«1С:Бухгалтерия 8» – новые возможности учета НДС
В решениях на платформе «1С:Предприятие 8» воплощены новые принципы учета НДС, отличные от тех, которые применялись в решениях для «1С:Предприятия 7.7», и благодаря этому появился ряд новых возможностей, которые уже по достоинству оценены пользователями. В готовящейся к выходу редакции 1.6 «Бухгалтерии предприятия» не только сам учет НДС получил дальнейшее развитие, но и появились возможности, помогающие в его ведении — например, «Помощник по учету НДС». Кроме этого, теперь создана специальная возможность ведения упрощенного учета НДС — без использования регламентных документов и специальных регистров.

Содержание

"1С:Бухгалтерию 8" от предыдущих версий отличает высокая степень автоматизации учета НДС. Для этого в программе отслеживается ряд событий, которые требуются для корректного формирования книги покупок и книги продаж, декларации в соответствии с законодательством РФ. К таким событиям относятся, например, зачет аванса при реализации, подтверждение нулевой ставки НДС, оплата НДС в бюджет в ряде случаев и др. В бухгалтерском учете не отражаются все особенности учета НДС, и помимо двойной записи в конфигурации используются специализированные регистры, в которых накапливается информация по НДС. Эта информация используется при проведении документов по учету НДС, при формировании отчетов.

Помимо первичных документов для полного отражения всех хозяйственных операций в учете НДС в конфигурации используются регламентные документы, которые анализируют данные по регистрам и формируют при проведении соответствующие движения и проводки, после которых можно формировать книгу покупок, книгу продаж и заполнять декларацию по НДС.

Регламентные документы заполняются по результатам отчетного периода в определенной последовательности. Отдельные документы предназначены для использования только при наличии определенных операций в учете, либо при определенных настройках.

Возможности "1С:Бухгалтерии 8"

"1С:Бухгалтерию 8" от предыдущих версий отличает высокая степень автоматизации учета НДС. Для этого в программе отслеживается ряд событий, которые требуются для корректного формирования книги покупок и книги продаж, декларации в соответствии с законодательством РФ. К таким событиям относятся, например, зачет аванса при реализации, подтверждение нулевой ставки НДС, оплата НДС в бюджет в ряде случаев и др. В бухгалтерском учете не отражаются все особенности учета НДС, и помимо двойной записи в конфигурации используются специализированные регистры, в которых накапливается информация по НДС. Эта информация используется при проведении документов по учету НДС, при формировании отчетов.

Помимо первичных документов для полного отражения всех хозяйственных операций в учете НДС в конфигурации используются регламентные документы, которые анализируют данные по регистрам и формируют при проведении соответствующие движения и проводки, после которых можно формировать книгу покупок, книгу продаж и заполнять декларацию по НДС.

Регламентные документы заполняются по результатам отчетного периода в определенной последовательности. Отдельные документы предназначены для использования только при наличии определенных операций в учете, либо при определенных настройках.

Помощник по учету НДС

Чтобы сделать процесс закрытия периода по НДС более прозрачным, в редакцию 1.6 конфигурации включен "Помощник по учету НДС", который наглядно показывает, какие документы и в какой последовательности требуется заполнять и проводить.

В форме помощника по учету НДС требуется указать период - месяц или квартал, в зависимости от настройки учетной политики организации "Налоговый период", и организацию, для которой будут выполняться регламентные операции (см. рис. 1).

Рис. 1

Помощник представляет собой схему выполнения операций, которые расположены в том порядке, в котором их требуется заполнять. Выполнение регламентной операции подразумевает под собой заполнение одного из регламентных документов или выполнение обработки. Регламентные операции выделены цветами, поясняющими их текущие состояние и актуальность. Описание цветов есть в нижней части формы.

Так как разные регламентные документы отражают различные учетные ситуации, не всегда требуется заполнять их все. Например, в текущем периоде могут отсутствовать суммовые разницы, реализация по нулевой ставке и т. п. В этом случае выполнять соответствующие регламентные операции не нужно.

Те операции, которые требуется выполнять, могут быть актуальны и не актуальны. Актуальность операций зависит от порядка, в котором заполняются и проводятся соответствующие операциям документы. Изменение (перепроведение и отмена проведения) документов влияет на актуальность операций, зависящих от этого документа. Эта зависимость соответствует схеме Помощника. Чтобы все операции были актуальны, следует выполнять их по порядку, а в случае изменения одной из промежуточных операций, потребуется повторно выполнить все последующие. Информация об актуальности автоматически обновляется после выполнения каждой операции.

При открытии документов и обработок они автоматически заполняются. Если документ был проведен, предлагается отменить его проведение. Если не обнаружены данные для заполнения документа (возможно данную регламентную операцию отражать не требуется), предлагается открыть документ для заполнения вручную.

Текущий шаг, который требуется выполнить, отмечается стрелкой, после его заполнения стрелка переходит к следующему шагу. Когда выполнены все шаги (все требуемые документы выделены как актуальные) можно сформировать книгу покупок, книгу продаж и заполнить декларацию.

По правой кнопке мыши на элементе схемы открывается контекстное меню, в котором доступны дополнительные возможности для соответствующего документа: открыть список документов, или один из документов, если их несколько в текущем периоде, сформировать отчет (например, "Журнал по наличию полученных счетов-фактур", доступный в меню пункта "Книга покупок").

Упрощенный учет НДС

Сложность учета некоторых норм законодательства по НДС приводит к необходимости хранить дополнительную информацию, которая в бухгалтерском учете не отражается. Это усложняет ввод начальных остатков и дальнейший учет, но позволяет автоматизировать сложные ситуации и избавить пользователя от ввода ручных операций.

С другой стороны, большое количество обычных операций с НДС не так сложны для отражения в учете, и для них не требуется хранить большое количество информации о предъявленном и начисленном НДС, для учета каждой ситуации достаточно данных первичного документа. Для таких случаев создана специальная возможность ведения упрощенного учета НДС - без использования регламентных документов и специальных регистров.

В упрощенном режиме учета первичные документы формируют проводки по вычету и начислению НДС, а также записи в регистры "НДС покупки" и "НДС продажи", по данным которых строятся книга покупок, книга продаж и декларация по НДС.

Соответственно при таком учете есть определенные ограничения.

  1. Вычет НДС отражается либо в момент поступления ценностей (счета-фактуры), либо в дальнейшем вручную. В случае НДС, начисленного по предварительной оплате и при исполнении обязанностей налогового агента, вычет всегда отражается вручную. Для ручного отражения используется документ "Отражение НДС к вычету", который может быть заполнен по данным документа начисления НДС. Документ формирует как проводки, так и движения по регистру "НДС покупки".
  2. Блокировка вычета при приобретении основных средств (до принятия ОС к учету) отслеживается самостоятельно.
  3. Начисление НДС по предварительным платежам отражается вручную - на основании платежного документа создается "Счет-фактура выданный", который заполняется суммой по данным бухгалтерского учета.
  4. Весь учет сложных случаев реализации без НДС и по ставке 0 % (включение НДС в стоимость МПЗ и списание на расходы, подтверждение нулевой ставки и т. п.) отражается только вручную.

Для случаев, когда требуется отразить в учете неавтоматизированные операции, используются документы "Отражение начисления НДС" и "Отражение НДС к вычету". Например, может быть отражен вычет, для которого требуется ожидать определенных событий - принятие к учету ОС, перечисление в бюджет НДС, начисленного при исполнении обязанностей налогового агента по НДС. Документы можно вводить на основании документов, отразивших в учете предъявление и начисление НДС.

Ведение учета по упрощенной методике настраивается в учетной политике организации.

Функциональное развитие

Теперь на основании нескольких документов реализации можно выписать один счет-фактуру, а также указать несколько документов поступления в одном счете-фактуре поставщика.

В счете-фактуре, выдаваемом покупателю, могут быть указаны даты и номера нескольких платежно-расчетных документов (см. рис. 2).

Рис. 2

Хотя счета-фактуры на аванс и суммовые разницы регистрируются автоматически соответствующими обработками, появилась возможность ввести их вручную и скорректировать ранее созданные. Счета-фактуры на аванс также могут быть введены на основании платежных документов.

Наличие и сумма аванса определяется по данным проводок в бухгалтерском учете. Если одним платежным документом отражен аванс по разным договорам или ставкам НДС, можно несколько раз ввести счет-фактуру на основании документа. Пользователю будет сообщено, если аванс не найден, или счета-фактуры по данному платежному документу уже созданы.

В документах поступления на отдельной закладке может быть сразу же указана информация о счете-фактуре, полученном от поставщика (см. рис. 3). При этом не нужно будет вводить отдельный документ "Счет-фактура полученный". Если счет-фактура поступает вместе со всеми остальными документами, при регистрации поступления в учете можно указать реквизиты счета-фактуры непосредственно в документе поступления. В случаях, если счет-фактура поступил позднее, или требуется воспользоваться возможностью указания нескольких документов оснований в одном счете-фактуре, нужно создавать отдельный документ.

Рис. 3

Взамен документов "Отражение реализации товаров и услуг (НДС)", "Отражение поступления товаров и услуг (НДС)" в редакции 1.6 используются документы "Отражение начисления НДС" и "Отражение НДС к вычету", в которых расширен функционал для упрощения отражения в учете НДС специфических и неавтоматизированных операций.

Теперь документы могут формировать проводки по начислению и вычету НДС. При использовании документов в качестве записей книги покупок или книги продаж можно отразить записи дополнительных листов. При отражении записи дополнительного листа книги продаж требуется внести две записи: сторнирующую запись основного листа книги и новую, корректную запись. Для автоматического формирования сторнирующих записей требуется наличие данных по книге продаж за прошлые периоды. В документе "Отражение начисления НДС" есть возможность автоматического или ручного (что полезно в случае отсутствия данных за корректируемый период) формирования сторнирующих записей.

Документы могут отражаться как отдельные записи книг, так и корректировать записи других документов начисления и реализации, для чего устанавливается соответствующий флаг.

Особенно актуально использование новых возможностей документов при ведении упрощенного учета налога на добавленную стоимость.

Добавлен документ "Списание НДС" для отражения списания НДС, который не планируется предъявлять к вычету (см. рис. 4).

Рис. 4

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии