Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Новые правила контроля за негативным воздействием на окружающую среду

21.10.2014
Новые правила контроля за негативным воздействием на окружающую среду
Представлять Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должны все организации и предприниматели, осуществляющие деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. С 2015 года вступят в силу значимые поправки в законодательство об охране окружающей среды: теперь все нормы будут изложены в одном Федеральном законе. Подробный комментарий к изменениям читайте в статье экспертов «1С».

Содержание


Положения об исчислении платы за негативное воздействие теперь в одном Законе

В законодательство об охране окружающей среды Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219-ФЗ) внесены значительные изменения. Часть из них начнет действовать уже со следующего, 2015 года, а часть - в иные сроки, вплоть до 1 января 2020 года.

Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения.

Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды). Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Итак, перечислим основные нововведения.

Введены новые понятия в сфере охраны окружающей среды

В Закон об охране окружающей среды введены новые понятия, которые необходимо учитывать, в том числе при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. В их числе:

  • объект, оказывающий негативное влияние не окружающую среду (далее - объекты негативного воздействия) - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, которые объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков;
  • технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и допустимых физических воздействий.
  • Они устанавливаются с применением технологических показателей. При этом технологическими показателями выступают показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (реализованного товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • технические нормативы - нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;
  • временно разрешенные выбросы, сбросы - объем или масса химических веществ (смеси химических веществ), микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух либо сброса в водные объекты. Такие временно разрешенные выбросы и сбросы будут устанавливаться для организаций и предпринимателей на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов во время реализации программы повышения экологической эффективности;
  • наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Все новые понятия перечислены в пункте 1 статьи 1 Закона № 219-ФЗ.

Установлены категории объектов, оказывающих негативное воздействие

Объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, подразделяются на четыре категории в зависимости от степени этого негативного воздействия (см. таблицу 1). Соответствующая категория должна присваиваться объекту при его постановке на государственный учет. Это предусматривается новой статьей 4.2 Закона об охране окружающей среды. Она начнет действовать с 1 января 2015 года (п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). При этом какие-либо критерии оценки уровня негативного воздействия объекта в обновленной редакции Закон об охране окружающей среды не перечислены.

Таблица 1

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Категория объекта

Характеристика объекта

I

Значительное негативное воздействие на окружающую среду

II

Умеренное негативное воздействие на окружающую среду

III

Незначительное негативное воздействие на окружающую среду

IV

Минимальное негативное воздействие на окружающую среду


Уточнен порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Закон об охране окружающей среды дополнен новыми статьями, поясняющими порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это статьи 16.1-16.5 Закона об охране окружающей среды. Они вступят в силу с 1 января 2016 года (п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

В настоящее время правила расчета и внесения платы регламентированы нормативными актами различных ведомств (в частности, актами Правительства РФ, Ростехнадзора, Росприроднадзора). Таким образом, внесенные изменения приведут к единообразию в применении норм об охране окружающей среды.

С 1 января 2016 года плату необходимо вносить за следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Отметим, что на данный момент плата взимается также за другие виды вредного воздействия, а именно: шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.) (см. п. 1 Порядка определения платы, утв. Постановлением Правительства РФ 28.08.1992 № 632).

В обновленной редакции Закона об окружающей среде не идет речь о необходимости внесения платы при осуществлении подобного воздействия. Но в то же время предусматривается установление нормативов их допустимых воздействий (п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Следовательно, до 2016 года в указанном случае необходимо продолжать перечислять плату. Возможно, что в течение 2014-2015 годов контролирующие органы внесут в законодательные акты соответствующие изменения или выпустят пояснения по данному вопросу.

Обязаны будут вносить плату организации и предприниматели, осуществляющие деятельность:

  • на территории России;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ.

Освобождены от исполнения данной обязанности только те субъекты (организации и предприниматели), которые осуществляют деятельность исключительно на объектах IV категории.

Ранее такая льгота не была законодательно предусмотрена.

Размер подлежащей внесению платы определяется по формуле:

Плата за негативное воздействие = Платежная база x Ставка платы x Дополнительный коэффициент

Платежную базу организации и предприниматели должны определять самостоятельно. Платежной базой является объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Ставки платы будут установлены Правительством РФ. Причем в определенных случаях к ставкам потребуется применить специальные коэффициенты. Их размеры выше действующих на данный момент.

