Высокий профессиональный уровень сотрудников - одна из важнейших составляющих успешной деятельности любой современной компании. Но мало регулярно отправлять своих сотрудников на различные курсы, тренинги, выделять существенные средства на их профподготовку и переподготовку. Важно еще и правильно квалифицировать и документировать такие расходы, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, а также грамотно использовать возможности учета таких затрат, предоставляемые налоговым законодательством. Обосновать расходы на обучение с учетом сложившейся арбитражной практики и вступивших в силу с 1 января 2009 года изменений в НК РФ, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ, поможет статья И.А.Баймаковой, эксперта-консультанта по вопросам налогообложения, фирма "1С".

Содержание

Из года в год требования к сотрудникам в части их профессионального уровня неизменно возрастают. Подготовить сотрудников к работе в новых условиях хозяйствования, на высокотехнологичном оборудовании, затрачивая при этом минимум сил и средств - задача отнюдь не из легких. В связи с этим руководитель любой успешно развивающейся компании вынужден продумывать с особой тщательностью формы, место и время проведения различных обучающих мероприятий.

Среди наиболее распространенных форм обучения традиционно выделяют обучение по программам основного профессионального образования, а также переподготовку и повышение квалификации в ходе проводимых курсов и семинаров*. Необходимо напомнить, что изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ (далее - Закон № 158-ФЗ) и вступившими в силу с 1 января 2009 года, предусмотрена возможность учета для целей налогообложения прибыли в составе расходов затрат по получению сотрудниками среднего и высшего специального профессионального образования**. В связи с этим можно предположить, что руководители организаций чаще будут использовать данную форму обучения.

Примечание:
* Вопросы обучения сотрудников ранее рассматривались в статье "Обучение сотрудников: налоговые аспекты".
** Подробнее об изменениях законодательства см. здесь.

Однако использование "традиционных" способов обучения не всегда эффективно, и нередко возникает необходимость изыскивать среди существующих форм и методов обучения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. Кроме того, руководители организаций заинтересованы в максимально экономном использовании средств на повышение профессионального уровня сотрудников. Появление новых форм и способов обучения порождает новые вопросы, связанные с учетом понесенных расходов. Традиционно при проведении проверок налоговые органы обращают наиболее пристальное внимание на два аспекта:

  • экономическую целесообразность обучения;
  • документальное подтверждение понесенных расходов.

Доводы, приводимые в обоснование необходимости обучения, могут быть различны. Например, вполне логичным выглядит направление сотрудников на курсы иностранных языков - если организация развивает внешнеэкономическую деятельность, на семинары по изучению современных тенденций развития рынка - при расширении деятельности и т. п.

В качестве положительного опыта можно привести постановление ФАС СЗО от 10.07.2008 по делу № А56-4753/2007. В подтверждение обоснованности понесенных расходов в случае обучения сотрудников вождению руководителем организации было издано распоряжение, согласно которому сотрудники направлялись на обучение "в связи с нехваткой производственного персонала с водительскими правами категории "В". Дополнительно в постановлении указано: "Довод инспекции, что полученная сотрудниками профессиональная подготовка не имела практической пользы для предприятия и не повлияла на выполняемые работниками трудовые функции (должностные обязанности), не нашел поддержки у судей".

Вторым немаловажным аспектом в подтверждении понесенных расходов является наличие первичных документов. По мнению автора, документы, подтверждающие понесенные расходы на обучение, могут быть классифицированы следующим образом:

  • Документы, обосновывающие необходимость и целесообразность обучения, - приказы по организации о направлении на обучение, положения о порядке планирования, расходования и учета средств на подготовку кадров, сметы затрат на подготовку кадров и т. п.;
  • Документы, непосредственно подтверждающие понесенные расходы, - договоры на организацию обучения, акты приема-передачи выполненных работ, копии лицензий образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности, счета, счета-фактуры;
  • Документы, косвенно подтверждающие расходы на обучение, - программы обучения, расписание занятий, список посещений, документы об окончании курсов, документы об оплате.

Законом № 158-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 264 НК РФ, обязывающие налогоплательщика обеспечивать хранение документов, подтверждающих расходы на обучение, не менее четырех лет.

Дополнительно стоит учитывать, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к перечню документов, подтверждающих понесенные расходы на обучение. В арбитражной практике можно обратить внимание на следующие арбитражные дела, решенные в пользу налогоплательщика:

  • постановление ФАС СЗО от 10.05.2007 по делу № А56-10282/2006, в котором указано, что "довод Инспекции об отсутствии в удостоверениях, выданных работникам Учреждения по окончании обучения, "каких-либо сведений, удостоверяющих степень повышения квалификации сотрудника, либо сведения об уровне полученного в процессе обучения образования", не основан на нормах главы 25 Налогового кодекса РФ";
  • постановление ФАС СЗО от 18.02.2008 по делу № А56-52178/2006. При рассмотрении данного дела не нашло поддержки у судей требование налогового органа о необходимости представления организацией в качестве подтверждения понесенных расходов программы обучения, расписания занятий, списка посещений, свидетельств об окончании курсов.

Также стоит обратить внимание, что возможность учета понесенных расходов на обучение для целей налогообложения не зависит от "успешности" окончания обучения. В частности, в постановлении ФАС ПО от 01.12.2006 по делу № А65-35143/2005-СА1-19 отмечено, что "право на включение в состав расходов для целей налогообложения затрат на подготовку и переподготовку кадров по пункту 3 статьи 264 НК РФ не поставлено в зависимость от прохождения обучающимся всей программы обучения и получения им на руки специального документа".

Для подтверждения понесенных расходов в данной ситуации были представлены акт и справка учебного заведения о прослушивании ряда дисциплин, непосредственно касающихся должностных обязанностей обучаемого.

Аналогичный вывод был сделан ФАС МО округа по делу № А40-38224/06-140-265.

В постановлении от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07 по этому делу отмечено, что "статьей 264 НК РФ не предусмотрено, что уже понесенные организацией расходы на подготовку и переподготовку кадров принимаются в целях налогообложения только в случае, если подготавливаемый сотрудник завершил обучение и не был отчислен за академическую неуспеваемость".

Помимо указанных выше обстоятельств, порядок налогового учета понесенных затрат зависит также:

  • от инициатора обучения;
  • формы обучения;
  • категории обучаемых.

Рассмотрим более подробно данные факторы.

Коротко о запретах

В заключение несколько слов о запретах. Несмотря на многообразие вариантов учета расходов на обучение, в ряде случае понесенные затраты не будут уменьшать налоговую базу по прибыли.

Как и ранее, в 2009 году в составе расходов не могут быть учтены расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения. Также в составе расходов не предусмотрена возможность учета расходов по уплате взносов в различные профессиональные союзы и ассоциации. Например, не может уменьшать налоговую базу по прибыли уплата ежегодных взносов бухгалтерами в Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России при получении и/или продлении аттестатов.

Кроме того, не подлежат учету в целях налогообложения расходы, связанные с "демонстрацией" знаний посредством участия в различных конкурсах. В данной связи представляет интерес постановление ФАС ЦО от 17.12.2007 по делу № А68-719/07-26/11. В ходе рассмотрения дела установлено, что два работника общества участвовали в конкурсе сварщиков. Признавая понесенные расходы необоснованными, суд указал, "что участники конкурса в ходе его проведения демонстрируют свои профессиональные навыки, приобретенные в процессе трудовой деятельности, для выявления лучшего из своего числа, новых навыков они не получают, их квалификация не повышается, поскольку в данном случае процесс обучения не осуществляется".

Таким образом, руководителю организации целесообразно планировать расходование средств при направлении работников организации на обучение с учетом внесенных изменений в главу 25 НК РФ, а также существующей практики.

Обучение сотрудников

Из года в год требования к сотрудникам в части их профессионального уровня неизменно возрастают. Подготовить сотрудников к работе в новых условиях хозяйствования, на высокотехнологичном оборудовании, затрачивая при этом минимум сил и средств - задача отнюдь не из легких. В связи с этим руководитель любой успешно развивающейся компании вынужден продумывать с особой тщательностью формы, место и время проведения различных обучающих мероприятий.

Среди наиболее распространенных форм обучения традиционно выделяют обучение по программам основного профессионального образования, а также переподготовку и повышение квалификации в ходе проводимых курсов и семинаров*. Необходимо напомнить, что изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ (далее - Закон № 158-ФЗ) и вступившими в силу с 1 января 2009 года, предусмотрена возможность учета для целей налогообложения прибыли в составе расходов затрат по получению сотрудниками среднего и высшего специального профессионального образования**. В связи с этим можно предположить, что руководители организаций чаще будут использовать данную форму обучения.

Примечание:
* Вопросы обучения сотрудников ранее рассматривались в статье "Обучение сотрудников: налоговые аспекты".
** Подробнее об изменениях законодательства см. здесь.

Однако использование "традиционных" способов обучения не всегда эффективно, и нередко возникает необходимость изыскивать среди существующих форм и методов обучения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. Кроме того, руководители организаций заинтересованы в максимально экономном использовании средств на повышение профессионального уровня сотрудников. Появление новых форм и способов обучения порождает новые вопросы, связанные с учетом понесенных расходов. Традиционно при проведении проверок налоговые органы обращают наиболее пристальное внимание на два аспекта:

  • экономическую целесообразность обучения;
  • документальное подтверждение понесенных расходов.

Доводы, приводимые в обоснование необходимости обучения, могут быть различны. Например, вполне логичным выглядит направление сотрудников на курсы иностранных языков - если организация развивает внешнеэкономическую деятельность, на семинары по изучению современных тенденций развития рынка - при расширении деятельности и т. п.

В качестве положительного опыта можно привести постановление ФАС СЗО от 10.07.2008 по делу № А56-4753/2007. В подтверждение обоснованности понесенных расходов в случае обучения сотрудников вождению руководителем организации было издано распоряжение, согласно которому сотрудники направлялись на обучение "в связи с нехваткой производственного персонала с водительскими правами категории "В". Дополнительно в постановлении указано: "Довод инспекции, что полученная сотрудниками профессиональная подготовка не имела практической пользы для предприятия и не повлияла на выполняемые работниками трудовые функции (должностные обязанности), не нашел поддержки у судей".

Вторым немаловажным аспектом в подтверждении понесенных расходов является наличие первичных документов. По мнению автора, документы, подтверждающие понесенные расходы на обучение, могут быть классифицированы следующим образом:

  • Документы, обосновывающие необходимость и целесообразность обучения, - приказы по организации о направлении на обучение, положения о порядке планирования, расходования и учета средств на подготовку кадров, сметы затрат на подготовку кадров и т. п.;
  • Документы, непосредственно подтверждающие понесенные расходы, - договоры на организацию обучения, акты приема-передачи выполненных работ, копии лицензий образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности, счета, счета-фактуры;
  • Документы, косвенно подтверждающие расходы на обучение, - программы обучения, расписание занятий, список посещений, документы об окончании курсов, документы об оплате.

Законом № 158-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 264 НК РФ, обязывающие налогоплательщика обеспечивать хранение документов, подтверждающих расходы на обучение, не менее четырех лет.

Дополнительно стоит учитывать, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к перечню документов, подтверждающих понесенные расходы на обучение. В арбитражной практике можно обратить внимание на следующие арбитражные дела, решенные в пользу налогоплательщика:

  • постановление ФАС СЗО от 10.05.2007 по делу № А56-10282/2006, в котором указано, что "довод Инспекции об отсутствии в удостоверениях, выданных работникам Учреждения по окончании обучения, "каких-либо сведений, удостоверяющих степень повышения квалификации сотрудника, либо сведения об уровне полученного в процессе обучения образования", не основан на нормах главы 25 Налогового кодекса РФ";
  • постановление ФАС СЗО от 18.02.2008 по делу № А56-52178/2006. При рассмотрении данного дела не нашло поддержки у судей требование налогового органа о необходимости представления организацией в качестве подтверждения понесенных расходов программы обучения, расписания занятий, списка посещений, свидетельств об окончании курсов.

Также стоит обратить внимание, что возможность учета понесенных расходов на обучение для целей налогообложения не зависит от "успешности" окончания обучения. В частности, в постановлении ФАС ПО от 01.12.2006 по делу № А65-35143/2005-СА1-19 отмечено, что "право на включение в состав расходов для целей налогообложения затрат на подготовку и переподготовку кадров по пункту 3 статьи 264 НК РФ не поставлено в зависимость от прохождения обучающимся всей программы обучения и получения им на руки специального документа".

Для подтверждения понесенных расходов в данной ситуации были представлены акт и справка учебного заведения о прослушивании ряда дисциплин, непосредственно касающихся должностных обязанностей обучаемого.

Аналогичный вывод был сделан ФАС МО округа по делу № А40-38224/06-140-265.

В постановлении от 09.11.2007 № КА-А40/10001-07 по этому делу отмечено, что "статьей 264 НК РФ не предусмотрено, что уже понесенные организацией расходы на подготовку и переподготовку кадров принимаются в целях налогообложения только в случае, если подготавливаемый сотрудник завершил обучение и не был отчислен за академическую неуспеваемость".

Помимо указанных выше обстоятельств, порядок налогового учета понесенных затрат зависит также:

  • от инициатора обучения;
  • формы обучения;
  • категории обучаемых.

Рассмотрим более подробно данные факторы.

Инициатор обучения

В зависимости от того, кто выступает инициатором, может быть предложена следующая классификация видов обучения:

  • обучение (повышение квалификации) работников является обязательным условием выполнения работниками определенных видов деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  • обучение проводится в интересах работодателя с целью более эффективного исполнения сотрудником своих функций;
  • обучение осуществляется в интересах работника.

Обучение работников в соответствии с требованиями законодательства

В данном случае работодатель направляет работников на обучение в соответствии с правилами и порядком, определенными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Наиболее типичным примером такого обучения является обучение правилам охраны труда. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Например, в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при химической чистке, стирке (утв. постановлением Минтруда России от 16.10.2000 № 75), поступающим на работу с вредными или опасными условиями труда работодатель должен организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. В такой ситуации понесенные затраты бесспорно подлежат учету в составе расходов при формировании налоговой базы по прибыли и не увеличивают налоговую базу по ЕСН и НДФЛ. Однако данные затраты могут быть учтены не только как "расходы на обучение".

Расходы, связанные с обеспечением нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотрены подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Учитывая данное обстоятельство, расходы по обучению технике безопасности правомерно учитывать как в составе данных расходов, так и в качестве расходов на обучение при условии проведения обучения образовательным учреждением, имеющим лицензию на ведение соответствующей деятельности. Так, в постановлении ФАС СЗО от 10.05.2007 по делу № А56-10282/2006 в отношении обучения работников по курсу "Обучение по охране труда работодателей и специалистов" отмечено, что "Учреждение, выполнив требования подпунктов 7, 23 пункта 1 и пункта 3 статьи 264 НК РФ, правомерно включило в состав расходов 2004 года документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты на обучение своих работников".

Анализ арбитражной практики показал, что судьи подтверждают возможность и правомерность учета для целей налогообложения по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ затрат на обучение в следующих случаях:

  • при оказании физическим лицом методической помощи в вопросах безопасности работ, проведении семинаров по повышению квалификации по темам безопасности труда и другим вопросам технической безопасности производства и т. п. Вывод суда был подтвержден договорами, актами приемки-передачи, отчетами об оказанных услугах, протоколами заседания аттестационной комиссии Госгортехнадзора, комплектами технологической документации, инструкциями (постановление ФАС СЗО от 21.05.2007 по делу № А42-5065/2006);
  • при направлении рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучению безопасным методам и приемам работы. В качестве доказательств понесенных расходов организацией были представлены договор на оказание услуг по подготовке рабочих кадров, счета-фактуры, лицензия, разрешение на обучение по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка, приказ о приеме на работу (постановление ФАС ЗСО от 08.10.2007 по делу № Ф04-6915/2007(38865-А27-40)).

Обучение по инициативе работодателя

Такой вариант обучения встречается наиболее часто. Любой работодатель заинтересован в более эффективном выполнении работником своих трудовых функций. Направляя сотрудника на обучение, он преследует цель получения сотрудником новых знаний, изучения и освоения новых методов работы, в итоге позволяющих повысить эффективность деятельности как работника, так и организации в целом. Не секрет, что именно в данной ситуации возникает наибольшее количество налоговых споров в отношении целесообразности обучения работников и экономической оправданности понесенных расходов.

Наиболее ясно и четко позиция судей в отношении порядка налогообложения расходов на обучение по инициативе работодателя высказана в постановлении ФАС ПО от 18.12.2007 по делу № А72-2236/07. В постановлении, в частности, отмечено следующее:

"Трудовое законодательство разделяет осуществление профессиональной подготовки или переподготовки по субъектному признаку, то есть в зависимости от того, кто является инициатором ее проведения, а также по цели таких действий. Законодательство о налогах и сборах также по-разному регулирует вопросы обложения налогом на доходы оплаты организацией стоимости обучения ее работников.

Если инициатором обучения является физическое лицо, в том числе являющееся работником организации, то оплата организацией стоимости его обучения на основании пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Если обучение работника осуществляется по инициативе работодателя с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, то оплата такого обучения - вне зависимости от его формы - не образует личного дохода работника и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании абзаца восьмого п. 3 ст. 217 НК РФ".

Как показывает практика, направляя на обучение работника по тем или иным программам, организации-налогоплательщики нередко "перестраховываются", не уменьшая налоговую базу по прибыли на сумму понесенных расходов, так как затрудняются доказать непосредственную связь обучения с производственным процессом. При этом большинство руководителей организаций принимают "соломоново решение": в расходы - не относить, НДФЛ и ЕСН - не исчислять.

Аналогичный подход имел место до 1 января 2009 года при направлении сотрудников на обучение, связанное с получением высшего или среднего специального образования.

Однако даже в такой ситуации налоговые органы настаивают на необходимости исчисления НДФЛ, а в ряде случаев - и ЕСН с сумм средств, потраченных на обучение. Что, соответственно, порождает большое количество судебных дел. Анализ арбитражной практики показывает, что у налоговых органов практически нет шанса выиграть спор у налогоплательщика при наличии связи между программой обучения и сферой деятельности сотрудника. Как правило, для подтверждения своей позиции организации достаточно представить приказ (распоряжение) руководителя с указанием обоснования необходимости направления на обучение, договор с образовательным учреждением и копию лицензии на ведение данной деятельности.

Наиболее интересными среди вынесенных решений являются постановления ФАС СЗО от 02.07.2008 по делу № А56-38683/2007, от 06.08.2007 по делу № А21-4335/2006, от 02.05.2007 по делу № А56-211/2006, ФАС СКО от 07.08.2008 № Ф08-4549/2008 по делу № А32-30591/2004-60/751-2007-3/373. Во всех случаях налогоплательщикам удалось доказать, что оплата стоимости обучения работников не подлежит включению в их налогооблагаемый доход, если обучение проводится по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работниками своих функций.

Кроме того, в данной связи целесообразно напомнить Постановление ВАС РФ от 18.07.2000 № 355/00, в котором указано, что стоимость подготовки сотрудников не может рассматриваться как доход сотрудников, если обучение производилось по инициативе работодателя с целью более эффективного выполнения ими своих обязанностей.

С 1 января 2009 года не подлежат обложению НДФЛ доходы физических лиц в виде суммы платы за обучение по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п. 21 ст. 217 НК РФ в ред. Закона № 158-ФЗ). Аналогичная норма предусмотрена и в отношении определения налоговой базы по ЕСН (подп. 16 п. 1 ст. 238 НК РФ в ред. Закона № 158-ФЗ). В связи с чем количество споров, связанных с исчислением НДФЛ и ЕСН, при направлении сотрудников на обучение должно сократиться.

Обучение по инициативе работника

Оплату организацией обучения, осуществляемого по инициативе работника, следует рассматривать как элемент "социального пакета", стимулирующего работников к совершению "новых трудовых подвигов". Несомненно, что понесенные расходы увеличивают налоговую базу по НДФЛ и не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Рассмотренный порядок налогообложения обобщен и представлен в таблице.

Таблица

Вид обучения

Учет при формировании налоговой базы

в составе расходов по прибыли

по НДФЛ

по ЕСН

до 01.01.2009

с 01.01.2009

Обучение в соответствии с законодательством

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

Обучение по инициативе работодателя

ДА (за исключением расходов, связанных с получением сред- него специального и высшего образования)

ДА

НЕТ

НЕТ

Обучение по инициативе работника

НЕТ

НЕТ

ДА

НЕТ

Формы обучения

В современных условиях необходимые знания и навыки могут быть получены как в образовательных учреждениях, так и в организациях, не имеющих лицензий на осуществление образовательной деятельности, как форме классических лекций и семинаров, так и посредством тренингов, консультаций и даже электронного обучения.

Например, получать практические навыки по продажам товаров логичнее в ходе тренингов или электронного обучения, осваивать работу на новом оборудовании надо непосредственно на рабочем месте, а подготовку управленческого персонала логичнее осуществлять на основе получения дополнительного образования или прохождения специализированных курсов повышения квалификации, проводимых образовательными учреждениями.

В налоговом учете могут быть учтены лишь расходы на обучение, осуществленные в рамках договора с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ).

Рассмотрим специфику учета расходов по наиболее популярным и востребованным сегодня формам обучения, оказываемым вне рамок образовательной деятельности.

Обучение посредством оказания консультационных услуг

В соответствии с определением, приведенным в Большом энциклопедическом словаре, слово консультация (от лат. consultatio - совещание) имеет несколько значений. В первую очередь, консультация - совет, даваемый специалистом, во вторую - один из видов учебных занятий - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета, в третью - совещание специалистов по какому-либо вопросу.

Только с учетом приведенного определения можно увидеть, насколько разнообразны могут быть консультационные услуги. Речь идет не только о видах услуг, оказываемых в зависимости от сферы деятельности, но и различных формах консультаций. В том числе, согласно приведенному определению, консультация является и одним из видов учебных занятий.

Действующее законодательство о налогах и сборах (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ) не уточняет, какие именно услуги следует рассматривать в качестве консультационных, что позволяет использовать указанную норму в отношении значительного количества понесенных расходов, в том числе при оказании услуг по обучению в форме консультаций организациями, не имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Например, в качестве консультационных были признаны расходы в следующих случаях:

  • проведение тренинга по командообразованию (постановление ФАС МО от 10.04.2008 № КА-А40/2732-08 по делу № А40-16318/07-115-110);
  • организация и проведение специальных тренингов и получение консультаций с целью поддержания и расширения профессиональной квалификации и навыков менеджеров (постановление ФАС МО от 26.07.2007 по делу № КА-А40/5899-07);
  • проведение семинара по программе "Тренинг-Интервью", в ходе которого обсуждались методы повышения эффективности управления подразделениями, грамотного распределения трудовых ресурсов, пути повышения темпов роста объема продаж за счет правильного распределения ролей/обязанностей в подразделениях (постановление ФАС ПО от 26.02.2008 по делу № А55-3600/07);
  • проведение консультационных семинаров по теме "Практика продаж" и "Как добиться служебного рвения со стороны сотрудников", тренингов (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 № АП-17226/2007-АК);
  • проведение семинара "Оценка и развитие персонала, их экономическая и социальная эффективность в российских и западных компаниях. Опыт и перспективы" (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 № 09АП-5772/2008-АК по делу № А40-37769/07-90-234).

С точки зрения документального подтверждения понесенных расходов со стороны налоговых органов при проведении проверок могут возникать вопросы следующего характера:

  • кто конкретно в организации получал консультационные услуги;
  • какими документами подтверждается оказание услуг, за исключением акта оказания услуг;
  • как полученная информация и знания используются в деятельности организации и т. п.

В данной связи представляет интерес постановление ФАС МО от 25.10.2007 № КА-А40/9904-07. В рамках указанного дела рассматривался вопрос обоснованности и документального подтверждения расходов на проведение консультативного семинара по теме "Мерчендайзинг". В постановлении отмечено следующее: "Поскольку проведение консультационного семинара по теме "Мерчендайзинг" не относится к образовательной деятельности, а носит характер консультационных услуг, то конкретизация работников, в чьем лице Общество получило консультационные услуги в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, не требуется. Требование налогового органа о предоставлении списка сотрудников необоснованно".

Дополнительно стоит отметить, что по данной статье расходов могут быть учтены не только услуги, поименованные в договорах как консультационные, но и названные консалтинговыми услугами. В постановлении ФАС ВСО от 17.07.2008 № А74-3131/07-Ф02-3189/08 отмечено следующее: "Понятие консалтинговых услуг российское законодательство не содержит. ...исходя из русского значения слова consult, консалтинговые услуги по своему содержанию тождественны консультационным, в связи с чем расходы на оплату консалтинговых услуг могли быть включены налогоплательщиком в состав прочих расходов в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 253 и подпункта 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ".

При рассмотрении указанного дела судьи, в частности, подтвердили правомерность учета по указанной статьей расходов затрат по обучению проектной команды в рамках оказания консалтинговых услуг по определению целей, задач, границ функционального решения, по внедрению системы управления сбытом электроэнергии и проведению опытно-экспериментальных работ по запуску данной системы.

Электронное обучение

В последние годы все большее распространение получает обучение с использованием специальных обучающих программных продуктов. Электронное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых основным является экономия времени и средств, ведь обучение возможно в удобное для сотрудников время, "без отрыва от рабочего места", а стоимость обучения ниже, чем обучения с преподавателем (тренером). Спектр предлагаемых программ становится с каждым годом все шире. Это программы по изучению иностранных языков, обучению ассортименту и правилам работы с клиентами для розничных магазинов, курсы, разработанные для учебных заведений и ряд других. Например, фирма "1С" предлагает следующие мультимедийные обучающие программы серии "1С:Бизнес-Школа":

  • "Продажи в дистрибуции";
  • "Продажи в торговом зале";
  • "Управление проектами";
  • продажи программных продуктов "1С" и внедренческих услуг.

Расходы на покупку указанных продуктов могут быть учтены как "расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)" (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). При условии, конечно, что организация сможет обосновать экономическую целесообразность понесенных расходов. Следует отметить, что к данной статье расходов относятся также:

  • затраты на приобретение исключительных прав на программный продукт, если его стоимость не превышает 20 000 руб. (до 1 января 2009 года - 10 000 руб.);
  • расходы на обновление ранее приобретенных программ для ЭВМ.

Исключительные права на программы стоимостью свыше 20 000 рублей следует учитывать как расходы на приобретение НМА, стоимость которых погашается посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Выездное обучение

Для организаций, располагающих достаточными денежными ресурсами, сочетание обучения и отдыха, в том числе за границей - дело привычное. Даже специалисты Минфина России признают правомерность учета понесенных затрат в случае организации обучения сотрудников за пределами РФ. Например, в отношении порядка учета расходов по обучению главного бухгалтера на семинаре по вопросам налогообложения за границей в письме от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137 Минфин России разъясняет:

"Для признания в целях налогообложения прибыли расходов на обучение документальным подтверждением могут служить: договор с образовательным учреждением, приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение, учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, акт об оказании услуг.

Стоимость проезда работников к месту обучения и обратно, стоимость проживания по время обучения и суточные также учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, но как расходы на командировки на основании подп. 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ".

Учитывая значительную стоимость обучения за пределами РФ, а также в ряде случаев недостаточную эффективность учебного процесса, данный способ получения новых знаний вряд ли можно назвать широко распространенным.

Практика показывает, что большее распространение, в особенности для холдингов, корпораций и большинства крупных организаций, имеющих филиалы и представительства в различных регионах страны и за ее пределами, наиболее востребованной формой обучения является "выездное корпоративное обучение", организуемое на территории учебного центра, дома отдыха, пансионата или иного аналогичного заведения. В такой ситуации, как правило, возникают расходы по аренде помещений конференц-залов (учебных классов) для проведения занятий, оплаты труда преподавателей/тренеров и расходов по организации обучения. Понесенные расходы будут учтены, соответственно, как:

  • расходы по оплате труда (ст. 255 НК РФ);
  • расходы по аренде (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обучение работе на новом оборудовании

В современных условиях работа практически на любом виде оборудования требует предварительного обучения. Такое обучение может быть предусмотрено и осуществляться в рамках договора (контракта) с поставщиком либо отдельного договора на обучение. Как показывает анализ арбитражной практики, порядок налогового учета понесенных расходов на обучение в рассматриваемой ситуации вызывает некоторые вопросы.

В частности, вопросы могут касаться порядка формирования таможенной стоимости, в том числе включения стоимости обучения в первоначальную стоимость основного средства. Согласно позиции, высказываемой судьями, при рассмотрении дел данной категории стоимость обучения в таможенную стоимость поставленного оборудования не включается (постановления ФАС УО от 20.12.2007 № Ф09-10619/07-С3 по делу № А76-5248/07, ФАС СКО от 06.03.2008 № Ф08-852/2008-300А по делу № А32-25917/2006-23/428).

С точки зрения классификации затрат рассматриваемые затраты подлежат учету как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов. Например, к подобному выводу пришли судьи при рассмотрении вопроса о расходах на подготовку персонала для обслуживания установки гидрокрекинга после ввода его в эксплуатацию (постановление ФАС МО от 01.09.2008 № КА-А40/8144-08 по делу № А40-56143/07-99-249).

В ситуации, когда расходы на обучение не связаны с подготовкой и освоением новых производств, такие расходы могут быть учтены как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Например, судом был признан правомерным учет по данной статье расходов затрат организации по проведению обучения по теме "Скандинавские правила сортировки пиломатериалов..." (постановление ФАС СЗО от 23.04.2007 по делу № А56-19708/2006). В постановлении суд отметил, "что необходимость обучения персонала была обусловлена установкой на фабрике импортного оборудования, требующего применения передовых зарубежных технологий, связанных с переработкой, обработкой древесины".

Категории обучаемых

С 1 января 2009 года в составе расходов могут быть учтены не только расходы на обучение работников, состоящих в штате организации, но и физических лиц, заключивших с налогоплательщиком договор, в соответствии с которым физическое лицо обязано не позднее 3-х месяцев после окончания оплаченного организацией обучения/профессиональной подготовки/переподготовки заключить с налогоплательщиком трудовой договор и отработать у него не менее 1 года (п. 3 ст. 264 НК РФ в ред. Закона № 158-ФЗ).

Данное изменение, несомненно, носит положительный характер и может оказать влияние на приток в организацию новых молодых специалистов, прошедших необходимую подготовку (переподготовку). Однако стоит напомнить, что в случае, если указанный выше трудовой договор не был заключен или был расторгнут до истечения года с даты его заключения, то затраты, понесенные на обучение данного сотрудника, следует отразить в составе внереализационных доходов.

Комментарии