Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога к страховым взносам во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования. В 2010 году ставки останутся прежними, а вот с 2011 года вырастут до 34 % (в т. ч. и для "спецрежимников"). В связи с этими изменениями принят Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ, приводящий нормативную базу в соответствие с ними. Л.П. Фомичева, аудитор, в предлагаемой статье проанализирует те нововведения, которые важны для бухгалтерских работников.

Содержание

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в "Российской газете" № 137.

Он относится к пакету антикризисных мер и направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования. Закон № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).

Фактически происходит возврат к той системе уплаты начислений на заработную плату, которая действовала до принятия главы 24 НК РФ. С 01.01.2010 эта глава будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Но основные положения данной главы и ряда статей из первой части НК РФ взяты были за основу при разработке нового закона.

Напомним, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших до этого отдельных платежей в три фонда. Ставка ЕСН была установлена в размере 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ), в то время как до этого работодатели в ПФР, ФСС и ФОМС платили 38 % ФОТ. Одновременно введением ЕСН была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13 %. Все это делалось под лозунгом снижения налоговой нагрузки на бизнес и "выведения из тени" зарплат.

В части НДФЛ плоская шкала налогообложения сработала, и средние зарплаты существенно возросли. Этому способствовала и регрессивная шкала налогообложения ЕСН. В 2005 году ЕСН был снижен до 26 % при зарплате сотрудника до 280 тыс. руб. в год, при зарплате от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. начисления составляют 10 %, а с сумм превышения 600 тыс. руб. платеж составляет 2 %. И все же предприниматели продолжали жаловаться на то, что ЕСН очень высок, и требовали его снижения.

Однако в последние годы стало очевидно, что Пенсионный фонд имеет дефицит средств, а в ближайшие годы соотношение числа работающих, за счет которых и выплачиваются пенсии, и пенсионеров меняется не в пользу работающих. Была задумана пенсионная реформа. Работникам дали возможность инвестировать денежные средства в накопительную часть пенсии. Была предпринята попытка стимулировать выплаты работников и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Однако эффективных сдвигов в накоплениях пенсионная реформа не дала. А грянувший кризис показал, что дотировать обещанное повышение пенсий федеральный бюджет не сможет. Переложение же нагрузки на бизнес, как теперь надеются власти, обеспечит гарантированную и бесперебойную выплату пенсий в ближайшей перспективе. Впрочем, некоторые эксперты считают, что увеличение налоговой нагрузки не решит проблемы Пенсионного фонда, поскольку на протяжении следующих 15 лет ежегодно будет выходить на пенсию на 700-800 тыс. человек больше, чем вступать в трудовую деятельность.

В связи с отменой ЕСН Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ приводится в соответствие с Законом № 212-ФЗ и нормативная база. Закон № 213-ФЗ опубликован 29.07.2009 в "Российской газете" № 138. Подавляющее большинство его положений вступит в силу с 01.01.2010. Исключения оговорены особо (п. 1 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Основным нововведением Закона № 213-ФЗ является новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Также он вносит изменения в большое число законодательных актов РФ. Наиболее значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП, Федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и ряд других.

Нововведения в части назначения пенсий мы не комментируем, т. к. работодателей они не касаются. Остановимся на тех нововведениях, которые важны для бухгалтерских работников.

ЕСН заменили страховыми взносами

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) опубликован 28.07.2009 в "Российской газете" № 137.

Он относится к пакету антикризисных мер и направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного (социального и медицинского) страхования. Закон № 212-ФЗ предусматривает переход с 2010 года от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды - в Пенсионный фонд (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и Фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).

Фактически происходит возврат к той системе уплаты начислений на заработную плату, которая действовала до принятия главы 24 НК РФ. С 01.01.2010 эта глава будет исключена из Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ. Но основные положения данной главы и ряда статей из первой части НК РФ взяты были за основу при разработке нового закона.

Напомним, что ЕСН был введен в 2001 году вместо существовавших до этого отдельных платежей в три фонда. Ставка ЕСН была установлена в размере 35,6 % от фонда оплаты труда (ФОТ), в то время как до этого работодатели в ПФР, ФСС и ФОМС платили 38 % ФОТ. Одновременно введением ЕСН была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13 %. Все это делалось под лозунгом снижения налоговой нагрузки на бизнес и "выведения из тени" зарплат.

В части НДФЛ плоская шкала налогообложения сработала, и средние зарплаты существенно возросли. Этому способствовала и регрессивная шкала налогообложения ЕСН. В 2005 году ЕСН был снижен до 26 % при зарплате сотрудника до 280 тыс. руб. в год, при зарплате от 280 тыс. руб. до 600 тыс. руб. начисления составляют 10 %, а с сумм превышения 600 тыс. руб. платеж составляет 2 %. И все же предприниматели продолжали жаловаться на то, что ЕСН очень высок, и требовали его снижения.

Однако в последние годы стало очевидно, что Пенсионный фонд имеет дефицит средств, а в ближайшие годы соотношение числа работающих, за счет которых и выплачиваются пенсии, и пенсионеров меняется не в пользу работающих. Была задумана пенсионная реформа. Работникам дали возможность инвестировать денежные средства в накопительную часть пенсии. Была предпринята попытка стимулировать выплаты работников и работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Однако эффективных сдвигов в накоплениях пенсионная реформа не дала. А грянувший кризис показал, что дотировать обещанное повышение пенсий федеральный бюджет не сможет. Переложение же нагрузки на бизнес, как теперь надеются власти, обеспечит гарантированную и бесперебойную выплату пенсий в ближайшей перспективе. Впрочем, некоторые эксперты считают, что увеличение налоговой нагрузки не решит проблемы Пенсионного фонда, поскольку на протяжении следующих 15 лет ежегодно будет выходить на пенсию на 700-800 тыс. человек больше, чем вступать в трудовую деятельность.

В связи с отменой ЕСН Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ приводится в соответствие с Законом № 212-ФЗ и нормативная база. Закон № 213-ФЗ опубликован 29.07.2009 в "Российской газете" № 138. Подавляющее большинство его положений вступит в силу с 01.01.2010. Исключения оговорены особо (п. 1 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Основным нововведением Закона № 213-ФЗ является новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Также он вносит изменения в большое число законодательных актов РФ. Наиболее значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП, Федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и ряд других.

Нововведения в части назначения пенсий мы не комментируем, т. к. работодателей они не касаются. Остановимся на тех нововведениях, которые важны для бухгалтерских работников.

Тарифы повышаются с 2011 года

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды для работодателей, применяющих общую систему налогообложения, в 2010 году останутся в размерах действующих в 2009 году ставок ЕСН (ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Отметим, что "старые" ставки на 2010 год оставлены исключительно ввиду кризиса.

Законодатели решили увеличить ставки только с 2011 года (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Для наглядности увеличение и разбивку новых ставок по фондам представим в виде таблицы:

Наименование фонда

Ставка взносов в % при общей системе налогообложения

2009-2010 гг.

2011 г.

ПФР

20,0*

26,0**

ФСС

2,9

2,9

ФФОМС

1,1

2,1

ТФОМС

2,0

3,0

Итого

26,0

34,0

Примечание:
* В 2010 году разбивка 20 % взносов в ПФР изменится: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше будет уплачиваться вся сумма взносов 20 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть составит 14 %, накопительная - 6 % (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции п. 29 ст. 27 Закона № 213-ФЗ).
** С 2011 взносы в ПФР 26 % (новый п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, подп. "б" п. 19 ст. 27 Закона № 213-ФЗ) будут выплачиваться так: для лиц 1966 года рождения и старше - 26 % на финансирование страховой части, для лиц 1967 года рождения и моложе - 20 % страховой и 6 % накопительной части.

Из таблицы видно, что Закон № 212-ФЗ направлен на пополнение средств ПФР и ФОМС.

Тарифы в ФСС для общего режима налогообложения остались прежними, хотя за счет этого фонда выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности и связанные с материнством.

Для ряда налогоплательщиков были предусмотрены льготы по выплате взносов. С 2015 года никакие льготы действовать уже не будут.

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков ЕСХН, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Переход их к общему страховому тарифу в 34 % будет постепенным и завершится в конце 2014 года:

Наименование фонда

Ставка взносов в % для льготников

2011-2012 гг.

2013-2014 гг.

ПФР

16,0*

21,0**

ФСС

1,9

2,4

ФФОМС

1,1

1,6

ТФОМС

2,1

2,1

Итого

20,2

27,1

Примечание:
* 16 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 16 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть - 10 % , накопительная - 6 %.
** 21 %: на финансирование страховой части для лиц 1966 года рождения и старше 21 %, у лиц 1967 года рождения и моложе страховая часть - 15 % , накопительная - 6 %.

На 2010 год льготные ставки для этих категорий плательщиков установлены в пункте 2 статьи 57 Закона № 212-ФЗ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, тариф взносов равен 10,3 %, в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше 10,3 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть - 4,3 % , накопительная - 6 %.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и работающих на указанной территории, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, для страхователей, в отношении проводимых выплат физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, и ряда перечисленных организаций, имеющих отношение к инвалидам, тариф составляет 14 % (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в т. ч. на финансирование страховой части для лиц 1966 г. и старше - 14 %, у лиц 1967 г. рождения и моложе страховая часть составит 8 % , накопительная - 6 % . Таким образом, "упрощенцы" и плательщики ЕНВД в 2010 году уплачивают взносы исключительно в ПФР в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. С 2011 г. они будут применять ставку 34 %, как и страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющие общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы для "самозанятых"

Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы будут уплачиваться в ПФР и ФОМС, взносы в ФСС они не уплачивают (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

С учетом того, что тарифы взносов для этих лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам (ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в 2010 году они должны заплатить:

  • в ПФР - МРОТ x 20 % x 12;
  • в ФФОМС - МРОТ x 1,1 % x 12;
  • в ТФОМС - МРОТ x 2 % x 12.

С 2011 года тарифы поменяются на ПФР - 26 %, ФФОМС - 2,1 %, ТФОМС - 3 %. Отметим, что МРОТ на 2010 год пока не установлен.

Добровольные отношения с ФСС

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ было предусмотрено, что те, кто применял специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН и ЕСХН), а также лица, добровольно вступившие в отношения с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, могли выплачивать пособия, используя положения Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". Для этого они добровольно платили в ФСС взносы, установленные в статье 3 этого закона.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые привлекают для работы наемных работников, был установлен тариф к уплате добровольных взносов в размере 3 % от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. При уплате работодателями страховых взносов в ФСС РФ выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств указанного фонда.

Для индивидуальных предпринимателей тариф по уплате добровольных взносов на обязательное социальное страхование за себя был установлен в размере 3,5 % налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ (ст. 2 и 3 Закона № 190-ФЗ). При уплате взносов за себя индивидуальный предприниматель имеет возможность получать пособие в случае временной нетрудоспособности, а также в связи с материнством. Данное право возникает у него не ранее, чем через шесть месяцев после начала уплаты взносов.

В связи с нововведениями, встает вопрос, как дальше быть с добровольными взносами?

Нововведениями добровольные взносы предусмотрены только для тех, кто не выплачивает вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера). Они могут добровольно вступить в правоотношения с ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подав заявление в соответствующий территориальный орган ФСС по месту жительства (ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ).

В соответствии с обновленной статьей 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ "добровольцы" уплачивают с 2010 года за себя страховые взносы, исходя из стоимости страхового года и соответствующего общего тарифа для ФСС, увеличенного в 12 раз. Иными словами, с 2010 года они должны заплатить в ФСС - МРОТ x 2,9 % x 12. Взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года с даты подачи заявления о добровольном вступлении в отношения с ФСС. Можно перечислять взносы безналичным путем, наличными в кредитную организацию на соответствующие счета, можно отправить взносы и почтовым переводом. Если до 31 декабря взносы не уплачены, отношения считаются прекратившимися.

"Добровольцы" приобретают право на пособие по временной нетрудоспособности за счет фонда с 1-го дня временной нетрудоспособности (подп. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ в обновленной редакции), а также в связи с материнством при условии уплаты взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай (п. 6 ст. 4.5 Федерального закона № 255-ФЗ в обновленной редакции). То есть, уплатив взносы, например, до 31.12.2009, они приобретают право на выплаты в 2010 году.

Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ признан утратившим силу с 01.01.2010 (п. 16 ст. 36 Закона № 213-ФЗ). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы, должны выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам в общем порядке.

Законом № 213-ФЗ (п. 6 ст. 37) установлен переходный период. Те, кто вступил в такие отношения с ФСС по Федеральному закону № 190-ФЗ до 31 декабря 2009 года (включительно), правоотношения с фондом могут не прерывать, и далее они будут регулироваться в рамках Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ. Такие лица имеют право на получение пособий по страховым случаям, наступившим в 2010 году, при условии уплаты страховых взносов в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если взносы, уплаченные до 01.01.2010 меньше указанной суммы, то право на эти пособия возникает при условии доплаты до установленной суммы до момента наступления страхового случая в 2010 г. (п. 6 ст. 37 Закона № 213-ФЗ).

При соблюдении указанных условий уплаты взносов в случае смерти лица, добровольно вступившего 01.01.2010 в отношения с ФСС, или смерти несовершеннолетнего члена его семьи по страховым случаям, наступившим в 2010 году, выплачивается социальное пособие на погребение либо осуществляется возмещение стоимости услуг по погребению в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в редакции Закона № 213-ФЗ).

Напомним, что "спецрежимники" обязаны уплачивать взонсы в ФСС с 2011 года. По 2010 году представляется, что ФСС должен дать разъяснения для указанной категории страхователей.

Регресс заменят на оптимальную зарплату

Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в настоящее время в порядке статей 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Закон № 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном законе).

В отличие от ЕСН, при расчете которого в настоящее время применяется регрессивная шкала налогообложения в зависимости от размера выплат, с 2010 года взносы будут взиматься по единой ставке.

Важно, что установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы взиматься не будут (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2010 год эта базовая сумма составляет 415 тыс. руб. Она исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода.

В последующие годы базовая величина будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы согласно решениям Правительства РФ. Базовая сумма выбрана не случайно - подавляющее большинство населения страны получают примерно такую заработную плату.

Установление этого верхнего предела должно означать, что пенсия потом свыше этих сумм ни назначаться, ни выплачиваться не будет. Эксперты считают: правительство намекает обеспеченным гражданам, что они могут и сами копить себе на пенсии. Оно же готово выплачивать в старости деньги только с заработка не выше 34,6 тыс. руб. в месяц (415 000 руб. / 12 мес.).

Важна данная сумма и при исчислении максимально возможного размера пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и др. Об этом более детально поговорим далее.

Не облагаются страховыми взносами

Не являются объектом налогообложения выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, если их предметом является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Также не облагаются выплаты по договорам аренды имущества (имущественных прав).

Исключения составляют только договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Но по таким договорам сохранились в тех же размерах предоставляемые вычеты на документально подтвержденные расходы или в пределах норматива (п. 7 ст. 8 Закона № 212-ФЗ), а взносы в ФСС РФ на выплаты по таким договорам не начисляются (п. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

В статье 9 Закона № 212-ФЗ установлен закрытый перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами. При его подготовке учтены положения статьи 238 НК РФ. В частности, не облагаются суммы государственных пособий (например, по безработице и по обязательному социальному страхованию); единовременной материальной помощи в пределах 4 000 руб. за год; пособие при рождении ребенка в пределах 50 000 руб., если пособие выплачено в первый год после даты рождения; выплаты работнику в связи со смертью члена семьи; компенсационные выплаты в пределах установленных нормативов; выплаты, связанные с увольнением работников (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск); с возмещением расходов или платы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера; выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы и др.

Также не облагаются суточные и возмещение документально подтвержденных расходов по командировке. Кроме того, в часть 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физическим лицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании.

Не будут облагаться взносами выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства по трудовым и гражданско-правовым договорам, если работа осуществляется за рубежом (п. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Не облагаются также выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Это связано с тем, что указанные лица прав на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение в РФ не имеют. Данное дополнение выгодно для плательщиков, нанимающих на работу иностранных граждан.

Специалисты отмечают не полное совпадение нового и старого перечней необлагаемых выплат. В частности, в новом законе не упомянуты: компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника; выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы и ряд других. Теперь получается, что перечисленные выплаты облагаются страховыми взносами.

Отчетность в фонды

Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.

Те, кто производит выплаты физическим лицам в течение расчетного (отчетного) периода уплачивают ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Обособленные подразделения платят взносы по тем же правилам, что и ЕСН. Если подразделение открыло свой расчетный счет, составляет отдельный баланс и начисляет выплаты сотрудникам, то оно выполняет обязанности по уплате взносов и предоставлению отчетности. При этом сумма взносов перечисляется по местонахождению филиала исходя из величины базы, относящейся к нему.

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

В настоящее время администрированием уплаты ЕСН занимаются налоговые органы. ПФР занимается персонифицированным учетом, ФСС проверяет правильность назначения и выплаты пособий за счет средств фонда. С 2010 года налоговые органы контролировать уплату страховых взносов не будут.

Последний раз налогоплательщики должны представить в налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН за 2009 год в обычный срок - не позднее 30 марта 2010 года (п. 7 ст. 243 НК РФ) и не позднее этого же срока по расчетам с ПФР за 2009 год по форме, утвержденной Минфином России. После камеральной проверки отчетности ее результаты будут переданы в ПФР в электронном виде (ст. 38 и 59 Закона № 212-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы подают отчетность не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

В связи с отменой ЕСН и передачей итогов расчетов от налоговых органов к фондам возникнут трудности с зачетом переплат по ЕСН. Рекомендуем бухгалтеру закрыть взаиморасчеты по ЕСН за 2009 год.

Как мы уже отмечали с 2010 года администрированием страховых взносов будут заниматься сами фонды.

Взносы в ФСС, как и раньше, будет контролировать сам фонд. А вот уплату взносов в ФОМС и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).

Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся без изменений.

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФОМС будет сдаваться ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля. Форма отчетности пока не утверждена.

В 2010 году страхователи, выплачивающие доходы физическим лицам, со среднесписочной численностью более 100 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность только в электронном формате и скреплять ее электронной цифровой подписью (ЭЦП). Также обязаны поступать и вновь созданные или реорганизованные страхователи при превышении установленной численности (ст. 61 Закона № 212-ФЗ). С 2011 года указанный предел численности работников будет снижен со 100 до 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если в настоящее время ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то с 2010 года расчеты представляются до дня его подачи.

Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подают в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Персонифицированный учет

Отчетность за 2009 год следует представить до 1 марта 2010 года по старым правилам.

С 2010 года увеличивается частота сдачи отчетности по персонифицированному учету.

В 2010 году отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года (п. 12 ст. 37 Закон № 213-ФЗ).

С 2011 года отчетными периодами признаны первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- в редакции подп. "б" п. 1 ст. 12 и п. 4 ст. 41 Закона № 213-ФЗ). И отчетность представляется ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Вместе с индивидуальными персонифицированными сведениями страхователь обязан представлять итоговые сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Данное положение вступает в силу с 1 июля 2010 года (п. 3 ст. 41 Закона № 213-ФЗ).

Начиная с 2011 года страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронном виде и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Электронный формат отчета утверждается ПФР (п. 3 ст. 12 Закона № 213-ФЗ).

До 1 марта следующего года обязаны представить сведения физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 318.

Камеральные и выездные проверки

В Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Закона № 212-ФЗ закреплены полномочия ПФР по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов, взыскания недоимки (пеней и штрафов) по страховым взносам, а также применения ответственности за совершение нарушений законодательства о страховых взносах.

В законе определены полномочия ПФР и ФСС при выездных и камеральных проверках. Они аналогичны тем, которые имеют в данный момент налоговые органы при проверках ЕСН. Проверки могут быть назначены по решению руководства не чаще чем раз в три года (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Проверять при выездных проверках смогут и саму организацию, и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, и выплачивающие вознаграждения физическим лицам. При этом ПФР будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.

Страхователи обязаны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов (подп. 6 п. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

Максимальное время длительности выездной проверки - два месяца. Правда, сотрудники фонда вправе приостановить проверку на шесть месяцев, а в исключительном случае - еще на три. По окончании ревизоры составляют акт, а затем и решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении.

Камеральная проверка каждого представленного расчета будет проходить в течение трех месяцев. Если сотрудники фонда обнаружат ошибки или несоответствия, потребуют, чтобы плательщик предоставил пояснения либо внес исправления. Если корректировки не устроят проверяющих, составляется акт, а затем выносится решение о привлечении к ответственности страхователя либо об отказе в привлечении.

Обжаловать решение сотрудников фонда по выездной или камеральной проверке можно будет и в вышестоящий орган либо сразу в суд - на усмотрение страхователя.

В Законе № 212-ФЗ предусмотрены положения, касающиеся передачи контрольных функций от налоговых органов к органам ПФР и ФСС. Кроме того, определен порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленным пеням и штрафам, образовавшимся на 31.12.2009 (включительно).

Конечно, с исключением ЕСН количество проверок у налогоплательщиков увеличится. Ведь помимо обычных налоговых проверок, возможны проверки ФСС и ПФР, причем процедура во всех случаях будет идентичной. Фактически по процедуре это выездная налоговая проверка со всеми вытекающими последствиями. Если налоговые органы применяют единую политику, подчиняясь Минфину России, то ФСС и ПФР - самостоятельные ведомства, которые могут иметь разную практику применения законодательства. Уже сейчас налогоплательщики отмечают, что при проверках ФСС руководствуется только собственными письмами.

Ответственность страхователей и фондов

В статье 46 Закона № 212-ФЗ предусмотрена и ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчетов и за неуплату страховых взносов, которую будут нести плательщики. За неподачу расчетов установлена следующая ответственность. При просрочке до 180 дней - за каждый месяц 5 % от суммы взносов к уплате, но не более 30 % и не менее 100 руб. При просрочке более 180 дней штраф составит 30 % взносов к уплате по расчету и 10 % за каждый месяц, начиная со 181 дня, всего не менее 1 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы (при наличии умысла - 40 %). Это установлено статьей 47 Закона № 212-ФЗ. Кстати, при ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд (подп. 4 п. 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В случаях обнаружения плательщиком страховых взносов в поданных расчетах фактов неотражения либо неполного отражения сведений или ошибок (приводящих к занижению суммы взносов) плательщик должен представить в орган контроля уточненный расчет. Порядок его подачи аналогичен тому, который содержится в статье 81 НК РФ.

В статьях 25-27 Закона № 212-ФЗ установлены порядок взыскания фондами недоимки, пеней, штрафов и возврата излишне взысканных сумм. Процедура зачета и возврата взносов несколько отличается от той, которая установлена в статье 78 НК РФ в отношении ЕСН. Каждая процедура будет регулироваться заявлениями, форма которых будет разработана и утверждена. Возврат излишне уплаченных пенсионных взносов не производится, если сведения о них представлены плательщиком в составе сведений персонифицированного учета и разнесены фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Отметим, что зачет излишне уплаченных взносов в один фонд в счет погашения недоимки в другой невозможен, несмотря на то, что ПФР будет контролировать взносы и в ПФР, и в ФОМС (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

ПФР и ФСС смогут выставлять банкам инкассовые поручения на списание долгов по взносам. Но вот заблокировать банковские счета страхователей из-за опозданий с отчетностью или недоимки и налагать арест на имущество ПФР и ФСС не смогут.

Статьями 31 и 32 Закона № 212-ФЗ для фондов установлена ответственность за причинение убытков страхователям, неправомерные действия, разглашение информации о плательщике.

Что касается взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то статья 16 Закона № 213-ФЗ ужесточила ответственность за непредставление в срок отчетности по ним в ФСС.

Соответствующие изменения внесены в пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

При просрочке более 180 дней штраф составит 30 % суммы "довносимых" взносов по отчетности и 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб. Изменения вступят в силу с 01.01.2010.

Внесены изменения в главу 15 КоАП (ст. 29 Закона № 213-ФЗ). Она переименована и будет называться "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг". По тексту главы исключены ссылки на органы государственного внебюджетного фонда.

Увеличение больничных выплат и пособий по материнству

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ сменил свое название на "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Основные изменения в нем следующие (ст. 34 Закона № 213-ФЗ).

Закон дополнился новыми главами и регулирует правоотношения в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые контролируются ФСС. В нем определены основные понятия, круг плательщиков-страхователей, порядок их учета, уплаты взносов и отчетности, права и обязанности, а также полномочия, права и обязанности страховщика, виды страховых рисков и случаев, порядок проведения проверок ФСС и др.

Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня по-прежнему будет выплачиваться за счет средств работодателя (ст. 3 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Как уже было отмечено, отменен с 01.01.2010 Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ, который устанавливал особые условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности для граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы налогообложения. Данные категории работодателей будут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности в общем порядке.

Как и раньше, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового события (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В средний заработок включаются все выплаты, с которых уплачены взносы в ФСС (части 1 и 2 ст. 14 Закона № 213-ФЗ в редакции п. 23 ст. 34 Закона 213-ФЗ).

Несколько изменится порядок расчета пособий и его предельный размер. Максимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не будут более ограничиваться фиксированной суммой, устанавливаемой ежегодно законом о бюджете ФСС (признаны утратившими силу п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В связи с введением базовой суммы, выше которой взносы не начисляются, с 2010 года установлен новый порядок определения предельного размера пособий. Средний дневной заработок, используемый при расчете данных пособий, не может превышать среднего дневного заработка, исчисленного следующим образом: предельная величина базы для начисления страховых взносов, разделенная на 365 (новый п. 3.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку в 2010 году, как уже отмечалось выше, предельная величина базы равна 415 тыс. руб., средний дневной заработок для расчета указанных пособий в 2010 году составит 1136 руб. 99 коп. (415 000 руб. / 365). Эту предельную величину должен иметь в виду каждый страхователь, у которого работает застрахованный, при дальнейших расчетах указанных пособий.

С указанного ограничения максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен как размер пособия в процентах к максимальному заработку, утрата которого на период временной нетрудоспособности страхуется и с которого перечислялись страховые взносы. Максимум при страховом стаже до 5 лет составит 20 750 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 60 %), от 5 до 8 лет - 27 666 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 80 %); 8 и более лет - 34 583 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 100 %).

Напомним, что ранее максимальный размер этого пособия независимо от стажа равнялся 18 720 руб.

Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583 руб. (прежде - 25 390 руб.).

Если физическое лицо работает у нескольких страхователей, пособия по болезни, беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы, службы или иной деятельности застрахованного лица (п. 2 ст. 13 Закона № 255-ФЗ в редакции ст. 34 Закона № 213-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком с 2010 года, как и ранее, выплачивается в размере 40 % от среднего заработка. При его расчете среднедневной заработок умножается на 30,4 (среднемесячного числа календарных дней в году).

Минимальный размер остался прежним - 1 500 руб.* по уходу за первым ребенком, 3 000 руб.* по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). В случае ухода за двумя или более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100 % среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (п. 2 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Примечание:
* подлежит ежегодной индексации. В 2009 году минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет - 1 873,10 руб., за вторым и последующими детьми - 3 746,20 руб.

Однако ограничение по максимальному размеру данного пособия в 7 192 руб. отменено. Теперь при расчете среднего заработка учитывается максимальная величина базы, на которую начисляются взносы, деленная на 12 (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный размер пособия по уходу в 2010 году не должен превышать 13 833 руб. Эта величина рассчитана с учетом предельной базовой величины - 415 000 руб. / 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб. За неполный месяц ухода пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяце ухода за ребенком, включая нерабочие праздничные дни. Такой порядок расчета указан в новых статьях 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции статьи 34 Закона № 213-ФЗ.

Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком можно получить только по одному месту работы на выбор. При обращении за пособием выбранному страхователю представляется справка (справки) с места других работ о том, что пособие по уходу за ребенком другими работодателями не выплачивается.

Страховой стаж военнослужащих

Решили проблему подсчета страхового стажа военнослужащих. В общий страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1.1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ в редакции Закона № 213-ФЗ).

* * *

Вслед за вступлением в силу федеральных законов ожидается принятие подзаконных актов внебюджетными фондам - по формам, срокам сдачи отчетности, ее видам, а также по действиям страхователя в переходный период. Мы будем их комментировать по мере появления. Следите за нашими публикациями.

Комментарии