Так, в течение переходного периода с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года будут действовать следующие коэффициенты (ч. 8 ст. 11 Закона № 219-ФЗ) - см. таблицу 2:

Таблица 2

Коэффициенты для расчета платы за негативное воздействие, действующие с 01.01.2016 до 31.12.2019

Величина коэффициента

В каком случае применять

0 (т. е. плату вносить не нужно)

  • объем или масса отходов производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в производстве в течение установленного законодательством срока

1

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ не превышают нормативы допустимых выбросов, сбросов;
  • отходы производства и потребления размещены в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, которую представляют субъекты малого и среднего предпринимательства

5

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ не превышают пределов временно разрешенных выбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
  • отходы производства и потребления размещены с превышением установленных лимитов на их размещение либо норм, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, которую представляют субъекты малого и среднего предпринимательства

25

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ превышают их объем или массу, установленные разрешениями на выброс, сброс загрязняющих веществ

С 1 января 2020 года необходимо применять такие коэффициенты (п. 9 ст. 1, ч. 7 ст. 12 Закона № 219-ФЗ) - см. таблицу 3:

Таблица 3

Коэффициенты для расчета платы за негативное воздействие, действующие с 01.01.2020

Величина коэффициента

В каком случае применять

0 (т.е. плату вносить не нужно)

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ не превышают технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте;
  • объем или масса отходов производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в производстве в течение установленного законодательством срока

1

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ не превышают нормативы допустимых выбросов, сбросов;
  • отходы производства и потребления размещены в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления

25

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ не превышают пределов временно разрешенных выбросов;
  • отходы производства и потребления размещены с превышением установленных лимитов на их размещение либо норм, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления

100

  • объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ превышают объем или массу:
    - установленные для объектов I категории;
    - указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

С 1 января 2016 года исчисленную величину платы за негативное воздействие на окружающую среду правомерно будет уменьшить на затраты по реализации мероприятий, направленных на снижение такого негативного воздействия (абз. 31 п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Следует учитывать, что с 1 января 2019 года:

  • при размещении отходов производства и потребления на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, по перечню, определяемому Правительством РФ, плату за размещение отходов производства и потребления не нужно будет вносить. Это следует из абзаца 27 пункта 9 статьи 1 и части 6 статьи 12 Закона № 219-ФЗ;
  • при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при ведении деятельности на объектах III категории объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, будут считаться осуществленными в пределах нормативов допустимых выбросов, сбросов (за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)). Об этом говорится в абзаце 28 пункта 9 статьи 1 и части 6 статьи 12 Закона № 219-ФЗ.

То есть плату за них можно будет рассчитывать с применением коэффициента 1.

В настоящий момент порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не прописан в Законе об охране окружающей среды, а утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. Согласно этому порядку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду зависит от того, соблюдены ли пределы допустимых нормативов загрязнения (выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов загрязнения) и пределы установленных лимитов (то есть временно согласованных нормативов).

Представим особенности расчета платы:

Размеры загрязнения не превышают предельно допустимых нормативов:

Ставка платы x Величина фактически произведенных загрязнений

Размеры загрязнения не превышают предельно установленных лимитов:

Ставка платы x Величина предельно установленных лимитов x Величина предельно допустимых нормативов

За сверхлимитное загрязнение дополнительно требуется внести плату в размере, определяемом по формуле:

Плата за сверхлимитное загрязнение = Ставка платы x Величина загрязнения свыше установленных лимитов x 5

Эта же формула применяется и в случае, когда организация или предприниматель осуществляют сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещают отходы при отсутствии разрешения на это.

Изменены сроки внесения платы за негативное воздействие

В настоящее время сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентированы приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557. Согласно данному приказу отчетным периодом является квартал, поэтому плату нужно вносить ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно положениям новой статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом для перечисления платы является календарный год. Внести плату необходимо не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2016 года (п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). В связи с этим полагаем, что расчет за IV квартал 2015 года потребуется представить по действующим правилам, то есть не позднее 20 апреля 2016 года. А отчетность за 2016 год потребуется подать уже в 2017 году.

За несвоевременное или неполное внесение платы нужно будет дополнительно уплатить пени. Если же организация или предприниматель, наоборот, перечислят плату в большем размере, чем необходимо, то величину переплаты можно будет вернуть, подав заявление на такой возврат, либо зачесть в счет платежей следующего года.

Установлен порядок получения комплексного экологического разрешения

На данный момент организации и предприниматели, производящие выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещающие отходы, иным образом осуществляющие загрязнение окружающей среды, должны иметь соответствующее разрешение (ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

С 1 января 2019 года начнет действовать правило о необходимости получения такого документа, как комплексное экологическое разрешение (п. 16 ст. 1, ч. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). Порядок его получения и выдачи регламентирован новой статьей 31.1 Закона об охране окружающей среды.

Этот документ потребуется тем организациям и предпринимателям, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (т. е. объектах I категории).

В комплексное экологическое разрешение будут включены обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. В частности, в нем будут прописаны:

  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять условия, предусмотренные комплексным экологическим разрешением, и несут ответственность за их несоблюдение или осуществление деятельности без такого разрешения.

Для получения документа потребуется подать заявку. Комплексное разрешение выдается на срок 7 лет. Срок его действия может быть продлен еще на 7 лет при соблюдении определенных условий.

Разрешение необходимо будет переоформить в случаях:

  • замены организации или предпринимателя;
  • реорганизации компании в форме преобразования;
  • изменения наименования, адреса (места нахождения) организации;
  • изменения фамилии, имени, отчества, места жительства предпринимателя, а также реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

Форма заявки на получение комплексного разрешения, а также форма самого разрешения и правила его выдачи должны быть утверждены Правительством РФ.

Законом № 219-ФЗ предусматривается, что те разрешения, которые выданы или будут выданы до 1 января 2019 года, действительны до момента получения лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, комплексного экологического разрешения (ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

При этом с заявкой на получение данного разрешения необходимо обратиться в орган Росприроднадзора в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно (ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Период обращения за комплексным разрешением продлевается до 1 января 2025 года в отношении тех организаций и предпринимателей, которые ведут деятельность на объектах I категории, относящихся к области применения наилучших доступных технологий (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Вместо Расчета будет представляться декларация о воздействии на окружающую среду

В настоящее время в территориальные органы Ростехнадзора все без исключения плательщики обязаны представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Форма расчета, а также порядок заполнения и подачи утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.

С 1 января 2019 года необходимо будет подавать вместо расчета декларацию о воздействии на окружающую среду. Особенности представления данной отчетности изложены в новой статье 31.2 Закона об охране окружающей среды (п. 16 ст. 1, ч. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Обязанность подачи декларации будет возложена лишь на тех плательщиков, которые ведут деятельность на объектах II категории (т. е. на объектах, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду).

При этом представлять ее допускается один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Подать декларацию можно будет как в письменном виде, так и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Форма декларации и порядок ее заполнения будут утверждены Росприроднадзором.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду появится необходимость представлять расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

Объекты, оказывающие негативное воздействие, нужно поставить на учет

Сейчас в Законе об охране окружающей среды не содержится требования о постановке на учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. В статье 69 Закона об охране окружающей среды говорится лишь о том, что государственный учет таких объектов осуществляется уполномоченными органами.

Так, приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 утверждено, что реестр подобных объектов ведут управления Ростехнадзора в субъектах РФ.

А непосредственно порядок постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрен в приказе Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545. Однако он не прошел регистрацию в Минюсте России (письмо Минюста России от 13.09.2005 № 01/7226-ЕЗ).

Получается, что сейчас на законодательном уровне у организаций и предпринимателей отсутствует обязанность самостоятельно вставать на учет. Несмотря на это Ростехнадзор в разъяснении от 12.02.2007 № 04-09/169 указывал, что постановка на учет входит в обязанность плательщиков.

Обратим внимание, что с 2010 года часть функций Ростехнадзора (в частности, по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие) передана Росприроднадзору (Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717).

С 1 января 2015 года вступит в силу требование о постановке на государственный учет, снятии с учета и об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, которое содержится в новой статье 69.2 Закона об охране окружающей среды (п. 24 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 219-ФЗ).

Таким образом, спорная ситуация будет урегулирована.

В течение шести месяцев с даты начала эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, организации и предприниматели обязаны подать заявку в территориальный орган Росприроднадзора о постановке его на учет.

Форма и правила подачи заявки должны быть утверждены Росприроднадзором.

Представить заявку можно будет как в письменном виде, так и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Помимо этого, потребуется уведомлять органы Росприроднадзора об отдельных изменениях, связанных с деятельностью организации или предпринимателя либо касающихся непосредственно объекта негативного воздействия.

Так, в срок не позднее 30 дней с даты государственной регистрации изменений нужно сообщать о:

  • замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие;
  • преобразовании организации;
  • изменении наименования организации, ее адреса;
  • изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменении места нахождения объекта негативного воздействия;
  • изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Если организация или предприниматель прекращают деятельность на объекте негативного воздействия, то необходимо будет представить в орган Росприроднадзора акт о ликвидации либо консервации объекта. После этого объект снимут с учета, и по нему не потребуется перечислять плату за негативное воздействие.

Следует иметь в виду, что организациям и предпринимателям, которые уже ведут деятельность на объектах негативного воздействия, необходимо в течение двух лет, начиная с 1 января 2015 года, обратиться в органы Росприродназора для постановки на государственный учет таких объектов (ч. 3 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Требование о разработке программы производственного экологического контроля

Начиная с 1 января 2015 года организации и предприниматели, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категорий, должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и осуществлять такой контроль (п. 22 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Требования к содержанию данной программы, форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также сроки его представления в уполномоченные органы утвердит Росприроднадзор.

Отметим, что и на данный момент существует обязанность осуществлять указанный экологический контроль. Это предусмотрено ст. 67 Закона об охране окружающей среды.

Так, организации и предприниматели должны подавать сведения:

  • о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля;
  • об организации экологических служб;
  • о результатах производственного экологического контроля.

Таким образом, с 2015 года обязанности плательщиков расширятся за счет введения требования о разработке программы производственного экологического контроля.

Вместо лимитов на сброс и выброс - временно разрешенные выбросы и сбросы

Для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду (как правило, автомобилей) в настоящее время устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (п. 1 ст. 23 Закона об охране окружающей среды). При невозможности их соблюдения организациями и предпринимателями могут устанавливаться лимиты на такие виды загрязнений на основе соответствующих разрешений. Лимиты действуют в период проведения плательщиками мероприятий по охране окружающей среды и при наличии согласованных с контролирующими органами планов снижения выбросов и сбросов (п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей среды).

С 1 января 2019 года организации и предприниматели, планирующие строительство объектов I и II категорий либо осуществляющие деятельность на объектах II категории, должны будут самостоятельно рассчитывать нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ (п. 11 ст. 1, ч. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Плательщики, эксплуатирующие объекты III и IV категорий от данной обязанности освобождены. Исключением является только случай, когда при деятельности на объектах, отнесенных к III категории, происходит выброс или сброс радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами. В таком случае потребуется определение нормативов допустимых выбросов и сбросов.

Методики разработки нормативов утвердит Правительство РФ.

Если такие нормативы соблюсти не удается, для организаций или предпринимателей могут быть установлены временно разрешенные выбросы, сбросы.

Для этого необходимо иметь в наличии:

  • план мероприятий по охране окружающей среды - при эксплуатации объектов II и III категорий;
  • программу повышения экологической эффективности.

Данные требования содержатся в новой статье 67.1 Закона об охране окружающей среды.

Временно разрешенные выбросы действуют только в период выполнения данного плана или программы. Правомерность их осуществления подтверждается:

  • разрешением на временные выбросы, сбросы (для плательщиков, эксплуатирующих объекты II и III категорий);
  • комплексным экологическим разрешением (для плательщиков, эксплуатирующих объекты I категории).

Срок реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности не может превышать семь лет и не подлежит продлению.

Однако в отношении программы срок реализации может быть равен 14 годам. Это возможно лишь в двух случаях, а именно:

  • если численность работников, занятых на объекте I категории, составляет не менее чем 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта либо превышает 5 000 человек;
  • если деятельность на объектах I категории ведут федеральные государственные унитарные предприятия или ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Отчет о выполнении указанных плана и программы потребуется представлять ежегодно в органы Росприроднадзора.

