Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Новые правила для конкурентов и монополистов

23.10.2002

Президент РФ подписал недавно Федеральный закон от 09.10.2002 № 122-ФЗ, который внес изменения в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В основной своей массе поправки, содержащиеся в указанном законе, носят технический и уточняющий характер. Однако есть несколько существенных изменений, на которые следует обратить внимание.

Прежде всего, отметим произошедшее расширение видов правоотношений, на которые теперь распространяются положения указанного закона. Так, теперь данный закон во всех случаях распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, тогда как раньше его положения распространялись них только когда соглашения, связанные с использованием объектов исключительных прав, были направлены на ограничение конкуренции. Также теперь указанный закон в полном объеме подлежит распространению и отношения, возникающие на рынке ценных бумаг. Напомним, ранее он распространялся на указанные отношения только в случаях, когда, складывающиеся на рынках ценных бумаг отношения оказывали влияние на конкуренцию на товарных рынках.

Введены нормы, касающиеся антимонопольных требований к проведению конкурсов. Так, закреплен перечень действий, осуществление которых при проведении конкурса не допускается. К таким действиям относятся создание преимущественных условий участия в конкурсе, осуществление организатором конкурса действий, которые могут привести к ограничению конкуренции между участниками конкурса и необоснованное ограничение к участию в конкурсе. Нарушение этих правил будет являться основанием для признания в судебном порядке такого конкурса недействительным. Отметим, что ранее данный вопрос (вопрос об антимонопольных требованиях к проведению конкурсов) Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" не регулировался. Изменениям подвергся перечень вопросов, по которым антимонопольный орган вправе принимать предписания в отношении хозяйствующих субъектов. Напомним, что ранее антимонопольный орган имел право давать хозяйствующим субъектам предписания общего характера о прекращении нарушений антимонопольного законодательства либо об устранении их последствий, а также о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Кроме этого, выдача хозяйствующим субъектам предписаний могла производиться по более конкретным вопросам: о расторжении либо изменении условий договоров, которые противоречат антимонопольному законодательству, восстановлении первоначального положения, разделении либо выделении в принудительном порядке хозяйствующих субъектов, заключении договора с другим хозяйствующим субъектом. Теперь к упомянутым предписаниям прибавились еще три, в частности, об изменении или ограничении использования фирменного наименования, выполнении экономических, технических, информационных и иных требований, направленных на предупреждение создания дискриминационных условий и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Перечень вопросов, по которым антимонопольный орган вправе давать предписания в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, также подвергся изменениям. Если раньше в перечень выдаваемых антимонопольными органами предписаний включались предписания об отмене либо изменении принятых актов, расторжении либо изменении соглашений, которые противоречат антимонопольному законодательству и о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, то теперь к ним добавилось еще одно - о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Отметим, что в соответствии с изменениями антимонопольный орган имеет право обратиться в суд с иском о признании недействительными актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Конкретизирована норма, регулирующая вопросы, связанные с доступом к информации должностных лиц антимонопольного органа. Теперь должностное лицо антимонопольного органа, посещая с проверкой какие-либо организации, обязано предъявить удостоверение и решение руководителя антимонопольного органа либо его заместителя о назначении проверки. Раньше таких требований указанный закон не содержал, что порождало на практике многочисленные злоупотребления и споры. Отметим, что теперь получения предварительного разрешения антимонопольного органа на ликвидацию (разделение) государственного либо муниципального предприятия вне зависимости от размера его активов не требуется. Норма, согласно которой антимонопольный орган контролировал ликвидацию и разделение государственных и муниципальных предприятий, стоимость активов которых превышала 50 тысяч МРОТ, исключена.

Кроме этого, изменены размеры суммарной балансовой стоимости активов организаций, при достижении которых в случае осуществления слияния либо присоединения, а также при покупке акций более 20 процентов от уставного капитала возникало обязательство обратиться в антимонопольный орган с ходатайством либо с уведомлением. Так, если раньше при слиянии (присоединении) требовалось обращаться в антимонопольный орган с ходатайством (уведомлением) только в случае, если суммарный размер активов организаций составлял более 100 тысяч МРОТ (50 тысяч МРОТ), то теперь это необходимо сделать при суммарном размере активов более 200 тысяч МРОТ (100 тысяч МРОТ) соответственно. Аналогично, если раньше при приобретении акций (долей) более 20 процентов уставного капитала организации необходимо было обращаться в антимонопольный орган с ходатайством, в случае, когда сумма активов организаций составляла более 100 тысяч МРОТ, и с уведомлением - когда сумма более 50 тысяч МРОТ, то теперь - более 200 и 100 тысяч МРОТ соответственно. Также уточнено, что при создании организации необходимо обратиться в антимонопольный орган с уведомлением в случае, если активы учредителей организации превышают 200 тысяч МРОТ. Обращение в антимонопольный орган с ходатайством при создании организации не предусмотрено.

Значительно увеличен срок для подачи уведомления в антимонопольный орган в случаях, предусмотренных в Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", то есть при слиянии (присоединении), создании, покупке более 20 процентов акций (долей) уставного капитала организации. Ранее указанный срок составлял 15 дней, сейчас он увеличен до 45 дней.

Расширено понятие группы лиц: к прежним критериям и условиям, позволявшим отнести тех или иных лиц к группе лиц, добавлен еще один. В частности, в группу лиц подлежат включению физические лица, которые исполняют трудовые обязанности в юридическом лице, при условии, что они одновременно занимают в этом же юридическом лице либо в юридическом лице, входящим с указанным юридическим лицом в одну группу лиц, должности в совете директоров либо коллегиальном органе управления юридического лица. Причем в указанных органах юридического лица (совете директоров и/или в иных коллегиальных органах управления) указанные лица (то есть лица, работающие по трудовому договору) должны составлять более 50 процентов от количественного состава данных органов. Кроме того, в группу лиц теперь также подлежит включению физическое лицо, работающие по трудовому договору в юридическом лице, при условии, что оно одновременно занимает в этом юридическом лице либо в юридическом лице, входящим с указанным юридическим лицом в одну группу лиц, должность генерального директора (единоличного исполнительного органа).

Отметим, еще одно новшество. Теперь хозяйствующие субъекты получили право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия какого-либо заключаемого ими соглашения или осуществления ими согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства. Конечно, и ранее хозяйствующие субъекты обращались в антимонопольные органы с подобного рода запросами, но теперь указанное право регламентировано законом и определенным образом гарантировано. Например, антимонопольный орган обязан рассмотреть данный запрос хозяйствующего субъекта в течение 30 дней и принять решение о соответствии либо несоответствии соглашения (согласованных действий) требованиям антимонопольного законодательства. Данное решение антимонопольного органа будет действительно в течение 2 лет. Это означает, что в течение указанного времени хозяйствующий субъект имеет право заключить соглашение (осуществить согласованные действия), в отношении которого антимонопольный орган принял решение о соответствии требованиям антимонопольного законодательства.

О.Н. Толмачева, юрист юридической фирмы ЗАО "БФ - Юрист"

Комментарии 0

1C:Предприятие 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация антикризисные арбитражная практика аренда недвижимости аттестация рабочих мест аудит база 1с база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты возврат товаров восстановление НДС вредные условия труда вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет на лечение вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки государственный реестр гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка дебиторская задолженность декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС декларация соответствия условий труда денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доплата доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете закон о маркировке товаров занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 износ основных средств имущественные вычеты индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании ИП ИП на ЕНВД ИП на УСН ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовая книга кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ командировочные расходы компенсации работникам компенсация за отпуск компенсация за проезд конкурс консервация основных средств консолидированная группа консолидированная отчетность контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по НДС налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые риски налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС при ввозе НДС-2015 НДФЛ НДФЛ с экономии на процентах некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новости новый формат счета-фактуры нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с обязанности налогоплательщика обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг онлайн-ККТ онлайн-ккт освобождение от налогообложения освобождение от НДС освобождение от НДФЛ основные средства открытие расчетного счета отмена транспортного налога отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в Росстат отчетность организации отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 ПБУ 2 ПБУ 23 первичные документы переход на ЕНВД переход на УСН персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал площадь торгового зала повышение ставок подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в ТК РФ пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-белорусы работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет ЕНВД расчет заработной платы расчет себестоимости расчетный счет расчеты с работниками регистрация ККТ регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование Росстат РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду сельскохозяйственный товаропроизводитель снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандартный налоговый вычет стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в ФСС судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура табель учета рабочего времени такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовая пенсия трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов универсальный корректировочный документ УПД уплата госпошлины уплата налогов управленческий учет 1с УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в торговле учет дивидендов учет доходов при УСН учет запасов учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет реализации учет скидок учет спецодежды учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ фонд оплаты труда форма СЗВ-М формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экономия на процентах экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции экспортные операции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры