Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

01.08.2012
Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера
В предлагаемой статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) продолжает знакомить наших читателей с содержанием предписаний нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный материал посвящен рассмотрению определяемых новым Законом прав и обязанностей главного бухгалтера организации в части устанавливаемых квалификационных требований к его должности, а также порядку решения противоречий и споров между руководителями и главными бухгалтерами организаций.

Содержание


Рассматривая положения нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года), мы подошли к нормам с наиболее волнующим содержаниям - предписаниям, определяющим права и обязанности главного бухгалтера.

Их важность и степень вносимых в соответствующие положения изменений требуют отдельного рассмотрения данных предписаний Закона 2011 года.

Если в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 1996 года) нормам о главном бухгалтере была посвящена отдельная статья 7 «Главный бухгалтер», то в Законе 2011 года положения, определяющие права и обязанности главного бухгалтера, квалификационные требования к этой должности, представлены в рамках статьи 7 «Организация ведения бухгалтерского учета».

Квалификационные требования 

Закон 2011 года впервые на уровне федерального законодательства определяет обязательные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Предписания Закона 1996 года таких требований не не выдвигали. Однако их существование далеко не ново для практики бухгалтерского учета.

Требования относительно необходимой квалификации главного бухгалтера содержит формально не утратившее силу до настоящего времени «Положение о главных бухгалтерах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, согласно пункту 5 которого «на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование». «В необходимых случаях, - устанавливает пункт 5 Положения, - по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет».

Уже после выхода в свет Закона 1996 года, в котором, как мы уже сказали, отсутствовали какие-либо требования к квалификации главного бухгалтера организации, Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 был утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее - Справочник), раздел 1 которого содержал перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера. В Справочнике относительно «требований к квалификации» главного бухгалтера указывается следующее: «высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет».

Говоря о данных требованиях, следует отметить, что данный Справочник является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России, однако, он лишь «рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». При этом, согласно пункту 10 раздела «Общие положения» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Таким образом, до выхода Закона 2011 года квалификационные требования к должности главного бухгалтера носили не более чем рекомендательный характер.

Возможность установления квалификационных требований к отдельным типам должностей устанавливается действующим трудовым законодательством. В соответствии со статьей 6 ТК РФ «к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих» в частности «особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».

Следует отметить, что уже сам Трудовой кодекс содержит ряд предписаний относительно специфики трудовых отношений лиц, занимающих должность главного бухгалтера.

Так, согласно статье 70 ТК РФ, определяющей порядок проведения испытаний при  приеме на работу, «при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». При этом, согласно общему правилу, «срок испытания не может превышать трех месяцев, а для... главных бухгалтеров и их заместителей... - шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом».

Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что «при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с... главным бухгалтером».

Согласно статье 81 ТК РФ, устанавливающей правила расторжения трудового договора по инициативе работодателя, основанием для такового может служить принятие «необоснованного решения... главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации».

Статья 145 ТК РФ специально определяет правила оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 243 ТК РФ, «материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с... главным бухгалтером».

В соответствии со статьей 59 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор, заключаемый с главным бухгалтером, может быть срочным, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заключающей его организации.

Все приведенные нормы ТК РФ дают основание утверждать, что должность главного бухгалтера с точки зрения трудового законодательства имеет совершенно определенную специфику регулирования связанных с ее исполнением трудовых отношений. Этому общему посылу ТК РФ полностью соответствуют и рассматриваемые нами нормы статьи 7 Закона 2011 года, согласно которой,

Выдержка из документа

«в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики» (п. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами» (п. 5 ст. 7).

Специально пунктом 6 статьи 7 Закона 2011 года определяется, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать всем вышеуказанным (п. 4 ст. 7 Закона) квалификационным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким требованиям (п. 6 ст. 7 Закона).

Отдельно устанавливается, что «главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации» (п.7 ст. 7 Закона 2011 года).

Знакомство с рассматриваемыми положениями Закона 2011 года естественно вызывает вопрос о применимости их к лицам, уже работающим главными бухгалтерами и/или в организациях, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета на момент вступления Закона в силу.  Ответ на него дает пункт 2 статьи 30 Закона 2011 года, согласно которому «положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета».

Квалификационные требования и аттестация профессиональных бухгалтеров

При рассмотрении норм Закона 2011 года, определяющих квалификационные требования к должности главного бухгалтера экономического субъекта, обращает на себя внимание, что данный Закон ничего не говорит о профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по определенной должности.

Здесь следует вспомнить о том, что уже 14 лет назад утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определяя основные направления реформы учета в России, определяла, что «по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет». Это предполагает «создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др». Также в Программе говорилось о том, что в ходе ее реализации «будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций».

На основании данной Программы в том же 1998 году Институтом профессиональных бухгалтеров России (протокол № 14 от 29.09.1998) было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, которое было одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол № 8 от 30.09.1998). Данное Положение определило «порядок аттестации профессиональных бухгалтеров - главных бухгалтеров, бухгалтеров - консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами».

При этом, в пункте 1.5 Положения говорилось о том, что «в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера».

Эта рекомендация получила отклик, и вот уже в 2000 году в Указаниях об объеме форм отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000  № 4н в реквизитах бухгалтерского баланса (формы № 1) появляется указание номера «квалификационного аттестата профессионального бухгалтера», что вызывает бурные волнения в профессиональном сообществе, особенно среди наших коллег, не имевших на тот момент такого аттестата.

Разъяснило создавшуюся ситуацию письмо МНС России от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера», в котором говорилось:

Выдержка из документа

«в связи с поступившим обращением первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, содержащим информацию о фактах предъявления отдельными налоговыми органами требований об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее:... до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование налоговых органов об обязательном наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера при представлении налогоплательщиком отчетности в налоговые органы является неправомерным. В то же время, в соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам, организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей».

Шло время, многие наши коллеги стали членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), сдача ими квалификационных экзаменов повышала уровень их профподготовки, однако, необходимость профессиональной аттестации так и не получила законодательно определенного статуса. При этом формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, указания на номер квалификационного аттестата главного бухгалтера, составившего отчетность, уже не содержат.

Порядок урегулирования возможных разногласий между руководителем и главным бухгалтером

Мы подошли к рассмотрению очень важной нормы закона, иногда приобретающей решающее значение в работе главного бухгалтера организации - это предписания Закона относительно порядка урегулирования возможных разногласий между главным бухгалтером и руководителем экономического субъекта относительно осуществления хозяйственных операций компании и/или отражения их в бухгалтерском учете.

У этой нормы долгая история, восходящая к упоминавшемуся выше Положению о главном бухгалтере. Мы не случайно упоминаем об этом, давнем для современной учетной практике, документе. Именно его содержание в соответствующей части повлияло на процедуру принятия и содержание положений Закона 1996 года, и отразилось в новых предписаниях Закона 2011 года.

Пунктом 15 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59 устанавливалось следующее:

Выдержка из документа

«главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа».

Правильное понимание данных предписаний возможно только в контексте общей системы норм советского законодательства и определяемой им роли бухгалтерского учета и бухгалтера по обеспечению «контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий» (Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59).

Однако, несмотря на это, процитированные нами предписания Положения о главных бухгалтерах нашли отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, а затем и в содержании Закона 1996 года.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона 1996 года «в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В чем же состоит смысл указанной нормы Закона 1996 года? По содержанию она напоминает пункт 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, который устанавливал, что «главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации». И действительно, соответствующая статья Проекта Закона РФ «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 14.07.1995, одобренного Советом Федерации 03.09.1995, фактически повторяла смысл указанных предписаний  Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В пункте 4 статьи 7 Проекта Закона говорилось: «документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, принимаются главным бухгалтером к исполнению только с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Однако именно включение в текст Проекта Закона указанной нормы явилось одной из главных причин отклонения его Президентом РФ. В письме Президента РФ от 20.10.1995 № Пр-1561, обосновывающем причины отклонения Проекта Закона говорилось следующее: «Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. А в соответствии с п. 4 этой же статьи, главный бухгалтер сознательно по письменному распоряжению руководителя может нарушать законы, принимая к исполнению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину.... Данная норма - указывалось в письме - не отвечает здравому смыслу и противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Таким образом, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 года в действующей редакции получил значение нормы, уточняющей содержание пункта 3 статьи 1 Закона 1996 года, одной из основных задач учета определявшей «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации». С этой точки зрения,  пункт 4 статьи 7 Закона 1996 касается разногласий по вопросам экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организациями хозяйственных операций, но никак не соблюдения законодательства.

В подтверждение этому рассматривавшийся нами выше пункт 15 Положения о главных бухгалтерах был признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002. Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 № КАС 02-331 указанное решение было оставлено без изменения.

Новый Закон «О бухгалтерском учете» также не обошел вниманием вопрос разногласий между руководителем организации и ее главным бухгалтером. Пункт 8 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

Выдержка из документа

«в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период».

Здесь, учитывая все вышесказанное, хочется обратить самое пристальное внимание читателей на то, что, хотя речь в данной норме закона идет о противоречиях «в отношении ведения бухгалтерского учета», «ответственности за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период», то есть «за созданную в результате этого информацию», никакое распоряжение руководителя никогда не освободит бухгалтера от ответственности за нарушение действующего законодательства, а обращение к руководителю и получение от него письменных распоряжений в соответствующих случаях будет лишь указывать на понимание бухгалтером и его руководителем фактического содержания отражаемых в учете хозяйственных фактов.

Вопросы, регулируемые трудовым законодательством

Статья 7 Закона 1996 года, согласно которой главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации (п. 1 ст. 7 Закона 1996 года), «подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности» (п. 2. ст. 7 Закона 1996 года), а также предписание Закона, по которому «требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации» (п. 3 ст. 7 Закона 1996 года) в Законе 2011 года отражения не нашли. То есть данные вопросы, не являясь предметом Закона «О бухгалтерском учете», регулируются в порядке, определяемым действующим трудовым законодательством.

*   *   *

В следующей статье мы рассмотрим положения Закона 2011 года, касающиеся вопросов первичного документального оформления фактов хозяйственной жизни и ведения регистров бухгалтерского учета.

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры