Материально-производственные запасы необходимы любой организации для ведения хозяйственной деятельности и для управленческих нужд. Они являются активами, которые используются в качестве сырья, материалов, комплектующих частей при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг) и могут поступить в организацию по-разному: в качестве взноса в уставный капитал, по договору купли-продажи (в том числе при импорте материалов), в результате проведенной инвентаризации или при демонтаже (ликвидации) основного средства. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов может формироваться разными способами оценки, т. к. существуют альтернативные варианты поступления (покупки) их на счета бухгалтерского учета организации. В предлагаемой статье рассказывается о различных вариантах отражения поступления материалов и дополнительных расходов в программе «1С:Бухгалтерия 8».

Содержание

Материально-производственные запасы (МПЗ) могут поступать в организацию несколькими способами. Среди них наиболее известны и чаще встречаются в практике ведения бухгалтерского и налогового учета следующие:

  1. Взнос материалов в уставной капитал.
  2. Покупка МПЗ у российского поставщика.
  3. Импорт материалов (покупка МПЗ у иностранного поставщика в валюте, отличной от рублей).
  4. Безвозмездное получение материалов.
  5. Поступление материалов вследствие инвентаризации.
  6. Получение материалов вследствие ликвидации ОС.

 Давайте посмотрим, каким образом программный продукт «1С:Бухгалтерия 8» может нам помочь отразить их в учете.

Взнос материалов в уставный капитал

Материалы могут быть внесены учредителями в качестве доли в уставном капитале компании. Для отражения этой операции можно воспользоваться документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет): заполняем табличную часть, как показано на рисунке 1. Если материалов несколько - делаем несколько проводок Дебет 10.01 Кредит 75.01 с указанием необходимой аналитики по материалам на счете 10.01.

 Рис. 1

Покупка МПЗ у российского поставщика

Самым распространенным видом поступления МПЗ в организацию по праву является покупка, приобретение их у поставщиков. Для отражения данной операции воспользуемся документом Поступление товаров и услуг. На закладке Товары необходимо внести данные по товарной накладной, полученной у поставщика. Обращаем внимание: несмотря на то, что заполняется табличная часть Товары, в поле Счет учета необходимо проставить счет 10.01. Это можно сделать как вручную, так и автоматически, заполнив регистр сведений Счета учета номенклатуры (см. рис. 2).

Рис. 2

Импорт материалов

При импорте материалов мы также используем документ Поступление товаров и услуг, т. к. по своей сути такое поступление тоже является покупкой, но только у иностранного поставщика. Отличие состоит в том, что в случае импорта на закладке Товары ставка НДС указывается Без НДС (см. рис. 3) . Есть еще несколько нюансов при заполнении документа, на которых ниже остановимся чуть подробнее.

Рис. 3

Для начала обращаем внимание на то, что договор с контрагентом должен быть в валюте. Для этого необходимо войти в сам договор (поле Договор в документе Поступление товаров и услуг) и проверить, а может быть и установить нужную вам валюту взаиморасчетов.

Также в этом случае может потребоваться ввести номер Грузовой Таможенной Декларации (ГТД) для поступающих в организацию материалов. Для этого необходимо включить видимость полей для указания страны происхождения и номера ГТД (изначально эти поля выключены): щелкнуть правой кнопкой мыши в любом месте табличного поля. В появившемся окне нужно проставить «Галочки» в строках «Страна происхождения» и «Номер ГТД» и нажать «ОК» (рис. 3.1).

Рис. 3.1

Указываем страну происхождения и номер ГТД, выбрав их из справочника или создав новые (см. рис 3.2). Проводим документ.

Рис. 3.2

Если в документе большое количество строк, то можно воспользоваться групповым добавлением. Для этого нудно нажать кнопку Изменить документа Поступление товаров и услуг, как показано на рисунке 3. Она позволит изменить или добавить реквизит табличной части ко всему документу. На рисунке 4 приводится пример установки реквизита Номер ГТД для всего документа целиком.

Рис. 4

Безвозмездное получение материалов

Безвозмездное получение материалов достаточно редкий случай в наше время, но не упомянуть о нем нельзя. При использовании данного метода поступления следует помнить, что согласно статье 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение на сумму, превышающую пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). При отражении данной операции можно воспользоваться документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет), как показано на рисунке 5. Отразим в нем проводку Дебет 10.01 Кредит 98.02 с соответствующей аналитикой.

Рис. 5

Поступление материалов по результатам инвентаризации

Проведя инвентаризацию, организация может обнаружить на складе материалы, не учтенные по каким-либо причинам. Это так называемые «излишки». Чтобы принять такие материалы к учету и правильно отразить их в программе «1С:Бухгалтерия 8», следует воспользоваться документом Оприходование товаров. Данный документ может быть введен вручную или на основании фактически проведенной инвентаризации с отражением данных об излишках материалов в документе Инвентаризация товаров на складе (см. рис. 6).

Рис. 6

Важно заметить, что расходы на приобретение имущества в виде: безвозмездно полученных материальных ценностей; излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; материалов, полученных при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств - не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому при заполнении документа Оприходование товаров в строке Статья доходов нужно указывать статью прочих доходов и расходов, не принимаемую к налогообложению (см. рис. 7, 8).

Рис. 7

Рис. 8

Получение материалов при ликвидации ОС

Достаточно распространены случаи, когда материалы в организации появляются после ликвидации одного из объектов основных средств. В результате ликвидации компания может получить запчасти, металлолом и прочие нужные в хозяйстве материалы, которые после определения их рыночной стоимости должны быть занесены в программу с помощью уже рассмотренного выше документа Оприходование товаров. Здесь, как и в предыдущем пункте, снова обращаем внимание на статью доходов (см. рис. 9).

Рис. 9

Способы поступления МПЗ. Формирование их фактической себестоимости в "1С:Бухгалтерии 8". Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные способы поступления МПЗ в компанию, а также привели примеры увеличения себестоимости МПЗ. Рассмотрев все приведенные варианты, вы убедились, что программа «1С:Бухгалтерия 8» позволяет с помощью несложных действий отражать указанные операции достаточно быстро и правильно. Надеемся, что данные рекомендации помогут вам в вашей работе.

Материал подготовлен
специалистами
Компании "Лаэрта"
адрес:  г.Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 11
e
-mail: info@laerta.ru
тел. раб: (495) 926-74-84
сайт: http://www.laerta.ru

Варианты формирования фактической себестоимости МПЗ

С помощью описанных выше ситуаций мы показали, каким образом материалы могут поступать в организацию. Теперь давайте рассмотрим основные варианты увеличения фактической себестоимости МПЗ в программе «1С:Бухгалтерия 8»:

  1. Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов.
  2. Отражение транспортных расходов, страховки, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов, увеличивающих себестоимость материалов.
  3. Комплектация материалов.

Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов

Выше мы продемонстрировали, каким образом импортные материалы могут быть оприходованы на склад. Сейчас давайте рассмотрим, как же нам отразить дополнительные таможенные расходы, тем самым увеличив себестоимость материалов, полученных через операцию импорта МПЗ. Для этого воспользуемся документом ГТД по импорту.

В шапке документа указывается контрагент и договор, заключенный с ним. В нашем случае контрагент - это «Зеленоградская таможня». На первой закладке Основные заносится номер ГТД и сумма таможенного сбора (см. рис. 10).

Рис. 10

Вторая закладка Разделы ГТД предназначена для распределения дополнительных расходов на себестоимость полученных МПЗ. Для того, чтобы это сделать, необходимо сначала заполнить саму табличную часть материалами, поступившими по импорту, на которые должны распределиться дополнительные расходы по таможне. Для этого можно воспользоваться кнопкой Заполнить, как показано на рисунке 11 и выбрать пункт Добавить из поступления. Табличная часть заполнится видами материалов из выбранного документа Поступление товаров и услуг.

На этой же закладке, при необходимости, указываются другие реквизиты: Таможенная стоимость, Пошлина, НДС и т.д, которые и будут распределяться, после чего следует нажать на кнопку Распределить.

Рис. 11

При проведении данного документа, дополнительные расходы распределятся на все МПЗ табличной части и увеличат себестоимость запасов.

Отражение транспортных расходов, страховки, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов, увеличивающих себестоимость материалов

Помимо расходов на таможне, увеличивающих стоимость импортных материалов, есть и другие расходы, влияющие на их стоимость. Причем они могут быть отражены как в отношении МПЗ, купленных в России, так и импортных материалов. К ним можно отнести транспортные расходы, страхование, акцизы, оплату простоя машины и т. д. Все эти расходы можно отразить с помощью документа Поступление доп. расходов.

Важной особенностью данного документа является то, что он позволяет распределять дополнительные расходы на стоимость как пропорционально количеству указанных в документе материалов, так и пропорционально их стоимости. Также возможен ручной ввод суммы расходов по каждому материалу в отдельности.

Заполнение табличной части материалами происходит, как и в документе ГТД по импорту, по кнопке Заполнить и выбора одного из вариантов заполнения: либо Добавить из поступления, либо Заполнить по поступлению. Отличаются эти варианты заполнения табличной части нужными материалами тем, что при выборе варианта Добавить из поступления у вас не будет очищаться табличная часть, а материалы лишь добавятся к уже существующим, в то время как при варианте Заполнить по поступлению табличная часть будет очищена и в нее попадут лишь материалы, которые содержатся в выбранном вами документе Поступление товаров и услуг (см. рис. 12).

Рис. 12

Комплектация материалов

Иногда, в процессе работы бухгалтер сталкивается с проблемой, когда необходимо собрать из нескольких материалов один или, наоборот, разобрать определенный МПЗ на несколько комплектующих. Примером может служить закупка комплектующих компьютера с дальнейшей сборкой системного блока. Для решения этого вопроса можно воспользоваться документом Комплектация номенклатуры.

Рассмотрим вариант сборки МПЗ. Документ Комплектация номенклатуры имеет довольно простую форму и всё, что требуется пользователю - это в поле Номенклатура указать получившийся МПЗ, а в табличной части Комплектующие указать его составляющие и их количество.

Операция комплектации или разукомплектации может быть выбрана пользователем с помощью кнопки Операция в левом верхнем углу документа (см. рис. 13).

Рис. 13

В результате проведения данный документ увеличит стоимость МПЗ «Столы» за счет саморезов и доски.

Способы поступления МПЗ в организацию

Комментарии