Отметим, что если в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом или программой, не будет снижен объем выбросов, сброс загрязняющих веществ не будет снижен, то исчисленную за отчетный период плату за загрязнения свыше допустимых нормативов потребуется пересчитать с применением коэффициента 100. Такое требование вступает в силу с 1 января 2020 года (абз. 29 п. 9 ст. 1, ч. 7 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами

Напомним, что согласно ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 96-ФЗ) организации и предприниматели, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Это требование не распространяется лишь на субъекты малого и среднего предпринимательства. Они вправе в уведомительном порядке представлять в органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

1 января 2019 года начнет действовать обновленная редакция статьи 18 Закона № 96-ФЗ (п. 2 ст. 3, ч. 6 ст. 12 Закона № 219-ФЗ). Она предусматривает следующее.

Лимиты на размещение отходов обязаны будут разрабатывать только те лица, которые эксплуатируют объекты I и II категорий.

В случае деятельности на объектах I категории обоснование лимитов на размещение отходов производства и потребления нужно указать в заявке на получение комплексного экологического разрешения. Это требование содержится в пункте 16 статьи 1 Федерального закона № 219-ФЗ.

Плательщики, эксплуатирующие объекты II категории, обязаны будут включать информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларации о воздействии на окружающую среду.

В отношении объектов, отнесенных к III категории, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов можно будет подавать в уведомительном порядке. А при осуществлении деятельности на объектах IV категории разработка лимитов на размещение отходов и представление отчетности о них вообще не потребуются.

Преимущества для лиц с деятельностью на объектах с минимальным негативным воздействием

Поправки, предусмотренные Законом № 219-ФЗ, направлены на ужесточение контроля за деятельностью объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. В то же время они снижают определенные административные барьеры и бюрократические процедуры в отношении лиц, владеющих объектами, являющимися минимальными источниками загрязнений.

Так, организации и предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах IV категории, будут иметь, в частности, следующие преимущества по сравнению со всеми остальными плательщиками:

  • органы Ростехнадзора не смогут проводить в их отношении плановые проверки с 1 января 2019 года;
  • такие плательщики не обязаны разрабатывать и представлять программу производственного экологического контроля, а также план мероприятий по охране окружающей среды либо программу повышения экологической эффективности;
  • у данных плательщиков отсутствует обязанность рассчитывать нормативы допустимых выбросов и сбросов в отношении стационарных источников загрязнений и разрабатывать лимиты размещения отходов.

Расширен перечень объектов, амортизируемых в ускоренном порядке

С 1 января 2019 года организации при расчете налога на прибыль смогут амортизировать с применением коэффициента 2 основные средства, относящиеся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий.

Соответствующие поправки внесены в Налоговый кодекс РФ. Перечень такого оборудования будет утвержден Правительством РФ (п. 2 ст. 6, ч. 5 ст. 12 Закона № 219-ФЗ).

Введены новые виды административной ответственности

В связи с расширением перечня необходимых требований и разрешительных документов в законодательстве об охране окружающей среды в КоАП РФ внесены изменения: повышены размеры действующих санкций и введены новые меры ответственности (ст. 7 Закона № 219-ФЗ). Представим их в таблице 4.

Таблица 4

Новые виды ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды

Вид нарушения

Санкции

Начало действия нормы

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;
  • о радиационной обстановке, данных о ней

Штраф:

  • с организаций - от 20 000 руб. до 80 000 руб.
  • с должностных лиц - от 3000 руб. до 6000 руб.;
  • с граждан - от 500 руб. до 1000 руб.

Отметим, что до 1 января 2015 года штрафы за данное правонарушение взимаются в меньшем размере, а именно:

  • с организаций - от 10 000 руб. до 20 000 руб.
  • с должностных лиц - от 1000 руб. до 2000 руб.;
  • с граждан - от 500 руб. до 1000 руб.

1 января 2015 года

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение:

  • данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;
  • информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
  • данных декларации о воздействии на окружающую среду;
  • данных декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • данных отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности

Штраф:

  • с организаций - от 20 000 руб. до 80 000 руб.
  • с должностных лиц - от 3000 руб. до 6000 руб.;
  • с граждан - от 500 руб. до 1000 руб.

1 января 2015 года

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

(новая статья 8.46 КоАП РФ)

Штраф:

  • с организаций и предпринимателей - от 30 000 руб. до 100 000 руб.
  • с должностных лиц - от 5000 руб. до 20 000 руб.

1 января 2015 года

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения

(новая статья 8.47 КоАП РФ)

Штраф:

  • с организаций и предпринимателей - от 50 000 руб. до 100 000 руб.
  • с должностных лиц - от 4000 руб. до 10 000 руб.

1 января 2019 года


Дополнены случаи для уплаты госпошлины

Перечень случаев получения разрешительных документов, при которых необходимо уплатить госпошлину, с 1 января 2019 года будет расширен. Соответствующие изменения внесены в статью 333.33 НК РФ.

Обязанность внести госпошлину установлена за:

  • выдачу разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух - 2 000 руб.;
  • выдачу разрешения на сброс радиоактивных веществ в окружающую среду - 2 000 руб.;
  • выдачу, продление, переоформление, пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений - 6 000 руб.

Формирование и отправка отчетности в Росприроднадзор из «1С:Бухгалтерии 8»

Пользователи «1С:Бухгалтерии» могут выгрузить и отправить в электронном виде отчетность в Росприроднадзор непосредственно из программы с помощью сервиса 1С-Отчетность.

Для программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 такая возможность реализована начиная с версии 3.0.31.14 (см. рис. 1).

Подробнее о том, как заполнить Расчет в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 и отправить его через 1С-Отчетность, читайте на сайте http://buh.ru/articles/ documents/35487/.

ris_11.gif

Рис. 1. Формирование и отправка в Росприроднадзор «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Комментарии 0

1С-Отчетность 1С-Такском 1С:275ФЗ 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Договорчики 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Линк 1С:Мобильная касса 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-НДФЛ 4-ФСС 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит база 1с база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские бланки бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров вексель взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С внереализационные доходы водный налог возврат товаров восстановление НДС входной НДС выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты иностранным организациям выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственные и муниципальные закупки гражданин гражданско-правовой договор графики работы грузоперевозки двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия договор ГПХ договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог ИАС Консалтинг.Стандарт изменения изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2011 изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты имущественные налоги интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость камеральная проверка КАСКО кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР классификация ОС классификация отходов ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ командировочные расходы компенсация за досрочное увольнение компенсация за отпуск конгресс конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор круглая печать крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг ликвидация организации лицензирование личный кабинет налогоплательщика льготы по НДС малый бизнес маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий материальная выгода материальная помощь материнский капитал местные налоги метод начисления миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налог с продаж налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговый агент налоговый агент по НДФЛ налоговый мониторинг налоговый учет налогоплательщик НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ по договору ГПХ НДФЛ с экономии на процентах негативное воздействие на окружающую среду недостача незавершенное строительство некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты нефинансовые активы НИОКР НК РФ НМА новости новые декларации нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обеспечительный платеж обзор обновление КЛАДР обособленное подразделение обучение 1с обязанность работника уплачивать НДФЛ обязательное социальное страхование обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ ОСАГО освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росприроднадзор отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда паспорт сделки патентная система ПБУ 1 ПБУ 15 ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 ПБУ 24 ПБУ 8 пени первичные документы переделы учет переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала повышение ставок подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ пособие по беременности и родам пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика предельный доход для применения УСН представительские расходы представление документов приказ Минфина проверка ИНН/КПП производственный календарь простое товарищество проф. Пятов профессиональные вычеты псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на оплату труда расходы на рекламу расходы организации расходы упрощенца расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация решения 1с росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены сведения о размещении заказа свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель смена юридического адреса совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда списание материалов средний заработок средняя численность работников ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты статистика статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ПФР страховые взносы в ФСС страховые взносы для ИП страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов удержание НДФЛ УКД универсальный корректировочный документ УПД управление финансами управленческий учет 1с упрощеные способы ведения бухучета УСН уставный капитал уступка требования уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в строительстве учет в тсж учет дивидендов учет доходов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет материальных затрат учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет прав на результаты интеллектуальной деятельности учет премий учет расходов при УСН учет расходов при хищении учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет факторинговых операций учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС фиксированные страховые взносы финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма декларации форма СЗВ-М формы документов ФСС цессия ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт электронная отчетность электронная подпись электронные деньги электронные счета-фактуры электронный документооборот энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры