На данный момент федеральное законодательство не содержит специального нормативного документа, в котором было бы прописано, какой должна быть форма оттиска, что на нем следует указывать, сколько организация может завести печатей и надо ли их регистрировать.

В общих положениях ГК РФ (глава 4) о юридическом лице печать вообще не упомянута в качестве одного из его обязательных реквизитов.

Вывод о необходимости ее наличия косвенно следует из других норм гражданского законодательства (п. 5 ст. 185 ГК РФ), а применительно к отдельным организационно-правовым формам - из специального законодательства. Так, в пункте 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что АО "должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения". Аналогичные нормы закреплены и в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 08.12.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Печать не включена в обязательные реквизиты первичных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Из этого следует, что первичные документы будут недействительны без печати только в том случае, если она предусмотрена специальными требованиями.

Товарная накладная по форме ТОРГ-12, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998. № 132, содержит пометку "МП". То есть предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя) и организации отпустившей груз.

При этом еще раз отмечаем, что количество печатей, принадлежащих одному лицу, законом не ограничено. Также не запрещается наносить на печать и более полную информацию об организации.

Таким образом, если печать организации, проставляемая на товарной накладной, соответствует перечисленным требованиям законодательства о порядке ее оформления, т.е. содержит полное наименование организации и указание на место ее нахождения, то даже, если при этом на печати будет нанесена дополнительная информация, например, "Для финансовых документов", применение ее для отгрузочных документов вполне обоснованно.

В соответствии со статьей 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика. Однако не стоит забывать, что в результате возникновения противоречия с налоговыми органами налогоплательщикам нередко приходится доказывать свое право и отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

В этой связи во избежание возможных разногласий особо осторожные налогоплательщики могут воспользоваться правом и направить запрос в Минфин России. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ плательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

В заключении необходимо отметить, что зачастую товар получает представитель покупателя по доверенности (формы № М-2 и № М-2а). В этом случае печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится. Доверенность прикладывают к накладной, на которой делают надпись о том, что товар получен по доверенности. Сама же доверенность также является унифицированной формой документа, и проставление на ней печати предусмотрено.

На вопрос отвечала
Т.А. Ильинова, старший аудитор,
Группа компаний "Градиент Альфа"
(095) 710-30-65,
inform@gradient-alpha.ru

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии