Финансовое ведомство выпустило Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год (приведены в письме Минфина России от 29.01.2009 № 07-02-18/1, далее - Рекомендации). Появление Рекомендаций финансисты обосновали необходимостью обратить внимание аудиторов на рост аудиторских рисков при проведении аудита годовой отчетности-2008. Рост рисков, в свою очередь, связан с тем, что "…имевшие место в 2008 году события на финансовом рынке, а также текущая экономическая ситуация оказали или могут оказать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность организаций…". Поэтому неудивительно, что Рекомендации содержат достаточно много разъяснений, актуальных как для аудиторов, так и для всех организаций (включая те, которые не будут проводить инициативный или обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2008 год).

Так, в разделе "Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности" приведен перечень вопросов, которые финансовое ведомство считает особо актуальными при проведении аудита отчетности-2008 (а значит, на них следует обратить внимание и организациям при формировании своей отчетности).

Определение величины ОНА и ОНО при изменении ставки налога на прибыль (соответствующие рекомендации Минфина России в этой части подробно освещены здесь).

Выполнение требования осмотрительности. Организации перед составлением годовой отчетности обязательно должны провести проверку имеющихся финансовых вложений и нематериальных активов на обесценение и при необходимости образовать соответствующие резервы.

При этом Минфином России обращено внимание и на резервирование под снижение стоимости материально-производственных запасов (оно производится в отношении материально-производственных запасов, которые морально устарели, либо полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, при этом не формируется резерв в отношении товаров, числящихся на конец отчетного года как товары отгруженные).

В части формирования резервов по сомнительным долгам обращено внимание на следующее. Если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после этой даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.

Последующая оценка финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. Порядок такой оценки совпадает с изложенным в сообщении Минфина России, обнародованном в конце прошлого года.

Начисление амортизационных отчислений по реконструируемым объектам основных средств. Финансисты обратили внимание аудиторов на то, что приостановление начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств, находящимся в процессе частичной реконструкции (без полной остановки объекта либо полного прекращения его использования), не производится. При этом выделение части объекта, подлежащей реконструкции, в отдельный инвентарный объект ПБУ 6/01 не предусмотрено.

Раскрытие информации о выданных поручительствах и других видах обеспечений; о связанных сторонах; о событиях после отчетной даты.

В пояснительной записке к отчетности-2008 должны раскрываться, среди прочего, дополнительные данные о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации, в том числе, обо всех выданных до отчетной даты поручительствах и других видах обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения которых не наступили, в порядке, установленном в ПБУ 8/01.

Что касается событий после отчетной даты, то их последствия отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах, либо путем раскрытия соответствующей информации.

При составлении бухгалтерской отчетности за 2008 год организации должны руководствоваться, в том числе, ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" (утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н). Минфин России напомнил, что в соответствии с ПБУ 11/2008 перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе этого ПБУ, исходя из содержания отношений между организацией и связанной стороной с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой. Информация о связанных сторонах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций со связанными сторонами. Более подробную и полную информацию о содержании ПБУ 11/2008 можно узнать из статьи, размещенной здесь.

Обоснованность отступлений от правил бухгалтерского учета. Такие отступления допускаются российским законодательством о бухгалтерском учете, но только в случае, когда такие правила не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете). В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Составление консолидированной (сводной) финансовой отчетности. Минфин России обратил внимание, что консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112) либо в соответствии с МСФО.

Финансисты не обошли вниманием и на состав пояснительной записки к отчетности за 2008 год. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении (п. 4 ст. 13 Закона о бухучете, ПБУ 4/99).

Исходя из этого, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию любая существенная информация о фактах хозяйственной деятельности, обобщаемая в забалансовом учете. Такой информацией могут быть, например, данные о форвардных и фьючерсных сделках, операциях СВОП, РЕПО, залоговых операциях.

На сайте Минфина России размещен полный текст письма.

Комментарии