиболее существенные изменения в этой сфере, оказывающие непосредственное влияние на сегодняшнюю ситуацию, произошли совсем недавно.

Так, 2007 год ознаменовался довольно серьезными решениями в сфере правового регулирования административной юрисдикции налоговых органов, что нашло отражение в Федеральном законе от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон № 137-ФЗ).

Весьма важным с точки зрения налогового контроля стало также принятие Пленумом ВАС РФ постановления от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление № 53).

Первые месяцы, прошедшие после вступления в силу соответствующих положений Закона № 137-ФЗ, позволяют оценить, насколько существенными оказались сдвиги в работе налоговых органов. Увы, даже самые позитивные из новаций НК РФ нередко тормозятся по самым разным причинам, в том числе - в связи с банальной неосведомленностью отдельных работников налоговых органов.

В частности, несмотря на прямой запрет на истребование налоговыми органами у налогоплательщиков при камеральных налоговых проверках дополнительных сведений и документов (пункт 7 статьи 88 НК РФ), к налогоплательщикам продолжают предъявлять требования (в том числе письменные!) о представлении на камеральные проверки первичных учетных документов.

Немало проблем связано и с применением пункта 8 статьи 88 НК РФ, согласно которому налоговый орган при камеральной проверке вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов (при условии, что налоговая декларация предусматривает право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость).

Под такими документами работники налоговых органов зачастую понимают достаточно широкий массив первичной документации и учетных регистров.

В частности, почему-то не подвергается сомнению, что применение налоговых вычетов зависит от наличия у налогоплательщика книги покупок и книги продаж, хотя судебно-арбитражная практика неоднократно опровергала этот тезис.

Как и прежде, при проведении налоговых проверок налоговыми органами во главу угла ставятся результаты так называемых встречных проверок контрагентов налогоплательщика, когда любые нарушения последних рассматриваются как основание для предъявления налоговых претензий налогоплательщику. Никакие ссылки на презумпцию добросовестности налогоплательщика, правовую позицию КС РФ и ВАС РФ и судебную практику на работников налоговых органов не влияют. Подобное единообразное игнорирование требований закона и позиции высших органов судебной власти едва ли могло иметь место без указаний (пусть и негласных) сверху. При этом, даже с точки зрения государственных интересов, такой подход не выдерживает никакой критики.

Движение по пути наименьшего сопротивления ведет к профессиональной деградации работников налоговых органов, а неизменные проигрыши в судебных спорах подрывают их престиж. Дело доходит до того, что налоговые органы оказываются не в состоянии доказать даже налоговые правонарушения, совершенные контрагентами налогоплательщика (не говоря уже о влиянии этих правонарушений на формирование налоговых обязательств последнего).

Достойно сожаления то обстоятельство, что такой продуманный и взвешенный документ как Постановление № 53 не используется налоговыми органами в должной мере для борьбы с противоправными действиями недобросовестных налогоплательщиков. Признаки необоснованности налоговой выгоды, приведенные в пунктах 5 (основные) и 6 (факультативные) данного постановления, воспринимаются налоговыми органами в лучшем случае как некий трафарет, когда нужные фрагменты текста незатейливо копируются в акты налоговых проверок и решения по их результатам.

В связи с этим уже не приходится удивляться тому, что ФНС России практически никак не отреагировала на принятие Постановления № 53. Зато в последнее время в СМИ активно обсуждается документ под громким названием "109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора". Трудно однозначно утверждать, действительно ли этот "шедевр" исходит от ФНС России или нет (Нам не удалось найти документ, который абсолютно точно указывал на авторство ФНС России. Тем не менее, предположить это было бы логично. - Прим. авт.). Но думается, что главному налоговому органу страны не мешает как можно скорее "откреститься" от данного опуса, ибо почти ничего кроме ехидной иронии он не вызывает. Не имеет смысла перечислять все перлы авторов, но такие из них, как наличие у фирмы организационно-правовой формы ООО, а также рекомендации инспектору "провести расследование", уже успели стать темой анекдотов.

Изложенное наглядно свидетельствует о том, что даже прогрессивные новации в законодательстве и позитивная позиция органов судебной власти не гарантируют налогоплательщикам надлежащей реакции со стороны налоговых органов. Более того, налоговые органы оказываются не в состоянии распорядиться даже тем, что позволяет им улучшить собственную работу в интересах государства.

При таких обстоятельствах трудно прогнозировать положительные сдвиги в ближайшее время. Поэтому, скорее всего, налогоплательщикам и впредь придется рассчитывать на собственные силы, а также на арбитражные суды. Тем не менее, хочется верить в то, что в обозримом будущем КС РФ даст оценку положениям Закона № 137-ФЗ, реанимировавшим бессудное взыскание штрафов, а новый институт апелляционного обжалования решений налоговых органов будет применяться налогоплательщиками более активно.

Мы же вместе с сотрудниками редакции журнала "БУХ.1С" со своей стороны будем и дальше стараться предоставлять вам взвешенную, основанную на материалах арбитражной практики информацию, которая поможет отстаивать перед налоговыми органами и в суде свои законные права и интересы.

Парадоксы налогового законодательства: "достижения" пятилетки

В течение прошедших 5 лет мы старались освещать наиболее сложные вопросы применения налоговых нормативных актов. Некоторые из них имеют совершенно парадоксальный характер. Посмотрим на развитие ряда этих ситуаций с позиции сегодняшнего дня.

Безвозмездные сделки

Для целей налогообложения безвозмездные сделки всегда создавали и продолжают создавать налогоплательщикам большое количество проблем, связанных с установлением обязанности по уплате налогов. Здесь необходимо помнить об НДС и о налоге на прибыль. Причем данная проблема с внесением изменений в законодательство лишь усугубляется.

В отношении НДС и налога на прибыль операции, связанные с передачей и получением имущества соответственно, традиционно рассматриваются как объекты налогообложения. Налоговыми органами на протяжении последних лет предпринимаются попытки дать более широкое толкование понятию такого объекта налогообложения как "безвозмездная передача товаров (работ, услуг)".

Всем налогоплательщикам знакома проблема исчисления НДС, связанная с осуществлением рекламных расходов, при осуществлении которых налоговые органы по-прежнему настаивают на начислении НДС (письмо Минфина России от 22.09.2006 № 03-04-11/178). Это требование распространяется на рекламоносители, стоимость которых превышает 100 рублей (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Данный подход не находит поддержки в судебных инстанциях (см. Постановление ФАС МО от 28.08.2006 № КА-А40/7856-06, Постановление ФАС СЗО от 25.01.2007 № А44-871/2006-15). Однако не может не разочаровывать подход правоприменителя к толкованию НК РФ. К сожалению, при решении данной проблемы финансовое ведомство исходит исключительно из положений статьи 149 НК РФ, которая определяет перечень операций, не подлежащих налогообложению (но не объект налогообложения!), применяя знакомый нам принцип: "Покажите мне, где написано, что ЭТО не облагается!?". Благодаря такому отношению к "безвозмездности", налогоплательщикам уже приходится доказывать, что осуществление текущего и капитального ремонта в арендованном помещении не может признаваться безвозмездной передачей и, вследствие этого, облагаться НДС (Постановление ФАС ЗСО от 29.01.2007 № Ф04-9323/2006).

К еще большему сожалению необходимо констатировать, что наш законодатель мыслит, исходя из того же самого посыла. Чего стоят некоторые поправки в НК РФ, принятые в последние годы.

Услуги вневедомственной охраны

Хочется упомянуть также поправки, внесенные в подпункт 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, касающиеся оплаты услуг вневедомственной охраны (Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ), в соответствии с которыми в целях исчисления налога на прибыль законодатель "великодушно" расширил перечень расходов следующим образом: расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации. Слова "в том числе" указывают на то, что следующая за ними фраза является уточняющей, но не изменяющей содержания (наполнения) цитаты. А кто сомневался в правомерности отнесения подобных расходов в уменьшение налога на прибыль и до 01.01.2005?

Освобождение от ЕСН сумм мат. помощи

Но законодатели превзошли все мыслимые границы, приняв Федеральный закон от 29.12.2006 № 257-ФЗ об освобождении с 01.01.2008 от ЕСН сумм материальной помощи, выдаваемой работодателем работнику в случае рождения ребенка в пределах 50 000 рублей на каждого ребенка. Практика уже показала реакцию некоторых специалистов на данную поправку: поскольку с 01.01.2008 от ЕСН освобождается только 50 000 рублей, то суммы материальной помощи в части превышения должны облагать ЕСН (а до 01.01.2008 такой льготы вообще не предусмотрено, что вызывает вопросы о необходимости налогообложения до 01.01.2008 указанных сумм в полном объеме).

К сожалению, законодатель не обратил внимания на положения пункта 3 статьи 236 НК РФ, в соответствии с которыми выплаты, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, не включаются в состав объекта налогообложения ЕСН, что ВООБЩЕ исключает вопросы о налогообложении подобных выплат. В соответствии же с пунктом 23 статьи 270 НК РФ суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам, ни при каких обстоятельствах не могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Следовательно, действующая редакция НК РФ исключает принципиальную возможность начисления ЕСН на суммы материальной помощи. Но законодатель решил помочь налогоплательщикам. И теперь возникает вопрос о размере материальной помощи, не подлежащем налогообложению с 01.01.2008.

Вследствие такого подхода государства к определению облагаемых (или необлагаемых) выплат хочется пожелать налогоплательщикам, в первую очередь, исходить из понятия "объект налогообложения". И только после установления наличия такового может ставиться вопрос об определении статуса льготирования соответствующего объекта налогообложения.

Не менее сложным остается вопрос об определении налоговой базы в отношении безвозмездных сделок по налогу на прибыль, а также и НДС.

Беспроцентные займы

Первыми "под прицел" налоговых органов попали сделки беспроцентных займов: налоговые органы достаточно долго пытались доначислять налогоплательщикам налог на прибыль с суммы материальной экономии, возникающей при пользовании беспроцентным займом. Однако ВАС РФ в Постановлении от 03.08.2004 № 3009/04 указал, что такая материальная выгода не может квалифицироваться в качестве дохода для целей исчисления налога на прибыль. Налоговые органы с таким решением в итоге согласились (письмо ФНС России от 13.01.2005 № 02-1-08/5). Однако данная история получила неожиданное развитие в отношении операций безвозмездного пользования. Определенная параллель между сделками беспроцентного займа и безвозмездного пользования, с экономической точки зрения, безусловно, прослеживается, вследствие чего для налогоплательщиков вроде бы ничего не предвещало беды. Но "громом среди ясного неба" стало Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98, которым ВАС РФ допустил возможность начисления налога на прибыль на суммы экономии от безвозмездного пользования имуществом. Схожесть описанных выше операций очевидна, тем более парадоксально выглядят позиции ВАС РФ в отношении каждой из них. Появление этого документа стало отправной точкой осуществления налоговыми органами масштабных проверок по данному эпизоду деятельности, поскольку подобные сделки пользовались среди налогоплательщиков заслуженной популярностью из-за отсутствия неблагоприятных последствий.

Более того, Минфин России живо отреагировал на подобную формулировку: если безвозмездное пользование ВАС РФ квалифицирует как оказание услуг, то в соответствии со статьей 146 НК РФ таковые могут и должны облагаться НДС (письмо от 12.12.2006 № 03-04-11/239). Самое любопытное, что данный вопрос в отношении НДС поднимается не впервые, и налоговые органы успешно доказывали необходимость начисления НДС с суммы материальной выгоды по договорам безвозмездного пользования (Постановления ФАС СЗО от 03.08.2004 № А56-1488/04, от 12.11.2004 № А56-8127/04, от 21.07.2006 № А26-2227/2006-211, Постановление ФАС ВВО от 27.03.2006 № А82-9753/2005-14).

В заключение же особо хочется отметить мнение того же ВАС РФ, который уже в другом документе, в пункте 3 Информационного письма от 21.12.2005 № 104 (днем ранее!), дал толкование термина "безвозмездность": совершение операций, которые не влекут для стороны никаких экономических выгод между теми же лицами. А вы встречали "безвозмездность" при заключении сделок между хозяйствующими субъектами? Доказывайте наличие экономической выгоды, и это позволит противостоять претензиям налоговых органов.

И вот именно на констатации в последние годы значимости экономического содержания понятия "налог" необходимо особенно остановиться, поскольку эту подвижку в прошедшей пятилетке налогоплательщики однозначно могут записать себе в актив.

Значимость экономического содержания

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое обоснование. И именно эта норма НК РФ стала предпосылкой для принятия множества положительных для налогоплательщиков судебных актов. ВАС РФ в Постановлении от 03.05.2006 № 15664/05 указал на отсутствие обязанности по уплате налогоплательщиком НДС со стоимости путевок, переданных работникам на условиях частичной оплаты, поскольку налогоплательщиком в отношении данных операций не создавалась добавленная стоимость. В Решении от 26.01.2005 № 16141/04 ВАС РФ указал на отсутствие объекта налогообложения НДФЛ при выплате сотруднику суточных, поскольку последние по своей экономической природе не отвечают понятию "доход", содержащемуся в статье 41 НК РФ (доход - экономическая выгода). Аналогичный вывод ВАС РФ делает и в отношении компенсации за использование личного автотранспорта в служебных целях (Постановление от 30.01.2007 № 10627/06). Одновременно ВАС РФ принимает Информационное письмо от 14.03.2006 № 106, касающееся практики применения законодательства по ЕСН, очень схожего содержания: ВАС РФ указал на то, что суммы возмещения затрат физическому лицу по договору подряда (оказания услуг), предусмотренные договором, не могут включаться в налоговую базу по ЕСН, поскольку указанные выплаты не отвечают понятию "доход" - не образуют экономической выгоды для этого физического лица.

Данная устойчивая судебная практика на протяжении нескольких лет отчетливо показывает, что понимание экономического содержания операций и их результатов имеет очень важное значение при определении налоговых последствий данных операций.

На протяжении прошедших пяти лет мы старались оперативно и содержательно информировать вас, уважаемые читатели, обо всех явных и скрытых проблемах, которые могут у вас возникнуть при взаимоотношениях с налоговыми органами. Мы обязательно сохраним данный подход к подготовке материалов, ибо "…кто предупрежден, тот вооружен…", а мы хотим быть для вас эксклюзивным поставщиком соответствующего "оружия".

Развитие законодательства о налогах и сборах

В юбилейном номере "БУХ.1С" мы не только вспоминаем наиболее важные события, произошедшие в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и автоматизации за прошедшие 5 лет, но и оцениваем некоторые перспективы. О развитии законодательства о налогах и сборах мы попросили рассказать С.В. Разгулина, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

- Сергей Викторович, в последние годы неоднократно говорилось о завершении налоговой реформы. Вместе с тем, поправки в налоговое законодательство вносятся постоянно ...

- К настоящему времени формирование российской налоговой системы в целом закончено. Самое главное - создана законодательная основа налоговых отношений. Правительством одобрены Основные направления налоговой политики, которыми каких-либо глобальных изменений в налоговой сфере не запланировано. Однако социально-экономические преобразования в стране, включение России в мировые экономические процессы "требуют" поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства в 2007-2010 годах будет развиваться еще достаточно динамично.

- Какие меры налоговой политики могут быть предприняты для развития отечественного бизнеса?

- В этом направлении предлагается стимулировать создание холдингов на территории страны. В частности, устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами. Речь идет о стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Одним из условий является владение не менее чем 50 %-ной долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды, при том, что такая компания не находится в списке государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения (оффшорные зоны). Соответствующий закон уже принят Государственной Думой.
Предлагается внедрить широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций. Это позволит суммировать финансовый результат в целях налогообложения различным налогоплательщикам, входящим в состав холдинга или группы компаний. Распределение налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ будет осуществляться по аналогии с правилами распределения между бюджетами налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений.
То есть пропорционально средней арифметической доле компании-участника консолидированной группы в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда консолидированной группы.

- Каким условиям должна отвечать консолидированная группа?

- Группой считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской компании на основании критерия в виде минимальной доли участия. Материнская компания несет ответственность за подачу декларации от имени всех компаний-членов группы.
Необходимо ввести определенный метод учета экономического вклада компаний-членов в группу компаний, экономических льгот, полученных компаниями-членами, а также способов корректировки в случае выхода компании из группы.
Но наряду с этим должны быть законодательно ограничены возможности получения необоснованной налоговой выгоды.

- Вы имеете ввиду контроль за трансфертным ценообразованием?

- В основе трансфертного ценообразования лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от той цены, которая была бы применена двумя независимыми лицами.
Среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета и т. д. Еще одним негативным эффектом использования связанными или контролируемыми компаниями трансфертного ценообразования является перемещение мобильной налоговой базы между регионами страны.
Компании, которые применяют трансфертное ценообразование и значительно минимизируют налоговые обязательства, могут находиться вне области контроля налоговых органов, так как формулировки статьи 20 Налогового кодекса затрудняют доказывание взаимосвязанного характера сторон сделки, если ценовые отклонения, применяемые сторонами сделок, находятся в пределах предусмотренного 20-процентного коридора. Методы определения рыночных цен и источники информации о них недостаточно детально регламентированы в статье 40 НК РФ.
Наряду с этим действующие нормы статей 20 и 40 НК РФ в ряде случаев могут приводить к дополнительным издержкам добросовестных налогоплательщиков.

- Как предлагается изменить порядок налогового контроля за ценообразованием?

- Основной задачей налоговых органов является не "борьба с трансфертными ценами", а недопущение бюджетных потерь от их использования.
Как правило, крупные холдинги, включающие большое количество компаний, построены с использованием достаточно сложных схем и отношений собственности.
Поэтому перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми расширяется за счет дополнительных случаев, в законодательство вводится порядок определения долей прямого и косвенного участия организации.
Также сохраняется возможность признания лиц взаимозависимыми на основании судебных решений.
Организации, совершающие контролируемые сделки, обязаны будут уведомлять налоговые органы о фактах совершения таких сделок и их основных параметрах.
Вместе с тем, перечень сделок, цена которых в целях налогообложения может быть скорректирована налоговыми органами, должен быть закрытым. Речь идет, в первую очередь, о сделках между взаимозависимыми лицами, а также о сделках между лицами, взаимная зависимость которых может презюмироваться в силу особых условий заключения таких сделок - внешнеторговые сделки с компаниями, являющимися налогоплательщиками в низконалоговых юрисдикциях, а также товарообменные (бартерные) сделки. От такого основания контроля как колебание цен в пределах непродолжительного периода предполагается отказаться.
Кроме того, возможно введение института предварительных соглашений о ценообразовании.
В случае полного выполнения условий таких соглашений цена сделки в целях налогообложения признается рыночной без дополнительных оценок.
Имеются и другие предложения по противодействию избежанию налогообложения.

- Например?

- Не распределяемый между учредителями доход иностранной дочерней компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль как доход ее материнской компании. Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.
В главе 25 НК РФ должен указываться ряд условий, которые будут обуславливать возникновение налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями.
В тесной связи с проблемой налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний находится определение в налоговом законодательстве понятия налогового резидента применительно к налогоплательщикам-юридическим лицам.
Критериями резидентства выступают место управления и резидентство участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.
В случае признания организации налоговым резидентом РФ на том основании, что она контролируется налоговыми резидентами РФ, указанная организация в отношении полученных доходов должна будет доплатить в российский бюджет налог на прибыль по ставке, составляющей разницу между ставкой налога на прибыль в государстве, где она зарегистрирована, и российской ставкой.

- Сергей Викторович, с 2007 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, которые направлены на совершенствование налогового администрирования. Вместе с тем, одним из наиболее актуальных является налоговое администрирование НДС. Какие изменения возможны в этой части?

- Следует отметить, что для предотвращения неправомерного возмещения НДС из бюджета необходимо закрепление дополнительных требований к регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поскольку значительная доля организаций регистрируется без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность, следующим уровнем должны стать требования, предъявляемые к лицам, представившим заявления о регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.
Иными словами, предполагается отдельная система регистрации в качестве налогоплательщиков НДС лиц, выручка которых превышает некоторую законодательно установленную величину (от 4 до 20 миллионов рублей в год). При регистрации новой компании необходимо установить срок, в течение которого налогоплательщик должен достигнуть этот объем выручки для того, чтобы регистрация в качестве налогоплательщика НДС стала для него обязательной.
В рамках указанной системы будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре.
Особое значение приобретает активизация отношений с зарубежными налоговыми и финансовыми органами стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, по эффективному обмену информацией в области косвенных налогов.

- Незавершенной остается глава Налогового кодекса о налоге на недвижимость...

- Введение налога на недвижимость должно быть связано не только с принятием соответствующей главы НК РФ. Остаются неурегулированными механизмы введения данного налога.
Объектом налогообложения признается единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения. Таким образом, одной из основных задач при введении нового налога должно стать формирование и регистрация права на единый объект недвижимости, а также оценка его стоимости в целях налогообложения.
Так, оценка налоговой базы предполагает, во-первых, определение уровня, на котором должна происходить данная оценка.
Опыт кадастровой оценки земли федеральной структурой показал, что подобный подход является чрезмерно централизованным, не позволяет учитывать местные особенности. Применительно к оценке недвижимости целесообразно осуществление оценки либо специализированными структурами регионального уровня, либо муниципальными образованиями в соответствии с централизованно устанавливаемыми методиками. Возможно, на первом этапе может быть предложено несколько альтернативных методик, адаптированных к разным типам муниципальных образований с различным уровнем развития рынка недвижимости.
В этом случае выбор конкретной методики должен оставаться за органами местного самоуправления.

- Что изменится в налогообложении доходов физических лиц?

- Изменения, в основном, связаны с совершенствованием системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
Социальные налоговые вычеты на сумму расходов на собственное обучение, а также на сумму расходов на лечение, могут быть объединены с соответствующим увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 тысяч рублей.
Налогоплательщик, таким образом, помимо увеличения абсолютной суммы вычета получит возможность использовать вычет по своему выбору.

- Будет ли изменен единый социальный налог?

- Какие-либо изменения возможны одновременно с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социального обеспечения, пенсионного, социального и медицинского страхования в долгосрочной перспективе.
По нашему мнению, следует создавать условия для развития добровольного негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, налоговый вычет по НДФЛ может быть распространен на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования.
Существующий порядок налогообложения, при котором пенсионные взносы облагаются налогом на доходы физических лиц "на входе", то есть при осуществлении таких взносов, является препятствием для развития рынка добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.
При этом облагается налогом инвестиционный доход и не облагаются налогами пенсионные выплаты и выкупные суммы. Оправданным выглядит переход к системе налогообложения, при которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты.
Необходимо освобождение от налогообложения на входе в систему (уплата взносов) и внутри системы (получение инвестиционного дохода).
В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.

- Что можно отметить из иных поправок?

- В настоящее время Государственной Думой рассматривается законопроект о налогообложении инновационной деятельности.
Предлагается освободить от налогообложения НДС реализацию любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции. В состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, включить средства, получаемые из различных фондов научных исследований.
В отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, к основной норме амортизации установить повышающий коэффициент (не более 2).
Предполагается, что эти меры вступят в силу с 1 января 2008 года.
В рамках особых экономических зон портового типа предполагается создание на их территории режима свободной таможенной зоны.
Начиная с 1 июля 2009 года размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях пяти субъектов РФ, будет запрещено. Соответственно, к этому моменту необходимо, с одной стороны, компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а с другой стороны, - возможно, изменить сам налог.
Представляется, что по своей правовой природе налог на игорный бизнес является разновидностью единого налога на вмененный доход.
Физическими показателями данной деятельности выступают игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.

- И все же, когда, по Вашему мнению, будет достигнута определенная стабильность в налоговом законодательстве?

- Стабильность - одно из конкурентных преимуществ налоговой системы. Обратите внимание, что статья 5 НК РФ предусматривает определенные гарантии от внезапных изменений в законодательстве о налогах и сборах.
Дополнительные условия внесения изменений закрепляет новая редакция Бюджетного кодекса - должны быть скорректированы бюджет текущего года и бюджеты планового трехлетнего периода.
Важное значение имеют программные документы Президента и Правительства, в которых заявляется политика на год или более длительный - трехлетний период. В частности, в Бюджетном послании Президента 2007 года подтверждена неизменность 13 процентной ставки по НДФЛ.

Эволюция упрощенной системы налогообложения

В течение последних 5 лет наш журнал особое внимание уделял упрощенной системе налогообложения. И, пожалуй, наиболее существенным событием в эти годы явилось введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ, который как раз и ввел новую главу, практически полностью изменил порядок применения этого спецрежима.

Налогоплательщики столкнулись с новыми условиями перехода на упрощенную систему налогообложения. В частности, были введены новые критерии применения УСН и изменен порядок уведомления налогового органа о смене налогового режима. Кстати, в данной части законодатель облегчил труд желающих воспользоваться новой "упрощенкой", так как заменил разрешительный порядок перехода на уведомительный.

Кроме того, глава 26.2 НК РФ установила новые правила исчисления налоговой базы и самого единого налога, ведения Книги учета доходов и расходов, порядка сдачи отчетности и уплаты единого налога. Субъекты упрощенной системы налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, столкнулись с новым понятием "минимальный налог".

Однако после прочтения Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ специалистам сразу стало ясно, что он далек от совершенства. В связи с чем, еще до вступления его в силу, законодатель вносит в него существенные поправки Федеральным законом от 31.12.2002 № 191-ФЗ.

Уточняется, что как и прежде субъекты упрощенной системы налогообложения освобождены от ведения бухгалтерского учета. Но при этом вводится новое правило, согласно которому требуется бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов.

Изменяются сроки возможности возврата к упрощенной системе налогообложения в случае утраты права на ее применение. В перечень расходов, учитываемых при налогообложении, включаются затраты по уплате налогов и сборов, а также затраты по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Следующим серьезным шагом в упорядочивании применения упрощенной системы налогообложения стал, безусловно, Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 года. Во многом он направлен на поддержание налогоплательщиков.

Так, увеличились размеры доходов, ограничивающие право на переход и применение УСН; предусмотрена возможность их индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий инфляцию. Существенно расширен перечень расходов, учитываемых при налогообложении.

Урегулирован порядок перехода на УСН вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, а также возврата при нарушении всех условий применения УСН. Более подробно раскрыт порядок признания доходов и расходов.

Введена возможность применения УСН на основе патента. Решен вопрос с налогообложением дивидендов и применением суммовых разниц.

Интересно, что в главу 26.2 НК РФ за прошедший период изменения и дополнения внесли десять законодательных актов! Однако так до конца все спорные вопросы ни со стороны правоприменителей, ни со стороны законодателей разрешены не были.

Например, остается открытым вопрос с возможностью зачета авансовых платежей в счет уплаты минимального налога. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 01.09.2005 № 5767/05 высказался в пользу налогоплательщиков.

Вместе с тем, налоговики решили не учитывать данный судебный акт, и на местах у субъектов УСН возникают противоречия с проверяющими.

Не разрешен до конца спор о дате списания покупной стоимости товаров, сумятица царит в рядах участников договора простого товарищества, не прописан порядок учета доходов и расходов при смене объекта налогообложения, Минфину России постоянно требуется вмешательство судебных органов для приведения Книги учета доходов и расходов в соответствие с основным налоговым законом.

К сожалению, список неразрешенных на сегодняшний момент вопросов слишком длинен.

Видимо, законодатель оставляет для себя закрепленное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на труд. Хотелось бы только, чтобы он был максимально результативен.

А наш журнал, со своей стороны, и его авторы постараются, как и прежде, не только информировать о законодательных нововведениях в применении упрощенной системы налогообложения, но и о практике их применения.

Планируемые изменения по "упрощенке"

Журнал "БУХ.1С", как известно, информирует своих читателей не только о свершившихся изменениях законодательства, но и наиболее важных готовящихся законопроектах. Один такой законопроект на момент подписания номера в печать уже лежал на подписи у Президента РФ. Он вносит весьма существенные изменения в порядок применения упрощенной системы налогообложения. Мы попросили профильного специалиста ФНС России рассказать нам об этих изменениях.

Советом Федерации 04.05.2007 одобрен проект федерального закона "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Им вносятся изменения и дополнения в том числе в главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".

В частности, планируется внести в статью 346.12 НК РФ норму, в соответствии с которой организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ, особенности исчисления и уплаты которого предусмотрены статьей 174.1 НК РФ.

В соответствии с изменениями, вносимыми в пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, при переходе на УСН ограничение по предельной величине доходов, установленной пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ (15 млн. руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор), по организациям и индивидуальным предпринимателям, которые переведены на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, будет определяться только по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Напомним, что до внесения данных изменений при переходе на УСН ограничение по доходам по отношению к таким налогоплательщикам применяется исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Согласно планируемым изменениям пункта 1 статьи 346.13 НК РФ, организации, изъявившие желание перейти на УСН, в заявлении о переходе, подаваемом в налоговый орган по месту своего нахождения, должны сообщать также о средней численности работников за 9 месяцев и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября. Сейчас в заявлении о переходе необходимо сообщать только о размере доходов за девять месяцев текущего года.

В соответствии с дополнениями, которые планируется внести в пункт 4 статьи 346.13 НК РФ, налогоплательщики будут считаться утратившими право на применение УСН также и в том случае, если они являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом и не применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом данное право будет утрачено такими налогоплательщиками начиная с того квартала, в котором будет допущено несоответствие указанному требованию.

Сейчас налогоплательщики считаются утратившими право на применение УСН в тех случаях, когда по итогам отчетного (налогового) периода их доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ. В этих случаях налогоплательщики считаются утратившими право также начиная с начала того квартала, в котором были допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с планируемыми изменениями пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в состав расходов дополнительно будут включаться расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (по подпункту 1), расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники (подпункт 35), расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подпункт 36). Новой редакцией пункта 4 статьи 346.17 НК РФ установлен срок отражения расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств - в последнее число отчетного (налогового) периода. В связи с данными изменениями в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы, будут включаться не только полностью оплаченные основные средства, но и оплаченные частично (в размере уплаченных сумм).

В соответствии с дополнениями, вносимыми в пункт 1 статьи 346.17 НК РФ, устанавливается порядок изменения налогооблагаемой базы в случае возврата налогоплательщиками сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (уменьшение доходов того налогового периода, в котором произведен возврат).

В планируемых поправках пункта 4 статьи 346.17 НК РФ уточнено, что при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы", при исчислении налоговой базы не учитываются расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся прежний объект налогообложения.

Дополнения, вносимые в статью 346.25 НК РФ, касаются порядка принятия к вычету НДС при переходе с общего режима налогообложения на УСН и наоборот, когда товары, услуги оплачены в периоде применения одного налогового режима, а отгружены после изменения системы налогообложения. Так, исчисленный и перечисленный в бюджет НДС с оплаты/частичной оплаты может быть принят к вычету в последнем налоговом периоде до перехода на УСН при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом поставщика на УСН. Налогоплательщик, приобретший товары в периоде применения УСН, а реализовавший его после перехода на общий режим, сможет принять НДС к вычету.

В новой редакции пункта 2 статьи 346.25 уточнены и дополнены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям разрешается применять УСН на основе патента. В частности, теперь по патенту могут работать предприниматели, осуществляющие деятельность в области фотографии, сдающие в аренду квартиру.

Также уточнено, что переход с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. Еще одно уточнение: патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. При этом налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента на территории другого субъекта РФ.

Законопроектом также установлен срок сообщения индивидуального предпринимателя в налоговый орган об утрате права на применение УСН на основе патента и переходе на иной режим налогообложения (в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения), а также срок возврата на УСН на основе патента индивидуального предпринимателя, ранее перешедшего с УСН на основе патента на иной режим налогообложения (не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение УСН на основе патента).

Поправками также предусмотрено, что налоговая декларация налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется (пункт 11), но при этом налогоплательщики должны вести налоговый учет.

Планируется, что законопроект в части указанных положений вступит в силу с 1 января 2008 года. При этом следует иметь в виду, что положения статьи 346.16 (изменения в порядке признания расходов) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Отзывы читателей "БУХ.1С"

Оформить подписку на журнал вы можете прямо сейчас на нашем сайте.

Просим вас поучаствовать в развитии "БУХ.1С". Присылайте нам свои мнения о том, что следует улучшить, изменить, сократить или дополнить на электронный адрес buh@1c.ru или на почтовый адрес (123056, Москва, а/я 64, фирма "1С", редакция "БУХ.1С").

Желаем вам успехов!

Обращение директора фирмы "1С" Б.Г. Нуралиева

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии