Торговая наценка - хорошо знакомые и понятные каждому бухгалтеру, особенно бухгалтеру торгового предприятия, слова. Однако их бухгалтерское понимание способно значимо повлиять на картину финансового положения фирмы, представляемую в отчетности, и его восприятие заинтересованными лицами. Многогранность этого "простого" понятия раскрывает перед читателем статья Я.В. Соколова, д.э.н., профессора.

Содержание

Теперь любят импортные слова. Вместо всем понятного словосочетания "торговая наценка" молодежь предпочитает словечко "маржа". В слове этом звучит западный ветерок.

Что это?

Когда мы ведем речь о наценке, нам многое становится понятным.

Купили товары, хотим их продать. Хотим, как правило, если не думаем о благотворительной акции, продать дороже, чем купили. И вот тут-то бухгалтеры сразу же сталкиваются с проблемой: работодатель купил ценности по Χ руб. за единицу, а продать хочет за Υ руб. При этом бухгалтер, что такое Χ руб. знает, а про Υ руб. может и не догадываться. Однако раз товары куплены и привезены в магазин, значит, их надо приходовать, но, спрашивается, по цене Χ руб. или по Υ руб. Если бухгалтер про Υ руб. не знает, то проблемы нет. Но это только так кажется, ибо сразу же возникает проблема новая: надо ли приходовать товары по цене Χ руб. или же надо по всей их себестоимости, т. е. следует прибавить, скажем, расходы (издержки) по доставке, т. е. по величине Χ + Δ?

Если по цене приобретения, т. е. по Χ руб., то это очень легко, просто и понятно. Транспортные расходы, правильнее говорить издержки обращения на остаток товаров (теоретически они могут включать не только расходы по завозу товаров), следует в этом случае учитывать отдельно не методом регистрации, а путем исчисления по среднему проценту один раз в отчетный период.

Однако те, кто не согласен Δ учитывать отдельно, обычно, в оправдание, говорят о большой науке: запасы (а поступающие товары увеличивают их стоимость), должны отражать величину вложенного собственником капитала, а он инвестирует не только в покупную цену, но и во всю их доставку, т. е. и в Χ, и в Δ.

И в самом деле, в жизни бывает, когда Δ > Χ.

О науке

Наука для того и создана, чтобы облегчать работу человека и экономить его труд.

А у бухгалтера трудозатраты часто огромны.

Вот тут-то и приходит к нему на помощь то, что придумали мудрые ученые еще перед войной: Δ записывать на издержки и исчислять только для баланса, а в дебет счета "Товары" писать поступление только по покупным ценам. Что дает наука:
1) сокращается учетная номенклатура, ибо в противном случае число вариантов оценки по себестоимости возрастет, против покупных цен, непомерно;
2) резко уменьшится работа бухгалтера, так как в этом случае не надо по каждой накладной делать бессмысленные расчеты.

В самом деле:
а) привезли по накладной товары двадцати наименований, а расходы по доставке не указаны, как оприходовать товары по себестоимости? Вот их и не приходуют, ждут счета. А за время ожидания уже и товары могут продать;
б) допустим в сопроводительном товарном документе содержатся те же двадцать наименований товаров плюс транспортные расходы (Δ). Сразу же возникает задача: как Δ распределить между двадцатью наименованиями. Задачу решали со времен Древней Римской империи и убедились в одном: правильного решения нет. А попытки были:
1) делили пропорционально стоимости каждого из наименований (бессмысленно, ибо допустим, что девятнадцать видов товаров были овощи, а двадцатым - маленький бриллиант);
2) распределяли Δ пропорционально весу, теоретически как будто бы правильно, но в этом случае вся стоимость упадет на овощи и значимость самого значимого товара пропадет.

Сколько ненужной, как убедились бухгалтеры за столетия, они делают бессмысленной работы.

Ведение учета по оценке покупки позволяет бухгалтерам отказаться от большой трудоемкой работы по переоценке товаров. Естественно, что менеджмент торговых предприятий все время переоценивает товары, и если их учет вести в продажных ценах, то бухгалтер все время должен выполнять работу по их переоценке.

Поэтому, если кто-то спросит, по каким ценам учитывать товары в торговле, надо отвечать: по Χ и без Δ.

С точки зрения организации бухгалтерского учета огромное значение приобретает то обстоятельство, что в этом случае в рабочем Плане счетов нет места счету "Торговая наценка".

Жизнь

Но в жизни нет ни одного достоинства без изъяна. Когда-то это называли диалектикой (борьбой противоположностей). Если товары учитывать по покупным ценам, пропадают другие важные моменты:
1) нельзя провести в жизнь автоматическую коллацию, т. е. сверку списываемых товаров (товарный отчет) с оприходованной выручкой (кассовый отчет). Наличие единого товарно-кассового отчета лишает учет важного контрольного момента;
2) при использовании компьютера кассир автоматически фиксирует факт списания товаров именно по продажным ценам. Но, с другой стороны, введение маржи, торговой наценки, в учет, позволяет раскрыть потенциальную ожидаемую прибыль.

Приведенные моменты имеют огромное значение и заставляют бухгалтеров подумать, какой же вариант учета товаров следует заложить в приказ об учетной политике.

В чем смысл маржи

Когда мы задумываемся о природе, об экономическом содержании маржи, то с удивлением должны признать ее парадоксальный характер. Если мы исходим из идеи динамического баланса, то в учете маржи нет счета 42 "Торговая наценка" и не должно быть.

Связано это с тем, что счет "Товары" в обоих учетных вариантах, как Χ и как Χ + Δ, демонстрирует актив как фактически вложенный капитал. Это, в сущности, расходы будущих периодов, ибо деньги и/или обязательства их уплатить вложены в ценности, расходы капитализированы, и нет места в этой концепции будущим доходам. Тем не менее, если в план счетов вводится счет 42 "Торговая наценка", то он не создает источника собственных средств, но может, как это было принято в советском учете, выполнять функцию контрарного контр-активного счета. Он только уточняет оценку товаров, доводя ее до продажной цены.

Иное дело баланс статический. Товары в нем изначально показываются по продажным ценам текущего отчетного дня.

И актив баланса, как это и требует айфарез*, трактуется не как расходы будущих периодов, а как доходы будущих периодов. И действительно, очевидно, что активы, так или иначе, будут или проданы, или будут содействовать этой продаже, следовательно, весь актив превратится в деньги и принесет или прибыль, или убыток. Отсюда счет 42 "Торговая наценка" это источник собственных средств, это потенциальные будущие прибыли, а отнюдь не какой-то регулятив.

В советском учете, а многие и сейчас, понимая баланс в свете статической концепции, используют счет 42 "Торговая наценка" как регулятив, а это на практике приводит к большим финансовым ошибкам. Дело в том, что почти все бухгалтеры, финансисты и администраторы, путают статический баланс с динамическим, и при определении платежеспособности используют данные о товарных запасах без торговой наценки.

Примечание:
* Айфарез следует определять как процесс перевода национальной системы учета на международные стандарты. Подробнее об айфарезе читайте на сайте /document.jsp?ID=1427.

Если речь идет о динамическом балансе, то для этого есть основания, но в условиях статического баланса это неверно и серьезно ухудшает финансовые показатели фирмы. Известны случаи, когда банки на этом основании отказали хорошим просителям в кредите. Первые потеряли деньги и прибыли, вторые - хороших клиентов.

Вместе с тем здесь есть огромная опасность. Для получения кредита очень легко провести фиктивную переоценку товаров, искусственно увеличить кредитовый оборот счета 42 "Торговая наценка" и обеспечить для себя нужную величину платежеспособности. Кое-кто, убежденный в том, что люди банка в Главную книгу не полезут, прямо в балансе проделают эту операцию.

Но на то и есть в банке аналитики, эти "щуки в реке, чтобы караси не дремали".

Как описывать уценку

Если исходить из динамической концепции, то всю уценку нужно списать на счет "Прибылей и убытков". (Потери уже налицо.) Если вы придерживаетесь статического баланса, то возможны варианты:
1) если торговая наценка больше уценки, то последняя списывается в дебет счета 42 "Торговая наценка". Это понятно, так как бухгалтер просто показывает, что не удалась прибыль в ожидаемом объеме;
2) если торговая наценка меньше переоценки, то последняя также отражается по дебету счета 42. И теперь становится ясным, что этот счет по природе своей активно-пассивный, и его дебетовое сальдо означает убытки, которые будут отражены при реализации товаров.

Это потенциальные убытки. Это, конечно, противоречит принципу осмотрительности (консерватизма), но верно отражает идею временной регистрации фактов хозяйственной жизни и предотвращает злоупотребления, которые провоцирует бухгалтерский консерватизм.

В самом деле, если кто-нибудь захочет спрятать прибыль, то он проведет фиктивную оценку товаров, уходя от налогов, создаст так называемые псевдоубытки.

И это правильно, если маржу понимать как фонд, но если речь идет о ней как о регулятиве, то все меняется. Мы должны в случае любой уценки списывать в дебет 42 "Торговая наценка" только долю оценки, а основную часть - на счет прибылей и убытков. В этом счете все убытки относятся к тому отчетному периоду, когда они возникли. И только.

Итоги

Самый главный итог сводится к тому, что в жизни проявляются результаты, которые с одной стороны мы создаем своим трудом, физическим и умственным, с другой - финансовый результат - это следствие той изворотливости ума, которой Бог одарил нас. Выбирая учетную политику, мы предопределяем финансовый результат.

Торговая наценка: регулятив или резерв?

Комментарии