Для подготовки очередного обзора форума на сайте www.buh.ru мы отобрали вопросы, касающиеся исчисления и отражения в "1С:Предприятии 8" сумм НДС. Мы затронем тему исчисления налога при приобретении товаров, работ, услуг подотчетным лицом, дискуссии, касающиеся учета НДС налоговым агентом, а также ряд смежных с рассматриваемым вопросов.

Содержание

Интересный вопрос возник у участника форума ddron7. Пользователь для ведения учета использует "Бухгалтерию предприятия". Суть ситуации, с которой он столкнулся, состоит в следующем: Сотрудники имеют подвижный характер работы. Если они находятся на территории России, командировочные им не выплачиваются. Мы возмещаем сотрудникам затраты на проживание, на проезд и т. д. Возмещаемые затраты учитываются на счете 73. Начисляются затраты ручной операцией. Иногда в состав расходов включается НДС. Этот НДС должен быть выделен (внесен в книгу покупок). Можно его выделить в ручной операции проводкой Дебет 19 Кредит 73? Вопрос, как в этом случае сделать запись в книге покупок? (/forum/thread.jsp?id=525763)

В данном обращении содержится сразу несколько вопросов. Попробуем разобраться с каждым из них:
- правильно ли учитывать расходы на проезд и проч. ручной операцией;
- как быть с НДС.

В соответствии со статьей 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (об арбитражной практике в отношении поездок водителей-дальнобойщиков см. здесь). Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками вышеуказанных работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Пользователь верно отражает данную хозяйственную операцию ручной проводкой Дебет 26 (44 и др.) Кредит 73. Если данная операция часто встречается у пользователя, то можно создать типовую операцию и шаблоны всех требуемых для данной операции проводок.

В Инструкции к Плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрены случаи использования в расчетах счета 70. Рассматриваемая ситуация к таким случаям не относится, отразить ее в учете можно не иначе как с использованием счета 73.

Проводка Дебет 19 Кредит 73 некорректна, и дело не только в том, что она не предусмотрена Инструкцией к Плану счетов. Возмещение затрат на проживание, проезд и др. может происходить в рамках нескольких вариантов:
- работодатель приобретает соответствующие услуги в пользу сотрудника (в таком случае корреспонденция будет со счетом 60 или 76);
- сотрудник приобретает услуги, действуя как подотчетное лицо (в таком случае "входной" НДС отражается с использованием счетов 19 и 71);
- сотрудник приобретает услуги самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы (в таком случае выделения НДС по услугам не производится, поскольку работодателю соответствующие документы не выставляются).

В первых двух случаях записи в книгу покупок вносятся в общеустановленном порядке.

Продолжим затронутую тему, рассмотрев один из ее аспектов - учет НДС при оплате товаров подотчетным лицом. Участник форума Stone спрашивает: Приобрели авиабилеты за наличку в подотчет. Как отразить это в книге покупок в конфигурации "Бухгалтерия предприятия"? (/forum/thread.jsp?id=528976) В соответствии с пунктом 7 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (в т. ч. расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями).

В отличие от общего правила, в соответствие с которым вычет НДС применяется по счету-фактуре, в данном случае основанием для вычета являются бланки строгой отчетности (билеты), которые и регистрируются в книге покупок (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Контролирующие ведомства настаивают, что при этом сумма НДС в билетах должна быть выделена отдельной строкой (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-04-11/112). Однако данный вопрос не является однозначным. Если гражданин покупает билет от своего имени, то эта операция признается реализацией услуг населению в розницу. У продавца, в силу положений пункта 6 статьи 168 НК РФ, обязанности выделить сумму НДС не возникает. Кроме того, требование о выделении НДС зафиксировано не в НК РФ, а в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, которое не должно устанавливать дополнительные по сравнению с кодексом требования к вычетам.

В настоящее время арбитражная практика по этой теме не сформировалась. Есть только несколько судебных решений, подтверждающих данную точку зрения (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12.04.2006 № А09-4745/05-12, Западно-Сибирского округа от 29.05.2006 № Ф04-3158/2006(22921-А75-40)).

Теперь перейдем непосредственно к правилам регистрации билетов в книге покупок. Зарегистрировать билеты следует в периоде утверждения авансового отчета по командировке. Такой вывод следует из положений абзаца 2 пункта 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Если НДС принимается к вычету на основании билетов, нужно при формировании документа Авансовый отчет (вкладка Прочее) поставить в графе Счет-фактура предъявлен флажок. Вместо даты счета-фактуры - указать дату бланка (так же, как и в графе Дата документа). В графе Номер СФ можно указать не только номер бланка, но и его наименование, во избежание путаницы.

Если заполнить документ таким образом, будет обеспечено автоматическое формирование соответствующей записи книги покупок.

У пользователя Marinak. возник вопрос по поводу учета НДС налоговым агентом при аренде госимущества: Мы, арендополучатели, выписываем сами себе счет-фактуру, при автоматическом формировании книги продаж мы звучим как продавец, а администрация (арендодатель) звучит как покупатель. Подскажите, правильно ли это? (/forum/thread.jsp?id=530079)

В данном случае речь идет о неправильном оформлении учетных операций. Учет НДС налоговым агентом имеет ряд особенностей. В "1С:Бухгалтерии 8" счет-фактура вводится на основании документа оплаты или обработкой Регистрация счетов-фактур налогового агента. Под документом оплаты в данном случае понимается документ, которым зарегистрирована оплата поставщику.

Для обособления операций по учету НДС при исполнении обязанностей налогового агента в программе выделен счет 68.32 "НДС при исполнении обязанностей налогового агента". При формировании проводок используется также вспомогательный счет 76.НА "Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента". Документ Счет-фактура выданный формирует проводку Дебет 76.НА Кредит 68.32.

Вопрос toxin также связан с НДС у налогового агента: Приобретено госимущество в рассрочку на 5 лет (с уплатой процентов). По какой стоимости принять ОС, учитывая, что нему еще и уплачивается НДС (организация является налоговым агентом)? (/forum/thread.jsp?id=530179)

Приобретенный объект недвижимости принимается к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на его приобретение (без учета НДС и других возмещаемых налогов) (п. п. 4, 5, 7, 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, у нее имеется возможность принять НДС к вычету, т. е. сумма НДС в первоначальную стоимость не включается.

Если, например, организация применяет специальный налоговый режим, обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента у нее сохраняется, но к вычету эту сумму принять нельзя. Т. е. имеется тот самый невозмещаемый НДС, который увеличивает первоначальную стоимость в бухучете.

В ситуации, с которой столкнулся участник форума, оплата приобретенного объекта недвижимости производится на условиях рассрочки с взиманием процентов.

По нашему мнению, в данной ситуации подлежит применению ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, регулирующее вопросы учета процентов по займам и кредитам.

Согласно пунктам 6 и 7 ПБУ 15/2008 расходы по займам и кредитам признаются прочими расходами и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Исключение предусмотрено только для процентов, необходимым для приобретения инвестиционного актива.

Проценты, начисленные в связи с приобретением объекта недвижимости (инвестиционного актива) до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда организация начала использовать имущество, в бухгалтерском учете относятся к фактическим затратам, связанным с приобретением объекта недвижимости. После указанной даты начисленные проценты признаются в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 15/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н). Под инвестиционным активом в данном случае понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.

В программе "1С:Бухгалтерия 8" данная операция оформляется документом Поступление доп. расходов. На закладке Счета учета расчетов вместо автоматически подставляющихся необходимо внести счет 66.02 "Проценты по краткосрочным кредитам" или 67.02 "Проценты по долгосрочным кредитам". Сумму процентов следует указать в поле Сумма расхода. На закладке Товары вводится инвестиционный актив, на стоимость которого будет отнесена сумма расходов.

В налоговом учете (при исчислении налога на прибыль) сумма процентов в любом случае не включается в первоначальную стоимость. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ - это внереализационные расходы.

Обзор актуальных сообщений форума www.buh.ru по НДС

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии