Об учете затрат, связанных с остановкой и закрытием производства, а также о порядке выбытия основных средств в данной ситуации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Синельникова и Сергей Родюшкин.

Организация планирует остановить и закрыть действующее производство, при этом до полной ликвидации будет начисляться заработная плата персоналу и будут производиться соответствующие отчисления с нее, также будут расходы по содержанию зданий (тепло, электроэнергия и прочее) и другие расходы, связанные с выводом производства из эксплуатации. Кроме того, в связи с ликвидацией производства происходит списание недоамортизированного производственного оборудования. Каков порядок отражения и признания перечисленных расходов в бухгалтерском и налоговом (налог на прибыль) учете?

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

Датой осуществления внереализационных расходов признается дата предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, при списании (ликвидации) не полностью самортизированного имущества в налоговом учете налогоплательщика образуются не убытки, а внереализационные расходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства (письмо Минфина России от 11.09.2009 № 03-05-05-01/55; смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2010 № А27-6662/2009).

Таким образом, затраты при списании оборудования могут учитываться в составе внереализационных расходов.

При этом, если работы по ликвидации длятся больше одного месяца, в течение этого периода налогоплательщик должен по-прежнему начислять амортизацию по ликвидируемому имуществу исходя из его полной стоимости (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Отметим, что Минфин России допускает, что в период отсутствия производства (период простоя) затраты налогоплательщика, относимые к прямым расходам (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), могут учитываться в составе внереализационных расходов (смотрите письмо Минфина России от 04.04.2011 № 03-03-06/1/206).

Следует также иметь в виду, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, полагаем, что затраты, связанные с остановкой и закрытием производства (включая заработную плату работников, амортизационные отчисления, коммунальные услуги) и фактически понесенные в ходе ликвидации оборудования, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

 

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации в связи с ликвидацией производства происходит выбытие основных средств.

Порядок выбытия основных средств регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

В состав расходов включаются остаточная стоимость основного средства, а также затраты на его демонтаж, транспортировку, упаковку и т.п.

Пункт 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) предусматривает, что расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 по общему правилу расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

Поскольку в рассматриваемой ситуации продукция уже не производится, расходы в виде заработной платы персоналу, амортизационных отчислений, коммунальных платежей, затрат по ликвидации оборудования и прочее не связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг. Соответственно, они также не формируют стоимость незавершенного производства и на затратных счетах не учитываются.

Следовательно, в силу п.п. 11, 12 ПБУ 10/99 такие расходы учитываются в составе прочих и отражаются на счете 91, субсчет "Прочие расходы".

 

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Комментарии