Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса перед органами Ростехнадзора: проблемы и решения

06.10.2010
Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 был утвержден Порядок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В данной статье М.С. Мухин, президент ООО "Центр налоговых экспертиз и аудита" (Санкт-Петербург), рассматривает актуальные вопросы применения указанного документа с учетом данных Ростехнадзором разъяснений в письме от 22.06.2010 № 00-07-12/3116, а также очередного Постановления ВАС РФ.

Содержание


В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства 1 (далее - СМСП) с 30 июня 2009 года были освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Каждому, кто хотя бы в малой степени знаком с этой обязанностью, понятно, насколько позитивным стало данное новшество для СМСП, избавившихся не только от утомительных бюрократических процедур, но и от навязчивых рекомендаций услуг коммерческих организаций, занимающихся разработкой ПНООЛР на платной (и весьма недешевой) основе.

Позитивные эмоции от принятия действительно прогрессивного закона на довольно длительное время оставили без должного внимания оговорку о том, что отмена разработки ПНООЛР компенсируется возложением на них обязанности представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - отчетность об отходах) в порядке, который следовало определить Минприроды России.

Относительно благополучный период, когда обязанность разрабатывать ПНООЛР была для СМСП уже отменена, а порядок представления отчетности об отходах еще не определен, продлился менее года. Приказом от 16.02.2010 № 30 (далее - приказ № 30) Минприроды России утвердило Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок).


1 Критерии отнесения юридических ли и индивидуальных предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса перед Ростехнадзором

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства 1 (далее - СМСП) с 30 июня 2009 года были освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Каждому, кто хотя бы в малой степени знаком с этой обязанностью, понятно, насколько позитивным стало данное новшество для СМСП, избавившихся не только от утомительных бюрократических процедур, но и от навязчивых рекомендаций услуг коммерческих организаций, занимающихся разработкой ПНООЛР на платной (и весьма недешевой) основе.

Позитивные эмоции от принятия действительно прогрессивного закона на довольно длительное время оставили без должного внимания оговорку о том, что отмена разработки ПНООЛР компенсируется возложением на них обязанности представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - отчетность об отходах) в порядке, который следовало определить Минприроды России.

Относительно благополучный период, когда обязанность разрабатывать ПНООЛР была для СМСП уже отменена, а порядок представления отчетности об отходах еще не определен, продлился менее года. Приказом от 16.02.2010 № 30 (далее - приказ № 30) Минприроды России утвердило Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок).


1 Критерии отнесения юридических ли и индивидуальных предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Форма отчетности об отходах:

где найти …

Приказ № 30 многих природопользователей застал врасплох. Одной из причин этого можно считать весьма сжатый срок, прошедший с даты официального опубликования приказа № 30 (23.04.2010) до последнего дня представления отчетности об отходах за 2009 год (30.06.2010). При этом весьма оригинальной отличительной чертой приказа № 30 стало то обстоятельство, что собственно форма отчетности об отходах им утверждена не была. Вместо этого Минприроды России предложило заинтересованным лицам посетить официальный сайт Ростехнадзора в сети Интернет для ознакомления с электронной версией оформления отчетности и программным обеспечением для ее формирования (п. 16 Порядка).

Природопользователей, пытавшихся ознакомиться с формой отчетности об отходах на сайте Ростехнадзора, долгое время ждало разочарование - Ростехнадзор явно не спешил ее размещать. Лишь за считанные недели до истечения срока представления отчетности об отходах желанная форма появилась в свободном доступе.

Письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968 форма отчетности об отходах была доведена до заинтересованных лиц привычным способом. Впрочем, указанное письмо появилось в свободном доступе уже после истечения срока представления отчетности об отходах.

… и как заполнить

Как следует из пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отчетность об отходах носит уведомительный характер. Ее представление не порождает для СМСП обязанности по внесению в бюджет каких-либо обязательных платежей.

Вместе с тем природопользователям следует учитывать возможные последствия, связанные с содержанием отчетности об отходах.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на приложения к отчетности об отходах (п. 12 Порядка), в состав которых включены:

1) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности - в случае осуществления отчитывающимся СМСП деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I-IV класса опасности. Копия документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью отчитывающегося СМСП;

2) копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося СМСП;

3) копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

4) копии документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся СМСП передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности. Копии указанных документов, подтверждающих наличие лицензий, заверяются печатями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым отчитывающийся СМСП передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности.

Документы, указанные в подпунктах 1 и 3, большинству отчитывающихся СМСП представлять не потребуется. Деятельность большинства из них связана с образованием и передачей отходов. Указанная деятельность лицензированию не подлежит.

Такие действия, как сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов, в среде СМСП являются, скорее, исключением, чем правилом. То же самое относится к приему лома и отходов черных и цветных металлов.

