Любое дело, любая профессия создается и развивается людьми. Люди в профессии - это, прежде всего, сложный комплекс различных форм отношений между ними, от правильного построения которых зависит успех практически любого начинания. Своим опытом в области отношений людей, связанных с нашей профессией, делится потомственный бухгалтер, первый президент Института профессиональных бухгалтеров России, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Я.В. Соколов. Его разговор с читателем раскрывает суть многих непростых вопросов в области профессиональных и не только профессиональных отношений.

Содержание

Любое дело - это люди. Один умный человек учил: "Каждая ошибка имеет свое имя и отчество". И это верно. Но человек с именем и отчеством может работать и сам по себе: писатель, портной, сапожник, в общем, как говорили в годы моей юности, кустарь-одиночка. Но для бухгалтера это не типично.

Как работает бухгалтер

Бухгалтер работает в коллективе. А коллективы бывают разные. В одних случаях все хорошо: "виновных нет, все люди братья", в других они "друг другу тайно враждебны". Хорошо еще если тайно, а бывает и явно: не здороваются, оскорбляют намеками или прямо, иногда даже плохими словами, распространяют компрометирующие слухи и т. д., и т. п.

И тут лучший способ поведения: спокойствие. Не давайте выхода своим эмоциям, никогда не опускайтесь до тех подлых приемов, которые так любят плохие люди: "умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других". Не идеализируйте тех, кто рядом, помните - они люди, часто слабые и без поддержки. Им надо помочь и в нужные моменты - простить. Око за око, месть - это не наш принцип.

Для успокоения помните хорошую пословицу: "кто обзывается, тот так сам и называется". Человек, который с пеной у рта или с сочувственной улыбкой говорит о Вас гадости, в значительной степени проговаривается, ибо все эти непристойности он непроизвольно говорит о себе.

С другой стороны: не стремитесь на работе к близкой дружбе с кем-либо. Помните: на службе друзей нет, есть люди, которых Вы еще не до конца поняли. Чем ближе дружба, тем печальнее расставание с ней. Но помните, что на службе и врагов нет, а есть люди, с которыми Вы еще не сумели установить добрые отношения.

Апперцепция

Чтобы управлять людьми, можно применять разные методы: можно запугивать их психологически, суровой манерой разговора, страхом наказаний и даже одним своим видом.

Я знал профессора, которому достаточно было показаться в коридоре, и все люди бежали прятаться. Он их не бил, но то мускулистым плечом заденет, то локтем подвинет, то так посмотрит ледяным взглядом, как у Конрада Фейта, что человеку дурно станет. И это не предел.

Есть даже люди, повторяющие (про себя, конечно) стишки Б. Брехта (1898-1956):

В человеке скуден доброты запас, Смело бейте, люди, ближних между глаз.

Не следуйте этому правилу. Во-первых, можете получить сдачу, а во-вторых, это нехорошо и с моральной, и с чисто житейской точек зрения.

Зачем злость? Главное - апперцепция, т. е. умение понимать то, как Ваш соработник, коллега усваивает жизненные и профессиональные правила. Если Вы знаете, что человек хочет, Вы уже можете управлять им. И он, а это самое главное, будет только благодарен Вам. Я за свою жизнь знал многих начальствующих лиц и по долгу службы вынужден был обращаться к ним. Реакция бывала разной, кто-то выслушивал, кто-то и слушать не хотел. Однако не в этом дело. Был один человек, который первым делом на просьбу к нему окрысится, отругает, а потом сделает и добавит почему-то: "Я с кривым ружьем не хожу". Но я знал и другого начальника. Придешь к нему, все расскажешь "по правде" и попросишь о чем-то. Он выслушает, внешне внимательно, никогда не перебьет, а потом откажет, но ТАК, что ты его еще и благодаришь за отказ. Это надо уметь. Этому надо учиться.

Для этого есть несколько простых правил.

  1. Зная апперцепцию, Вы знаете, в чем нуждался человек: помогайте ему или, по крайней мере, он должен догадываться, что Вы можете помочь ему.
  2. Никогда ни с кем на работе не обсуждайте чужие наряды, чужих детей, чужих мужчин, чужие деньги, чужие дачи и тем более не осуждайте.
  3. Пресекайте на корню все разговоры о том, что кто-то что-то сказал. Пусть все знают, что Вы не держите ни стукачей, ни сексотов. Все, что они доносят, они доносят только в своих интересах.
  4. Никогда не повышайте голос.
  5. Но не оставляйте серьезные нарушения незамеченными и безнаказанными.
  6. Все замечания делайте только с глазу на глаз и с учетом апперцепции собеседника.
  7. Не навязывайте своего мнения по всем вопросам, кроме работы. В последнем случае строго и спокойно отдавайте распоряжение, но только после того, как вы исчерпали все аргументы убедить или переубедить подчиненного. Поступать так надо в связи с очень важными и сложными проблемами, которые встречаются не часто. Во всех остальных случаях надо просто давать задания и по возможности ничего не обсуждать.

Принципиальность и справедливость

Всегда отстаивайте свои взгляды, но всегда мирными средствами: не повышайте голос и не думайте, что Вы обладаете истиной в последней инстанции. Непременно старайтесь не столько "вдалбливать" свои аргументы, сколько пытайтесь понять аргументы противоположностей стороны. Вежливо и спокойно разъясните, в чем их слабости и к чему они ведут. И не держитесь за свое мнение, если Вы поймете, что неправы. Для этого надо уметь слушать лучше, чем говорить. Помните: "слово серебро, а молчание золото".

И есть еще одна закавыка: справедливость. Слишком часто в спорах люди ссылаются на это понятие. Оно воспринимается хорошо, а надменное моральное звучание придает сказанному и убедительность, и вес.

Тем не менее замечательный русский театральный деятель С.П. Дягилев (1872-1929), заключая с артистом контракт, вставлял в него специальный пункт: "Если актер, отстаивая в беседах с администрацией свои права, упомянет слово справедливость, он сразу же будет уволен".

И Вы сами никогда не употребляйте это слово. Лучше говорить вместо него "целесообразность" или что-нибудь подобное. А когда Вам будут ссылаться на справедливость, насторожитесь и постарайтесь понять, в чьих интересах эти гордые слова.

Старость

Жизнь и бухгалтерский учет развиваются за счет смены поколений.

Старики, естественно, держатся за жизнь. Многие не хотят уходить на пенсию. Они хотят работать, потому что не хотят умирать. И это нужно понять молодым, которым, согласно хорошей песне, "везде у нас дорога". Дороги бывают разные. Чем моложе человек, тем больше у него возможностей и выбора, и он иногда даже мечтает о пенсии: в молодости всегда хочется отдохнуть. У стариков такой возможности нет. И тем не менее пожилые люди ради себя самих должны хорошо помнить наставление великого поэта:

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать.

Тогда спаси нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир.

И все-таки мой совет: уходите на пенсию. Новые гости пришли. Они ждут ваших мест: "Не заедайте чужой век".

Итоги

"Красота спасет мир!" - учил Ф.М. Достоевский. Вряд ли. Но доброта, терпимость, сочувствие - может быть.

Нельзя покрывать плохие поступки, недобросовестность людей должна быть наказана, но помните: принципиальность как самоцель - недопустима, а со справедливостью надо обращаться очень аккуратно. Этим словом слишком много людей прикрывают свои дела и делишки.

И еще: уходить надо вовремя.

Человек в бухгалтерии

Комментарии