Рассмотрим ситуацию на примере из практики, который содержался в письме посетителя нашего сайта:
Юридическому лицу отказано в регистрации изменений в учредительных документах (на заявлении подпись заявителя не заверена нотариусом). Нужно ли второй раз платить государственную пошлину при повторном обращении в ИМНС с исправлением допущенного нарушения?
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" устанавливает требования к порядку оформления документов, представляемых при государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица.
При государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации по форме № Р13001 (Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439). Согласно п.1 ст.9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена;
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина за регистрацию изменений составляет 2000 руб. (п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 "О государственной пошлине").
Случаи, когда регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации изменений, исчерпывающе перечислены в законе. Основанием к отказу в государственной регистрации юридического лица является:
- непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Однако нарушение обязательных требований к порядку оформления документов, в том числе отсутствие нотариального удостоверения подписи заявителя на заявлении, не названо среди оснований к отказу в регистрации.
Тем не менее, на практике такое нарушение рассматривается регистрирующими органами как непредставление необходимых для государственной регистрации документов и влечет отказ в регистрации. Вместе с тем решение об отказе в государственной регистрации должно обязательно содержать предусмотренные законом основания отказа и составляться по утвержденной форме № Р50001 (Приложение № 14 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439).
В случае получения отказа заявитель может либо снова подать все необходимые документы на государственную регистрацию, повторно уплатив государственную пошлину, либо, в случае несогласия с отказом в регистрации, обжаловать такой отказ в судебном порядке в соответствии с п.5 ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Справка "Консалтинг. Стандарт"
Более подробно с вопросами, связанными с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, их государственной регистрацией, Вы сможете ознакомиться в системе "Консалтинг. Стандарт", где этой теме посвящен раздел "Внесение изменений и дополнений в учредительные документы".
На вопрос отвечала Ткаченко Екатерина, руководитель отдела корпоративного права "Консалтинг. Стандарт".