А вот документы, перечисленные в подпунктах 2 и 4, позволяют государственным органам получить важнейшую для осуществления экологического контроля информацию, подтверждающую факт образования у СМСП отходов, а также их передачу лицензированному получателю.

Отдельно следует подчеркнуть, что отсутствие у отчитывающегося СМСП паспортов на отходы I-IV класса опасности практически наверняка обеспечит его включение в план проверок органами государственного экологического контроля.

Штраф же за отсутствие паспортов (ст. 8.2 КоАП РФ) в несколько раз превышает штраф за непредставление отчетности об отходах (ст. 8.5 КоАП РФ). Поэтому отчитывающимся СМСП следует учитывать, что представление отчетности об отходах является не формальной процедурой, а по сути - подготовкой к последующим контрольным мероприятиям.

Ростехнадзор разъясняет

Письмом от 22.06.2010 № 00-07-12/3116 Ростехнадзор разъяснил ряд положений приказа № 30, вызывавших вопросы у природопользователей. Большинство разъяснений носит вполне разумный характер и направлены на избавление СМСП от неправомерных требований.

Среди них, прежде всего, следует отметить указание на то, что территориальный орган Ростехнадзора ни при каких обстоятельствах не вправе отказать в приеме и регистрации любой документации, поступающей от заявителей (ответ № 2). Стремление многих чиновников отказывать в принятии отчетности под любыми (в том числе самыми надуманными предлогами) общеизвестно. Теперь им придется осознать, что прием отчетности - это не одолжение со стороны государственного служащего, а выполнение им своей непосредственной обязанности.

Также с положительной стороны следует отметить ответ на вопрос № 1, где Ростехнадзор указывает на отсутствие необходимости представлять отчетность об отходах, помимо бумажного, на дополнительных носителях. Правда, это касается лишь тех СМСП, которые сформировали отчетность об отходах при помощи информационной системы Ростехнадзора.

Вместе с тем ответ на вопрос № 7, касающийся взаимосвязи между отчетностью об отходах и платой за размещение отходов, продемонстрировал, что Ростехнадзор по-прежнему не намерен пересматривать свою точку зрения относительно внесения данного платежа хозяйствующими субъектами, в том числе - СМСП. Как уже давно известно, указанная точка зрения основывается на квалификации практически любой деятельности, осуществляемой с отходами, как их размещение. В связи с этим согласно указанной трактовке любые юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за пресловутые мусорные корзины под столами в своих офисах. При этом, как отмечает Ростехнадзор, до вступления в силу приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 2 плата за размещение отходов в отсутствие установленных лимитов взимается с пятикратным повышающим коэффициентом вне зависимости от подачи отчетности об отходах.


2 Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 вступит в силу с момента отмены постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461

ВАС РФ: позиция остается неизменной

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно указывал на необоснованность позиции Ростехнадзора, уклоняющегося от оценки термина "размещение отходов" в том значении, которое ему придается в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Наиболее подробно эта точка зрения изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/083.

Впоследствии судебные составы ВАС РФ не раз ссылались на указанное постановление как на определяющее судебную практику по вопросу взимания платы за размещение отходов. Отметим следующие определения:

  • от 01.07.2009 № ВАС-5602/09 по делу № А05-5245/2008;
  • от 28.10.2009 № ВАС-13981/09 по делу № А53-21385/2008-С4-45;
  • от 09.12.2009 № ВАС-13103/09 по делу № А23-1764/09А-11-67;
  • от 25.12.2009 № ВАС-14145/09 по делу № А21-228/2009.

Тем не менее, упорство органов государственного экологического контроля в отстаивании своей позиции, видимо, оказалось столь велико, что Президиум ВАС РФ был вынужден еще раз высказаться на эту тему. Постановление от 20.07.2010 № 4433/10 по делу № А12-16737/2009 должно развеять последние иллюзии идеологов мусорной корзины: размещение отходов было и остается специализированным видом деятельности, к осуществлению которого подавляющее большинство хозяйствующих субъектов не имеет никакого отношения. Остается лишь пожелать природопользователям твердости в отстаивании своих интересов. Тем более, что в руках у них есть такие серьезные аргументы, как два постановления Президиума ВАС РФ, подтверждающие необоснованность притязаний органов государственного экологического контроля.


3 См. статью Мухина М.С. "Плата за размещение отходов: новости из ВАС РФ" (http://www.buh.ru/document.jsp?ID=1443)

 

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса перед органами Ростехнадзора: Заключение

Приказ № 30 является продолжением весьма позитивных новаций в законодательстве об отходах. Тем не менее, Ростехнадзор сумел весьма грамотно использовать его для реализации своих идей. В результате приказ № 30 объективно способствует повышению эффективности государственного экологического контроля. Поэтому СМСП, представляющим отчетность об отходах, следует очень внимательно отнестись к ее составлению и быть готовыми к визитам проверяющих органов.

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры