Если в процессе проверки налоговым органом в ККТ обнаружится отсутствие накопителей фискальной памяти (программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации), либо они окажутся поддельными (нештатными), то владельца ККТ привлекут к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ - такова суть разъяснений, данных Минфином России в обширном письме от 26.03.2009 № 03-01-15/3-149.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт не допускается применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти.

Согласно Положению о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470) контрольно-кассовая техника должна, в числе прочих требований:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме.

Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ)- это программно-аппаратный модуль в составе ККТ, выполняющий контроль функционирования контрольно-кассовой машины путем некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККТ платежных документах и отчетах закрытия смены, формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены, долговременного хранения зарегистрированной информации и долговременного хранения информации о каждом из проведенных с использованием ККТ денежных расчетов, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов (Технические требования к контрольно-кассовым машинам в части электронной контрольной ленты защищенной - Приложением № 6 к Протоколу ГМЭК от 27.11.2001 № 6/65-2001, Приложение № 4 к Протоколу ГМЭК от 25.06.2002 № 4/69-2002). При этом все платежные документы ККТ, отчеты закрытия смены, а также отчет об активизации электронной контрольной ленты защищенной должны:

  • завершаться строкой, содержащей номер и значение криптографического проверочного кода;
  • содержать строку с регистрационным номером активизированной ЭКЛЗ (хранится в фискальной памяти).

Криптографическая защита фискальных данных в ККТ предназначена для обнаружения несанкционированной корректировки фискальных данных при их формировании и хранении в контрольно-кассовой машине. На основе ключа ЭКЛЗ и ряда реквизитов фискального документа (итог, дата, время и т.п.) формируется криптографический проверочный код документа. Этот код распечатывается на документе, а его реквизиты и реквизиты документа регистрируются в ЭКЛЗ.

В письме сделан вывод, что наличие в ККТ штатной ЭКЛЗ, программно-аппаратные средства которой формируют криптографические проверочные коды, обеспечивает соблюдение требований Закона № 54-ФЗ к ККТ. В письме даны рекомендации налоговым органам по определению в ККТ подлинных (штатных) или поддельных (нештатных) программ и программно-аппаратных средств (в том числе по назначению соответствующей экспертизы).

Под неприменением контрольно-кассовых машин в целях применения статьи 14.5 КоАП РФ понимается использование ККТ:

  • не включенной в Государственный реестр;
  • без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • с отсутствующей или поврежденной пломбой центра технического обслуживания (ЦТО).

Из изложенного Минфин России сделал вывод, что при наличии в ККТ нештатных и (или) отсутствии штатных программно-аппаратных средств такие факты надлежит рассматривать как использование ККТ, не включенной в Госреестр, а в части отсутствия программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (ЭКЛЗ), - как использование ККТ без фискальной памяти или с фискальной памятью в нефискальном режиме. Данное нарушение признается административным наказуемым по статье 14.5 КоАП РФ.

При этом к административной ответственности за указанное нарушение может быть привлечен только владелец ККТ - организация или индивидуальный предприниматель, но никак не кассир, продавец, поставщик ККТ или обслуживающее ЦТО (Определение КС РФ от 14.12.2000 № 244-0). Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ для указанных категорий нарушителей предусмотрены следующие санкции:

  • для юридических лиц - административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей - административный штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.
Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Темы: ККТ
Ваша оценка:
Комментарии