Минфин России в письме от 10.05.2006 № 03-03-04/2/138 разъяснил, как учесть некоторые виды расходов, связанных с командировками сотрудников.

Специалисты "Консалтинг. Стандарт" проанализировали выводы Минфина России в еженедельном Аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики "Консалтинг. Стандарт" (о системе "Консалтинг. Стандарт" читайте здесь).

В названном письме разъясняется, что расходы по обязательному страхованию жизни сотрудников, направляемых в командировку по территории РФ и за границу, учитываются в составе прочих расходов организации, связанных с производством и реализацией, при наличии документов, подтверждающих понесенные расходы.

При добровольном страховании пассажиров от несчастных случаев, оформленном отдельным страховым полисом, являющимся приложением к билету, такие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку статья 263 НК РФ не содержит такого вида страхования.

Напоминаем, что такой же позиции придерживаются и налоговые органы (например, письмо УМНС по г. Москве от 06.06.2002 № 28-11/26183).

Рассуждение чиновников строится следующим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 270 НК РФ расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в статьях 255 и 263 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения. Взносы на добровольное страхование пассажиров транспорта от несчастных случаев в данных статьях не указаны.

Следовательно, расходы по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев на транспорте, возмещаемые организацией командированному работнику, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Однако, по мнению некоторых экспертов, организация вправе учесть подобные расходы в налоговом учете в составе расходов на оплату труда. Правда, в пределах норм.

Дело в том, что согласно пункту 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

В случаях добровольного страхования указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Указанные взносы включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника.

Что касается расходов по найму такси для проезда командированного сотрудника до аэропорта, а также из аэропорта до гостиницы в месте назначения как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, то такие расходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Напоминаем, что аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы.

Как поясняют представители налоговых органов, оплачивать проезд командированного работника на такси должен он сам за счет суточных, которые учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах установленных норм.

Кроме того, неправомерным с точки зрения налоговой инспекции является принятие к учету расходов по оплате услуг транспортно-экспедиторской компании, осуществляющей доставку работников в аэропорт. Аргументируют свою позицию проверяющие тем, что транспорт транспортно-экспедиторской компании не относится к транспорту общего пользования, следовательно, расходы по оплате этих услуг не могут быть отнесены к расходам на командировки.

В данном случае проверяющие исходят из того, что в соответствии с пунктом 12 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 "О служебных командировках в пределах СССР" командированному работнику возмещаются расходы в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования.

Мы считаем, что с такой позицией проверяющих можно поспорить.

Ведь подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ не оговаривает, что проезд командированных работников должен осуществляться транспортом общего пользования. Условиями, при выполнении которых расходы на проезд командированных работников учитываются в целях налогообложения прибыли, являются экономическая обоснованность расходов и их документальное подтверждение (ст. 252 НК РФ).

Таким образом, с нашей точки зрения, если организация докажет экономическую обоснованность расходов на проезд командированного работника на такси, а также предоставит надлежащим образом оформленные документы на такой проезд, то эти расходы можно учесть в составе командировочных расходов.

К такому же выводу пришел, например, и ФАС Волго-Вятского округа (Постановление от 04.04.2005 № А29-1590/2004а).

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии