Изменения 2009 года в порядке исчисления налога на прибыль
Среди летнего "пакета" законопроектов наименее значительные изменения затронули главу 25 НК РФ. Ряд новшеств, внесенных Федеральными законами от 19.07.2009 № 202-ФЗ и от 24.07.2009 № 213-ФЗ, связан с отменой единого социального налога, а другие создают дополнительные "антикризисные" условия для ведения бизнеса. Что же оказалось в центре внимания у законодателей по налогу на прибыль? Об этом читайте в предлагаемой статье И.А. Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения.

Содержание

Напомним, что на 2009 год приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ, предусматривающего ограничение по учету предельной величины процентов, признаваемых расходом в целях налогообложения, в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Статьей 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ на период до 31 декабря 2009 были предусмотрены более "льготные" ограничения в отношении данного вида расходов:

  • по рублевым кредитам - расчет производится исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза;
  • по заемным средствам в иностранной валюте ограничения составляют 22 %.

Однако формулировка, предусмотренная рассматриваемой нормой закона, вызвала вопрос: "Может ли организация применять данные предельные ограничения в отношении процентов по полученному кредиту, если у организации есть иные долговые обязательства, которые можно признать выданными на сопоставимых условиях?".

Указанный пробел был устранен статьей 4 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ. Рассматриваемая норма практически дублирует статью 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, за исключением дополнительно появившегося словосочетания "а также по выбору налогоплательщика". Именно данная фраза позволяет сделать вывод, что налогоплательщик имеет право на применение порядка расчетов процентов по кредиту для целей исчисления налога на прибыль исходя из установленных предельных значений. Статья 4 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ действовала до 31 июля 2009 года включительно и распространялась на отношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.

Начиная с 1 августа 2009 года и до конца текущего года, действует статья 5 данного Федерального закона. Данная статья позволяет учитывать в составе расходов затраты на уплату процентов исходя из предельной величины, определяемой как ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 2 раза, при этом порядок учета процентов по кредитам в иностранной валюте остался без изменений и действует до конца года.

Учет процентов по долговым обязательствам

Напомним, что на 2009 год приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 НК РФ, предусматривающего ограничение по учету предельной величины процентов, признаваемых расходом в целях налогообложения, в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Статьей 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ на период до 31 декабря 2009 были предусмотрены более "льготные" ограничения в отношении данного вида расходов:

  • по рублевым кредитам - расчет производится исходя из ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза;
  • по заемным средствам в иностранной валюте ограничения составляют 22 %.

Однако формулировка, предусмотренная рассматриваемой нормой закона, вызвала вопрос: "Может ли организация применять данные предельные ограничения в отношении процентов по полученному кредиту, если у организации есть иные долговые обязательства, которые можно признать выданными на сопоставимых условиях?".

Указанный пробел был устранен статьей 4 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ. Рассматриваемая норма практически дублирует статью 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, за исключением дополнительно появившегося словосочетания "а также по выбору налогоплательщика". Именно данная фраза позволяет сделать вывод, что налогоплательщик имеет право на применение порядка расчетов процентов по кредиту для целей исчисления налога на прибыль исходя из установленных предельных значений. Статья 4 Федерального закона от 19.07.2009 № 202-ФЗ действовала до 31 июля 2009 года включительно и распространялась на отношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.

Начиная с 1 августа 2009 года и до конца текущего года, действует статья 5 данного Федерального закона. Данная статья позволяет учитывать в составе расходов затраты на уплату процентов исходя из предельной величины, определяемой как ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 2 раза, при этом порядок учета процентов по кредитам в иностранной валюте остался без изменений и действует до конца года.

Расходы на страхование

Изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ, затронули и вопросы страхования. В последнее десятилетие все чаще возникает необходимость страхования не только имущества, но и рисков, связанных с осуществление той или иной деятельности. При этом организации зачастую страхуя свои риски не имеют возможности признать понесенные затраты в целях налогообложения. Дело в том, что пункт 6 статьи 270 НК РФ содержит запрет на учет расходов на иные виды добровольного страхования, за исключением тех, которые предусмотрены статьями 255, 263 и 291 НК РФ. При этом перечень видов имущественного страхования, содержащийся в статье 263 НК РФ, является закрытым, что нередко является причиной отказа от страхования возможных рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный перечень уже был расширен с 1 января 2009 года, теперь появилось новое дополнение, которое заинтересует банковские учреждения.

Согласно внесенным изменениям предусмотрена возможность учета расходов на "добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных (эмитированных) налогоплательщиком, в случае возникновения убытков страхователя в результате проведения третьими лицами операций с использованием поддельных, утерянных или украденных у держателей банковских карт, списания денежных средств на основании подделанных слипов или квитанций электронного терминала, подтверждающих проведение операций держателем банковской карты, проведения иных незаконных операций с банковскими картами".

Расходы на оплату труда

Новации, внесенные в части расходов на оплату труда Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, крайне противоречивы. С одной стороны, новая редакция абзаца девятого пункта 16 статьи 255 НК РФ предусматривает возможность учета затрат на медицинское обеспечение работников, не только в части взносов по договорам добровольного личного страхования работников, но и расходов работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Такое новшество хочется оценить как крайне позитивное, поскольку не все организации имеют возможность заключать договоры добровольного личного страхования работников со страховыми организациями в связи со значительным размером затрачиваемых средств. В данном же случае организация может напрямую заключить договор с одной или несколькими медицинскими организациями по своему выбору на медицинское обслуживание работников. При этом перечень услуг организация сможет определить исходя из потребностей работников и своих финансовых возможностей. Несомненно, что понесенные расходы в данном случае будут значительно меньше и можно предположить, что организации воспользуются такой возможностью для обеспечения здоровья своих сотрудников.

Гораздо более спорно выглядит исключение из статьи 255 НК РФ пункта 15, который в настоящее время предусматривает возможность учета в составе затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли, расходов на доплату до фактического заработка пособия в случае временной утраты трудоспособности, сверх размеров, установленных законодательством РФ. Стоит отметить, что изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, в ряд законодательных актов не предусматривают возможность работодателей осуществлять такую доплату в качестве "больничного", что вызывает вполне закономерный вопрос: "А если работодатель готов доплачивать работникам до фактического заработка, то он не вправе так поступать?" Каков будет ответ на данный вопрос - покажет время.

Расходы на приобретение электронно-вычислительной техники

Пунктом 6 статьи 259 НК РФ предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право признавать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в качестве материальных расходов, а не начислять амортизацию по данным объектам.

Ранее правила отнесения организаций к указанной сфере деятельности определялись пунктами 7 и 8 статьи 241 главы 24 НК РФ.

Однако, как известно, с 1 января 2010 года данная статья утратит силу, в связи с чем положения данных пунктов перенесены в пункт 6 статьи 259 НК РФ.

Напомним, что для отнесения к категории организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, необходимо выполнять следующие условия:

1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758);

2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70 %;

3) среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

Перечисленные выше условия являются едиными как для действующих, так и вновь создаваемых организаций.

Порядок определения доли доходов от покупателей - иностранных лиц изменений также не претерпел.

Стоит дополнительно обратить внимание, что до 1 января 2010 года среднесписочная численность для "существующих" организаций определялась по итогам работы за девять месяцев предшествующего года, а не по итогам работы за отчетный (налоговый) период, как предусмотрено положениями пункта 6 статьи 259 НК РФ в новой редакции.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии