Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Марина Пивоварова и Елена Королева рассматривают возможность проведения переоценки по новому объекту основных средств без внесения изменений в учетную политику организации в течение финансового года.

Возможно ли проведение коммерческой организацией переоценки основных средств, относящихся к движимому имуществу, в бухгалтерском учете, если учетной политикой предусмотрено, что переоценке подлежат только основные средства, относящиеся к недвижимому имуществу? Возможно ли изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета в середине года?

Согласно п.п. 7 и 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) основные средства (ОС) принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

В соответствии с абзацем вторым п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости ОС допускается, в частности, в случае их переоценки.

Как разъясняется в п. 41 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

Переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости (при проведении переоценки впервые) или текущей (восстановительной) стоимости (при последующих переоценках) и суммы амортизации, начисленной за все время его использования (абзац третий п. 15 ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

Решение о проведении переоценки основных средств отражается организацией в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129) организации самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Основными нормативными актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, являются Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (далее - ПБУ), утверждаемые Минфином России и обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ (п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Закона N 129-ФЗ и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008).

При этом согласно п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая учетная политика организации применяется последовательно из года в год. Изменить ее можно только в трех случаях, указанных в п. 10 ПБУ 1/2008:

- внесения поправок в законодательные или нормативные акты по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий деятельности организации. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

При этом на основании п. 11 и п. 9 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики должно быть обоснованным и должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Следует отметить, что не считалось бы изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

Другими словами, не будет считаться изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета при появлении в организации новых объектов бухгалтерского учета, осуществлении ею новых видов деятельности, отражении впервые возникших событий и прочее. В этом случае организация разрабатывает способ ведения учета таких операций, оформив его соответствующим дополнением к учетной политике, и применяет его с момента возникновения таких обстоятельств.

Однако в рассматриваемой ситуации операции с переоценкой, в части недвижимого имущества, осуществлялись и ранее - решено лишь применять переоценку к ОС, относящимся к движимому имуществу.

То есть факты указанной хозяйственной деятельности осуществлялись в организации и раньше. Следовательно, применение переоценки ОС, относящихся к движимому имуществу, признается изменением учетной политики и может применяться только с начала следующего финансового года. При этом такое изменение должно проводиться на основании соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа руководителя).

Таким образом, коммерческая организация обязана проводить переоценку объекта ОС лишь в том случае, если ранее она приняла решение о переоценке этого объекта. Иных оснований для обязательной переоценки объектов ОС законодательство не предусматривает.

Отметим, что переоценка ОС, относящихся к движимому имуществу, в середине года повлекшая за собой искажение финансовой отчетности более чем на 10%, может привести к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается, в частности, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Однако следует учесть, что если в организации ответственность за правильное ведение бухгалтерского учета возложена на главного бухгалтера, то оштрафовать по ст. 15.11 КоАП РФ могут только его.

Дело в том, что наложить указанный штраф на руководителя организации за нарушение правил ведения бухгалтерского учета нельзя, на что указал и Верховный Суд РФ в своем постановлении от 09.06.2006 N 77-АД06-2, основываясь на ст.ст. 6 и 7 Закона N 129-ФЗ.

Кроме того, необходимо учесть, что указанные в ст. 15.11 КоАП РФ санкции можно применить только в течение двух месяцев с момента предоставления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), поскольку данное нарушение не является длящимся и поэтому сроки вынесения постановления по делу об административном правонарушении начинают течь не с момента обнаружения нарушения, а с момента предоставления некорректной отчетности (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Подводя итоги, подчеркнем, что организация не может изменить свою учетную политику в отношении переоценки ОС, относящихся к движимому имуществу, в середине года, так как это является нарушением требований ПБУ 1/2008.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии