В конце этого года - начале следующего российские предприятия ожидают перемены, существенно затрагивающие их работу: повсеместный переход на новый План счетов и введение в действие главы 25 Налогового кодекса РФ. Вопросы поддержки бухгалтеров при переходе на новые условия учета стали основной темой совещания партнеров фирмы "1С", состоявшегося 1 и 2 декабря в Центральном военном доме отдыха "Подмосковье".

Согласно решению Минфина РФ в России в течение 2001 года параллельно использовались как старый, так и новый Планы счетов бухгалтерского учета.

Фирма "1С" выполнила взятые на себя год назад обязательства - своевременно выпустила редакции своих основных экономических программ с новым Планом счетов и в то же время весь 2001 год поддерживала варианты программ для старого Плана счетов, в которых также были отражены требования части II НК РФ. По оценкам фирмы "1С" на новый План счетов перешло пока что около 14 % организаций, многие из которых - вновь образованные юридические лица.

Наличие этого авангарда пользователей позволило в течение года хорошо обкатать учетные решения. Это позволяет рассчитывать, что у оставшихся 86% пользователей, которым предстоит с 1 января 2002 года переходить на новый План счетов в обязательном порядке, особых проблем не возникнет. На совещании партнеров подробно ознакомили с возможностями новых редакций типовых конфигураций "1С:Предприятия", технологиями и методиками переноса в них учетных данных предыдущих периодов.

В этом году наиболее острая проблема - 25-я глава Налогового кодекса РФ. После ее вступления в силу с 1 января 2002 года налоговый учет окончательно разойдется с бухгалтерским. Согласно этой главе налоговый учет требуется вести от первичных документов, а не по данным бухгалтерского учета. Это означает, что бухгалтерам придется ежедневно регистрировать все хозяйственные операции дважды: и в бухгалтерском, и в налоговом учете, и не всегда - одинаковым образом. В этих условиях только автоматизация учета позволит избежать двойного увеличения трудоемкости.

Согласно главе 25 Налогового кодекса в налоговом учете нет плана счетов - он ведется в соответствии с системой налоговых регистров, и предприятия сами определяют, как вести эти регистры. Но на большинстве предприятий, особенно на небольших, учетные службы вряд ли смогут самостоятельно разработать систему налогового учета: для этого может не оказаться специалистов достаточной квалификации, опыта, наконец, просто рабочего времени. В связи с этим фирма "1С" считает необходимым предоставить пользователям готовые учетные решения и методические рекомендации. Возможности "1С:Предприятия" позволяют реализовать требования Налогового кодекса без особых технических проблем. В настоящее время специалисты фирмы "1С" в тесном сотрудничестве со специалистами департамента налогообложения прибыли МНС России ведут большой объем методической работы, которая осложняется отсутствием практики ведения такого учета и тем, что до сих пор нет окончательного варианта декларации по налогу на прибыль.

На совещании партнеров ознакомили с новой редакцией 4.2 типовой конфигурации "1С:Бухгалтерии 7.7", обеспечивающей ведение базовых  регистров налогового учета. При этом каждая хозяйственная операция автоматически регистрируется и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому объем работы по вводу первичной информации практически не возрастет. При переходе на редакцию 4.2 с предыдущей редакции 4.0 обеспечивается полное сохранение данных, введенных в течение 2001 года. Новая редакция уже включена в комплект поставки "1С:Бухгалтерии 7.7" и опубликована на декабрьском выпуске диска ИТС.

Зарегистрированные пользователи могут получить ее у официальных партнеров или в отделе технической поддержки фирмы "1С" в обычном порядке обновления редакций типовых конфигураций.

Над остальными налоговыми регистрами сейчас продолжается работа, законченные решения, соответствующие методологической позиции налоговых органов, планируется  выпустить после опубликования поправок к Налоговому кодексу.

В ситуации, когда нормативная база по налоговому учету только формируется, особо актуален и востребован переход от разовой продажи делового программного обеспечения к постоянному индустриальному совершенствованию эксплуатируемых учетных систем.

Наличие баз данных по законодательству, справочников по проводкам для типовых хозяйственных операций и т.п., конечно, полезно, но обычному бухгалтеру, даже хорошо ориентирующемуся в законах и инструкциях, сложно самому отразить их в учете и перестроить программу в соответствии с изменениями в законодательстве. Массовый пользователь может реально руководствоваться этими нормативами, когда они уже воплощены в программах, когда противоречия в различных  инструкциях сглажены и согласованы методистами-разработчиками, и учетная система совершенствуется, настраивается на законодательные новшества "сама".

В качестве ключевого элемента индустриальной поддержки пользователей, позволяющего сделать учетные программы "живыми" и "самосовершенствующимися", фирма "1С" продолжает развивать проект регулярного информационно-технологического сопровождения (ИТС). На компакт-диске ежемесячно публикуются все обновления программ, форм отчетности, и подписчику такого диска достаточно их установить, чтобы подстроить работающую учетную систему под очередные изменения законодательства, а заодно прочитать на этом же диске методические рекомендации по ведению учета.

Бухгалтерам в начале года предстоит большая работа - необходимо будет осваивать новые методики и операции, изучать новые учетные решения, готовить процедуру перехода  на новые условия учета на своих предприятиях.

Изменения в методологии учета весьма значительны, и переход на новые редакции программ, поддерживающие новый План счетов, - процедура более сложная, чем обычное обновление релиза конфигурации. Для переноса данных в новые редакции типовых учетных решений фирмы "1С" разработаны методики и конверторы данных для переноса справочников, остатков по счетам и др.

Поэтому организации, использующие типовые учетные решения без изменений, во многих случаях смогут выполнить работы по переводу на новые условия учета силами тех же специалистов, которые повседневно эксплуатируют и сопровождают "1С:Предприятие". Если же используемая конфигурация "1С:Предприятия" существенно переработана, возникает необходимость адаптации методики переноса, для чего требуется участие специалиста достаточно высокой квалификации. Те предприятия, у которых в штате нет таких профессионалов, будут обращаться к услугам внедренцев-франчайзи "1С". Предприятий в стране сотни тысяч, средняя трудоемкость перевода на новый План счетов - порядка восьми человеко-часов (возможно и больше). А переходить всем надо одновременно, в начале 2002 года. Поэтому на совещании большое внимание было уделено организационным и методическим особенностям поддержки пользователей в этих условиях. В целях такой поддержки фирма "1С" совместно с предприятиями сети "1С:Франчайзинг" разворачивает специальную программу "Переход 2002". Партнеры, участвующие в этой программе, предоставляют зарегистрированным пользователям экономических программ "1С" следующие услуги:

- бесплатные консультации по вопросам перевода автоматизации учета на новый План счетов и ведения учета согласно главе 25 НК - по специально выделенному телефону "горячей линии" или у себя в офисе;

- обновления (релизы) ранее приобретенных программ - бесплатно для относительно простых версий или в рамках сопровождения ИТС для более сложных поставок "1С:Предприятия", бесплатная передача обновлений осуществляется в офисе партнера, а установка новой версии по договору ИТС выполняется с выездом к заказчику;

- перенос данных в новую версию и работы на выезде на платной основе.

В своих выступлениях партнеры, участвовавшие ранее в программе "Переход 2001" по переводу пользователей на новый План счетов в начале 2001 года, обменялись полученным опытом организации, планирования и проведения таких работ. Несмотря на то, что объем и методологическая сложность работ, предстоящих сейчас, будет значительно больше, чем год назад, фирма "1С" рассчитывает, что мощности франчайзинговой сети хватит для того, чтобы оказать поддержку всем своим пользователям - сейчас в сеть "1С:Франчайзинг" входит более 1900 организаций со средней численностью порядка 30 человек.

Одним из основных мероприятий методологической поддержки бухгалтеров в рамках перехода к новому Плану счетов и приведения учета в соответствие с требованиями главы 25 Налогового кодекса, станет очередной Единый семинар, который более 200 партнеров фирмы "1С" проведут одновременно 18 декабря 2001 года более чем в 100 городах. В Москве в рамках Единого семинара фирма "1С" совместно с Международным еженедельником "Финансовая газета" организуют традиционный "День бухгалтерии" во Дворце спорта "Лужники". Огромный зал Дворца спорта выбран местом проведения из-за того, что освещаемые в рамках "Дня бухгалтерии" вопросы будут наверняка интересны очень многим бухгалтерам. При этом информацию бухгалтеры будут получать из первых рук:

- о том, как учтены изменения в законодательстве в экономических программах "1С", расскажут ведущие программисты и методисты фирмы "1С";

- о переходе на новый План счетов планируется выступление главного разработчика этого документа - руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева;

- о новом для бухгалтеров налоговом учете подробно расскажут руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганян и начальник отдела этого департамента О.Г. Лапина, которые непосредственно работают над методологией налогового учета в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Фирма "1С" рассчитывает, что выпускаемые решения по автоматизации учета и скоординированные усилия партнеров-франчайзи позволят бухгалтерам успешно решить непростые задачи, ожидающие их в начале 2002 года.

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии