Ломбарды, лизинговые компании, организации, проводящие игры и лотереи, а также организации, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и камнями, должны в 30-дневный срок встать на учет в Комитетe РФ по финансовому мониторингу.

Такой вывод следует из утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 Положения о постановке на учет в Комитетe Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

"Финансовая разведка", как иначе называют Комитет РФ по финансовому мониторингу, была создана в 2001 году в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Именно этот орган должен принимать меры по противодействию такому отмыванию. Помимо этого органа некоторые функции по борьбе с легализацией незаконно полученных средств несут другие надзорные органы (например, Центробанк РФ, ФКЦБ России и др.) - каждый в своей сфере. Однако среди тех организаций, которые осуществляют указанные в законе операции с денежными средствами и другим имуществом и должны участвовать в финансовом контроле, есть и те, в сфере деятельности которых отсутствуют упомянутые выше надзорные органы. Именно они и должны встать на учет в КФМ России: эта их обязанность вытекает из положения п. 9 ст. 7 закона.

К числу таких организаций, согласно постановлению № 28, относятся следующие:

  1. лизинговые компании;
  2. ломбарды;
  3. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;
  4. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий.

Особый интерес вызывает выделенное нами положение. Ведь если число ломбардов, ювелирных магазинов или лизинговых компаний ограничено, то различные игры проводит чуть ли не каждая реально действующая и работающая с клиентами российская компания. Но в данном случае речь, конечно, идет не об обычных розыгрышах призов, проводимых среди клиентов или потенциальных клиентов компаний, например, на выставках. Такие розыгрыши обычно проводятся без формирования призового фонда из поступающих от участников средств и оформляются просто как маркетинговые акции. А вот проведение лотерей и игр, связанных со сбором денег с участников, подлежит лицензированию и требует оформления массы документов и разрешений (см., например, Закон г. Москвы от 28.04.1999 № 18 "О проведении лотерей и регулировании лотерейной деятельности в Москве"). Организации, проводящие такие лотереи, и должны встать на учет в КФМ.

Постановка на учет указанных организаций осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования упомянутого Положения, а вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Для постановки на учет организация представляет в КФМ следующие документы:

  • заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
  • карта постановки на учет по форме, утвержденной КФМ (интересно, что на момент публикации этой новости такая форма еще не утверждена в установленном порядке).

В заключение обратимся к вопросу об ответственности за непостановку поименованных в постановлении организаций на учет в КФМ. Интересно, что в данном случае применить ответственность, предусмотренную статьей 15.27 нового КоАП РФ (штраф на должностных лиц в размере от 100 до 200 МРОТ, а на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ), нельзя. Ведь там речь идет только о нарушениях законодательства об отмывании денег "в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля". Очевидно, что непостановка на учет в КФМ ни под один из этих признаков не подпадает.

Контролирующим органам остается только воспользоваться статьей 13 закона № 115-ФЗ, который говорит о том, что несоблюдение требований, предусмотренных статьей 7 этого закона (требование о постановке на учет содержится в п. 9 этой статьи), может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Напомним, что законодательство РФ о лицензировании (в частности, Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") предусматривает судебный порядок отзыва или аннулирования лицензии. Так что в любом случае такие действия будут предприниматься контролирующими органами только через суд.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии