Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Исключение внепроцессуальных прав милиции: прекратят ли "кошмарить" бизнес?

25.02.2009
Определение прав и обязанностей налогоплательщиков в рамках процесса осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля продолжает оставаться сверхактуальной темой практики применения норм законодательства. Аспект этой области правоотношений, в том числе связанный с привлечением налоговыми органами милиции для осуществления мероприятий налогового контроля, в свете последних изменений законодательства анализирует М.С. Мухин, налоговый консультант.

Содержание


Фраза, произнесенная Президентом РФ летом прошлого года, уже давно стала крылатой*. С 10 января 2009 года она получила практическое наполнение. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Закон № 293-ФЗ). Сделан существенный шаг на пути построения цивилизованных отношений между бизнесом и властью. Насколько он будет эффективным, покажет время.

Примечание:
* Президент РФ Д.А. Медведев, проводя 31 июля 2008 года в городе Гагарин Смоленской области совещание по вопросам защиты малого и среднего бизнеса, сказал: "надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали "кошмарить" бизнес" (прим. ред.).

Вступил в силу Закон № 293-ФЗ

Фраза, произнесенная Президентом РФ летом прошлого года, уже давно стала крылатой*. С 10 января 2009 года она получила практическое наполнение. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Закон № 293-ФЗ). Сделан существенный шаг на пути построения цивилизованных отношений между бизнесом и властью. Насколько он будет эффективным, покажет время.

Примечание:
* Президент РФ Д.А. Медведев, проводя 31 июля 2008 года в городе Гагарин Смоленской области совещание по вопросам защиты малого и среднего бизнеса, сказал: "надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали "кошмарить" бизнес" (прим. ред.).

Внепроцессуальные права милиции и их использование в отношениях с налогоплательщиками

Необходимость наделения органов внутренних дел полномочиями, обеспечивающими эффективную борьбу с налоговыми и иными экономическими преступлениями, не вызывает сомнений. Вместе с тем, трудно оспаривать и то обстоятельство, что до недавнего времени указанные полномочия нередко использовались в целях, далеких от задач, стоящих перед органами внутренних дел. Речь идет даже не о коррупционных проявлениях (что является предметом самостоятельного исследования), а о весьма распространенных случаях, когда единственным результатом контрольных мероприятий, проведенных сотрудниками милиции (или с их участием), становились решения сугубо фискального характера, прежде всего - выносимые налоговыми органами. По сути, взаимодействие между последними и органами внутренних дел свелось к банальному использованию в целях налогового контроля полномочий милиции, предоставленных ей исключительно для борьбы с преступностью. Прежде всего, это относится к отдельным оперативно-розыскным мероприятиям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон № 144-ФЗ).

Вопрос о возможности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий для решения задач фискального характера и по сей день продолжает оставаться предметом дискуссий, и даже судебно-арбитражная практика не дает окончательного ответа на него.

Говоря о тех правах милиции, которые уже официально признаны внепроцессуальными, следует отметить следующие, предусмотренные пунктом 25 части первой статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), в редакции, действовавшей до 10 января 2009 года:

  • производство осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
  • производство досмотра транспортных средств;
  • изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, и истребование их копий;
  • изъятие образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для проведения исследований или экспертиз;
  • проведение проверок организаций и физических лиц, а также проведение ревизий;
  • изъятие при производстве проверок и ревизий документов либо их копий.

Излишне говорить о том, что осуществление милицией указанных полномочий доставляло немало неудобств субъектам предпринимательской деятельности. Подчеркнем еще раз: милиция должна обладать такими правомочиями. Однако использование их не для выявления и пресечения преступлений, а в качестве инструмента наполнения бюджета не может считаться правомерным.

Поэтому лишение органов внутренних дел перечисленных выше прав выглядит обоснованным и разумным не только с точки зрения защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности, но и с позиции освобождения милиции от лишней работы во имя более эффективного решения главных задач, возложенных на нее.

Цель, которую ставили перед собой разработчики Закона № 293-ФЗ, четко просматривается и в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Государственную Думу Правительством РФ:

Выдержка из документа

"Закон о милиции устанавливает лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержит четкие процедуры, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Закон о милиции, предусматривающие исключение из него указанных прав органов внутренних дел. Внесение указанных изменений приведет к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ".

Внепроцессуальные права исключены, но проблемы остались

Позитивное восприятие Закона № 293-ФЗ, тем не менее, едва ли может служить источником безудержного оптимизма для налогоплательщиков. Необходимо учитывать, что столь тревожные для них милицейские запросы на представление документов весьма часто основаны не на отмененном ныне пункте 25 части первой статьи 11 Закона о милиции, а на пункте 4 части первой той же статьи, согласно которому милиции предоставлено право "получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них".

Данная норма дает довольно широкие возможности для "творческого" подхода к выстраиванию отношений с налогоплательщиками. В отличие от пункта 25, пункт 4 не ставит истребование документов в зависимость от вынесения органом внутренних дел мотивированного постановления. В связи с этим есть все основания считать, что данный пункт несет в себе гораздо больший коррупционный риск, нежели пункт 25. Тем не менее, пункт 4 части первой статьи 11 Закона о милиции продолжает действовать. Очевидно, предусмотренное им право милиции законодатель не счел внепроцессуальным. Автор разделяет, в целом, такую оценку. Однако, необходимость принятия мер, исключающих использование данной нормы в, если так можно выразиться, внепроцессуальных целях, несомненна.

Еще одна аналогичная, с точки зрения такого рода рисков, норма содержится в пункте 1 части первой статьи 15 Закона № 144-ФЗ. Она наделяет оперативные подразделения органов внутренних дел правом изъятия документов при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий. С 10 января 2009 года данная норма дополнена весьма существенной оговоркой следующего содержания:

"В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации".

Указанное дополнение призвано упорядочить процедуру изъятия документов по основаниям, установленным пунктом 1 части первой статьи 15 Закона № 144-ФЗ, что, конечно, будет способствовать защите интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Однако, применение данной нормы на практике нередко бывает осложнено другим обстоятельством. Закон связывает возможность изъятия документов с наличием сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (п. 2 части первой ст. 7 Закона № 144-ФЗ). Тем не менее, органы внутренних дел зачастую используют право изъятия документов, обладая информацией о предполагаемых налоговых правонарушениях, не являющихся преступлениями.

Указанная проблема и предлагаемые пути ее решения довольно подробно описаны в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 № 304-О, где спорному положению Закона № 144-ФЗ дана следующая оценка:

Дело:

"… Исходя из смысла названного Федерального закона, его статей 1, 2, 7, части второй статьи 8 и статьи 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, т. е. преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой, проведение оперативно-розыскного мероприятия в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 должно быть прекращено".

Правовую позицию КС РФ следует учитывать как органам внутренних дел, так и тем хозяйствующим субъектам, у которых изымают документы. Это позволит первым избежать нарушений закона, а вторым - попытаться защитить свои законные права.

Исключение внепроцессуальных прав милиции: заключение

Закон № 293-ФЗ, несомненно, направлен на защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, связывать с ним решение всех проблем, возникающих между органами внутренних дел и налогоплательщиками в связи с недостатками в правовом регулировании, было бы неправильно. Соответствующая нормативная правовая база нуждается в более серьезной переработке. А пока эта работа не завершена, предпринимателям предстоит пережить еще немало трудных дней.

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 54-ФЗ 6-НДФЛ CRM IT-компании Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство без ККТ безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С видео-уроки 1С водный налог возврат налогов возврат переплаты восстановление НДС выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственный реестр гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду декларация по алкоголю декларация по налогу на прибыль декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ единый расчет по страховым взносам ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 изменения-2017 имущественные вычеты индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ип на усн ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции кассовый чек КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов вычетов коды видов доходов коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консолидированная группа контролируемая иностранная компания контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые споры налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по ндс налоговый агент по ндфл налоговый агент по НДФЛ налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление амортизации начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ негативное воздействие на окружающую среду неотделимые улучшения неприменение ккт нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с обязательное социальное страхование обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг ОКВЭД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ онлайн-сервис освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от ндфл основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в пфр отчетность в росприроднадзор отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры оформление счетов-фактур охрана труда патентная система патентная система налогообложения ПБУ 18 первичные документы перенос убытков переход на усн персонифицированный учет плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с повышение налогов повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов ПСН путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация ККТ регистрация юридических лиц реестр ККТ реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация розничная торговля росалкогольрегулирование РСВ-1 самое новое в 1С:Бухгалтерии самозанятые граждане свод отчетов секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставки страховых взносов стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебная практика судебное решение судебный вердикт суточные счет-фактура таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в бюджетных учреждениях учет в госорганизациях учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при усн учет расходов при УСН учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле федеральный стандарт бухгатерского учета ФИАС фиксированные страховые взносы финансовый анализ ФНС РФ форма 6-НДФЛ форма заявления формы документов хроники 54-ФЗ штрафные санкции экологические платежи экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры