История всегда незримо присутствует в современности. Чем глубже истоки проблем, к которым мы обращаемся, тем яснее становится понимание самых актуальных современных вопросов. Это касается всей нашей жизни, это справедливо и для бухгалтерского учета. В представленной вашему вниманию статье профессор Я.В. Соколов, заслуженный деятель науки РФ, и его коллега Е.И. Зуга (СПбГУ) приоткрывают завесу тайн над бухгалтерским учетом Поднебесной, следуя наставлению Конфуция о том, что только тот, кто "постигает новое, лелея старое, может быть Учителем".

Содержание

Мы не очень любим историю. Нам нравятся мысли В. Гюго (1802-1885), который любил говорить: "Я смотрю вперед, в сторону Зари, а не назад, в сторону Заката". Это золотые слова, но и назад оборачиваться иногда надо. Умные люди должны учиться не на своих ошибках, а на ошибках друзей, а заодно, где это полезно, и на их достижениях.

Мораль

Главный учитель Древнего Китая Конфуций (551-479 до н.э.) начал свой жизненный путь бухгалтером товарного склада. Его идеи и сегодня считаются важными. Они содержат основные этические нормы поведения человека, как в личной жизни, так и на работе. В нашем случае речь идет о том, что и как должен делать бухгалтер.

Основу его работы составляет этика, которая сводится к следующим положениям:

  1. верность, подразумевается работодателю;
  2. сыновнее (дочернее) почитание родителей;
  3. доброжелательность во всех случаях;
  4. справедливость - это ремесло бухгалтера;
  5. честность - неотъемлемое качество бухгалтера.

Материальные обстоятельства второстепенны, духовные - превыше всего.

Первая добродетель - верность работодателю. Она должна сводиться к добросовестному выполнению обязанностей, исполнению как чисто формальных, так и неформальных поручений и просьб. И, что особенно важно, сохранение в глубокой тайне всех сведений, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью фирмы. При этом бухгалтер, по Конфуцию, не должен соучаствовать в неблаговидных поступках своего работодателя. Верность предполагает отстаивание интересов работодателя, требует решений, связанных с минимизацией всех возможных рисков, хозяина и своих.

Второе положение - отношения на работе, которые строятся по схеме: твой начальник - твой отец (мать), твои подчиненные - дети. Ты уважаешь старших и заботишься о подчиненных. Главный бухгалтер должен знать нужды своих подчиненных, а они должны всегда чувствовать дружескую опеку начальника - отца (матери).

Третье качество - доброжелательность. Всегда быть ровным в общении. Никто не должен знать, кому вы в душе симпатизируете, а кому нет. Иногда бывает, что начальник выполнит просьбу подчиненного, но с такими выговорами, что радости от исполнения желания не получается. А по правилам начальник должен суметь так отказать, что его за это еще и благодарить будут. За этой дружественной завесой должен быть тщательно скрыт подлинный мир бухгалтера. И самый важный совет: никогда, ни при каких обстоятельствах не выходить из себя. Это легко сказать, но трудно сделать.

Четвертое достоинство - справедливость. Это очень трудно. Нельзя быть строгим формалистом и просто сказать: инструкция это запрещает. Надо, прежде всего, пояснить, что выполнение действий, запрещенных нормативным документом, может очень повредить просителю. Неслучайно, когда к полицмейстеру Градобоеву, герою "Горячего сердца" Островского, приходят купцы выяснить между собой отношения, начальник им говорит: "Как же мне вас судить. По Закону?" И они ему отвечают: "Нет уж. За что же".

Для человека важна не абстрактная статья холодного документа, а горячее сердце отца (матери).

Пятое качество вытекает из предыдущих: будь честным - и ты станешь счастливым даже в тюрьме. Сколько людей испытывали восторг, когда их расстреливали, ибо они знали, что умирают за правду.

Впрочем, так рассуждают почти все мудрые люди. Вот Сократа приговорили к смертной казни. Его жена кричит благим матом: "Невиновного убивают!". А философ спокойно, с блаженной улыбкой, успокаивает ее, говорит: "Радуйся! Вот если бы меня за дело казнили, вот это был бы позор". Она недооценила глубину этой сентенции.

Сам учет

В истории методологии учета в Китае историки выделяют несколько этапов.

Этап первый (VII-X в.в.) - учет трех граф. Так называется пообъектный учет ценностей. Его суть заключается в схеме:

Приход - Расход = Остаток

Это очень логично, просто и убедительно.

Этап второй начинается в Х в. и продолжается до XIII в. Это учет трех граф, трансформированный в четырехграфичный:

Остаток начальный + Приход = Расход + Остаток конечный

Тут можно выделить два совершенно новых момента:

  1. раньше остаток конечный трактовался как остаток начальный в следующем отчетном периоде; и
  2. суть учета не в выделении остатков, а в установлении равенства между информационным входом и выходом системы.

В сущности, тут четко формируется балансовое уравнение, которое позволяет легко контролировать движение учитываемых ценностей.

Этап третий (XIV-XV в.в.) - возникает и получает распространение трехшаговая бухгалтерия. Это несколько новый теоретический взгляд. Выделяются три вида учитываемых объектов:

  1. деньги;
  2. требования, дебиторская задолженность;
  3. материальные ценности.

Эта классификация оставляет учет в пределах униграфической парадигмы, так как вне системы учета остаются собственные средства предпринимателя. Вместе с тем тут появляются зачатки двойной записи. Например, отгружены товары покупателю: делается запись - приход дебиторской задолженности и расход товаров. Но учитывается только дебиторская задолженность. Поэтому когда поступают купленные товары, то делается запись - приход товаров, и только. Считалось, что поставщик сам должен вести свои требования, а обязательства получателя не должны быть предметом учета. Поставщику надо получить с покупателя деньги - пусть он и озаботится регистрацией своих требований.

Финансовый результат выводится по счетам товаров одним из двух способов - конечный остаток оценивается:
а) или по цене последнего поступления;
б) или по самой большой цене поступления в течение отчетного периода.

Сказанное поясним примером.

Вариант (а): начальный остаток товаров составляет 100 ед. по цене 5 ден. ед. В течение отчетного периода имели место два поступления: 300 ед. по цене 6 ден. ед. и 200 ед. по цене 4 ден. ед. За этот же период было продано 400 ед., и необходимо установить их себестоимость. Выручка составила 3 000 ден. ед.

Проданные товары обошлись фирме в 2 300 ден. ед. (500 + 1 800 + 800 - 800).

Но сколько за них было выручено, это знал не бухгалтер, а только хозяин. Поэтому и сумму прибыли знал только он. Но и мы знаем, и она равна 700 ден. ед.

Вариант (б) предполагает оценку конечного остатка по 6 ден. ед., что дает величину в 1200 ден. ед. И тем самым величина себестоимости проданных товаров уже составляет 1 900 ден. ед. (500 + 1 800 + 800 - 1 200), что соответствует прибыли в 1 100 ден. ед.

Так в старом Китае была сформулирована учетная политика, и при желании можно было выбирать прибыль, которую делал бухгалтер, или в 700, или в 1 100 ден. ед. Все обстоятельства одинаковы, а результаты разные, а это значит, что и налоги и дивиденды могли быть разными.

Любопытно, что этот подход очень напоминает методы LIFO и FIFO, но, разумеется, они дают, в свою очередь, иные результаты. Может быть, американские достижения в этом отношении, логичнее, но китайские проще.

Четвертый этап (XV-XIX вв.) получил самое яркое название: дверь Дракона.

Он был логическим завершением предыдущего развития учета и одновременно приближал Китай к восприятию двойной европейской бухгалтерии. Схематически идея учета выглядела так:

Доходы - Расходы = Актив - Пассив

В сущности, это не что иное, как постулат Пизани из итальянской бухгалтерии, а "дверь дракона" - это прибыль (или убыток). Финансовый результат - это что-то морально нехорошее. Если работодатель получил прибыль, то только за счет того, что кто-то ее потерял. Это почти по Марксу: капиталист получил прибавочную стоимость потому, что недоплатил рабочим. А "дверь" - это вхождение из текущего бюджета предприятия (разность доходов и расходов) в баланс, равенство которого достигается через "дверь", за которой лежит разность между имеющимся объемом имущества и привлеченными капиталами.

Пятый этап (XIX-XX в.в.) связан с ассимилированием в рамках национальной традиции европейской бухгалтерии. Основным источником идей были разработки американских авторов. Правительство в очередной раз проявило заботу об учете. В 1918 г. выходят "Временные правила для бухгалтеров", в 1925 г. было создано традиционное объединение, а в 1935 г. принят Закон о бухгалтерском учете.

Китайцы очень любили и любят бухгалтерию. И очень показательно, что когда на них в 1937 г. напала Япония, в 1938 г. был принят новый, как его называли, окончательный Закон о бухгалтерском учете. Потом была долгая война, потом ось Москва - Пекин, потом размолвка и вновь мир и дружба, ибо "русский с китайцем - братья навек".

Итоги

Каждая страна приносит в мир что-то свое. Так возникают: интеграция, стандартизация, глобализация и тому подобные интернациональные тенденции. За свою многовековую историю Китай создал очень много замечательных идей и подарил человечеству множество достижений. Эта страна великой культуры, и бухгалтерам всех стран есть чему у них поучиться. Во-первых, профессиональной этике. Многое из того, что было здесь рассказано, очень полезно перенять и нам. Во-вторых, анализируя многовековую эволюцию методов учета, очевидно можно выделить и определенные закономерности в развитии бухгалтерии.

Учетные традиции Китая: профессиональная мораль и практические схемы

Комментарии