Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Единый социальный налог и выплаты за счет чистой прибыли

09.06.2001
Единый социальный налог и выплаты за счет чистой прибыли
Недавно МНС России внесло изменения в свои рекомендации по исчислению и уплате единого социального налога. Эти изменения, в основном касаются вопросов освобождения от ЕСН выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли организации. Эти изменения комментирует Юрий Львович Донин - кандидат экономических наук, консультант по налогообложению аудиторской фирмы "Профит".

Содержание


Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) были утверждены приказом МНС России

Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) были утверждены приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/465. Затем приказом МНС России от 28.04.2001 № БГ-3-07/138 в рекомендации были внесены изменения и дополнения.

 

Выплаты за счет чистой прибыли

Методические рекомендации в своей первоначальной редакции не содержали разъяснений пункта 4 статьи 236. В соответствии с этим пунктом не признаются объектом налогообложения ЕСН все виды выплат, если они производятся за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль (доходы) предприятий. Такой подход кодекса в отсутствие четко выраженной позиции МНС России породил массу трудноразрешимых вопросов о порядке уплаты ЕСН.

Изменения и дополнения к Методическим рекомендациям дали возможность определить позицию МНС России в указанном вопросе. В соответствии с дополнениями к пункту 3 рекомендаций, средства, остающиеся после уплаты налога на прибыль, отождествляются с показателем нераспределенной прибыли отчетного периода. Данный показатель начисляется в сумме нетто как разница между выявленным финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ за счет прибыли. При этом финансовый результат определяется на основании всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

На основании этого в рекомендациях МНС России делает вывод:

"… средствами организации, остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, следует считать средства, полученные как разность между конечным результатом, определяемым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и суммой налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах.

Указанный показатель отражается в строке 190 отчета о прибылях и убытках (форма № 2) бухгалтерской отчетности и по статье баланса "Нераспределенная прибыль отчетного года" (строка 470 баланса предприятия (формы № 1)".

Что касается последующих лет, то данные суммы отражаются в отчетности по статье "Нераспределенная прибыль прошлых лет (стр. 460 формы № 1).

Следует особое внимание обратить на следующее указание рекомендаций: "Порядок использования средств, остающихся в распоряжении организации, определяется ее собственниками (акционерами, учредителями)".

Рассмотрим в связи с изложенным выше условный пример.

Пример

Некая организация по итогам хозяйственной деятельности за 2000 год имеет нераспределенную прибыль в сумме 100 тыс. рублей. Учредителями было принято решение за счет указанных средств осуществить ряд выплат, в том числе 10 тыс. рублей направить на материальную помощь работникам.

Если организация оказывала такую помощь до сдачи баланса за 2000 год и до решения учредителей, то ЕСН должен быть уплачен. Предположим, что учредители приняли указанное решение в апреле 2001 года. Материальная же помощь была оказана:

- в январе - 0,5 тыс. рублей,

- в феврале - 1,5 тыс. рублей;

- в марте - 1 тыс. рублей.

В соответствии с позицией МНС России на указанные выплаты должен быть начислен ЕСН. Более того, уточнение, связанное с возможностью выплаты материальной помощи, следует, по мысли налоговиков, сделать не в апреле 2001 года, а по окончании года. В общем виде любой налогоплательщик может узнать, есть у него нераспределенная прибыль или нет, только после сдачи годового баланса - то есть в конце марта месяца. Пока же годовой баланс не сдан, МНС рекомендует налоговым органам требовать от организаций уплаты ЕСН в течение первого квартала с любых выплат.

В связи с этим, можно рекомендовать организациям перейти на уплату налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц.

В соответствии со статьей 243 (п. 3) НК РФ разница между суммами авансовых платежей, осуществляемых в течение года, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации. Этот срок - 30 марта. Следовательно. Уточненная сумма налога по итогам года должна быть уплачена не позднее 14 апреля года, следующего за отчетным.

В изменениях и дополнениях определено, что расходы, связанные с благотворительной деятельностью, осуществлением спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, должны осуществляться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Поэтому, даже если прибыль отсутствует. ЕСН на данные расходы не начисляется.

В обоснование этого рекомендации ссылаются на пункт 3 ПБУ 10/99 "Расходы организации", в соответствии с которым данные затраты не признаются расходами в целях бухгалтерского учета. Министерство по налогам и сборам не учло, что в этот же период Минфин России изменил редакцию ПБУ 10/99, внеся в пункте 12 в состав расходов указанные выше затраты (приказ Минфина России от 30.03.2001 № 27н - см. комментарий). Представляется, что несмотря на данную неувязку следует ориентироваться на указанную выше позицию Методических рекомендаций.

Не возникает единого социального налога и в случае выплаты дивидендов (выплат участникам общества). Дело в том, что они выплачиваются исключительно за счет прибыли.

С другой стороны, рекомендации обращают внимание, что существуют расходы по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 10/99). Налоговая служба определила, что поскольку данные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат вне зависимости от их принадлежности к перечню, утвержденному Положением о составе затрат… (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552), то они являются объектом начисления ЕСН. Примерами расходов такого вида в рекомендациях указаны расходы, связанные с оплатой предусмотренных коллективным договором дополнительных отпусков производственных рабочих, компенсации командировочных расходов сверх установленных законодательством норм и иные аналогичные затраты.

Рекомендации относят к прочим расходам операционные, внереализационные, чрезвычайные, то есть такие затраты, которые не связаны напрямую с ведением обычных видов деятельности. Как пример рекомендации приводят выплаты премий не по системным положениям и не связанных с производственными результатами, материальную помощь, оплату стоимости обучения и лечения и т.д. рекомендации заканчивают этот раздел следующей фразой:

"В этом случае данные расходы отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки". Соответственно, следует сделать вывод о том, что данные расходы подпадают под налогообложение ЕСН.

Далее рекомендации определяют, что из вышеприведенных ситуаций могут быть исключения. Это может быть, когда источник выплат определяет руководитель организации в рамках полномочий, предоставленных ему учредителями. Причем источник выплат руководитель определяет независимо от того, что производимые расходы могут быть отражены в учете как расходы от обычных видов деятельности или как прочие расходы. В бухгалтерском учете организации отражается тот источник, который указан в распорядительном документе, подписанном руководителем. Практически таким источником является нераспределенная прибыль. Однако и в этом варианте рекомендации обращают внимание на то, что расходование прибыли возможно только в тех периодах, когда в учете сформирована прибыль и с нее уплачен налог, с уточнением в конце года.

Таковы основные моменты, определенные Методическими рекомендациями по применению п. 4 ст. 236 главы 24 Налогового кодекса РФ.

 

Обложение ЕСН благотворительных пожертвований

Коррективы коснулись, в том числе и пункта 3 рекомендаций. В первоначальной редакции этот пункт содержал следующее положение:

"подлежат налогообложению:

- выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором как в денежной, так и в натуральной форме".

Изменениями и дополнениями этот абзац из текста рекомендаций был исключен. Дело в том, что вышеуказанное указание рекомендаций, обращенное к налоговым органам, вызывало крайне негативную реакцию. Не учитывалось при этом, что благотворительные организации не могли и не хотели, кроме пожертвований физическим лицам, уплачивать еще и в бюджет 35,6 % от суммы этих пожертвований.

Более того, иностранные благотворительные фонды, в том числе и фонд Сороса, не согласились с таким положением вещей и поставили условием дальнейшего сотрудничества отсутствие отчислений по единому социальному налогу.

Таким образом, МНС России признало неуместность взимания ЕСН в случае реализации благотворительных программ, как в денежной, так и в натуральной форме.

Решает ли это проблему налогообложения благотворительных выплат? На наш взгляд, нет. Дело в том, что данное указание содержится в самом Налоговом кодексе (п. 1 ст. 236). Поэтому до тех пор, пока соответствующее указание не будет внесено непосредственно в текст кодекса, остается возможность применения жестких требований к благотворительной деятельности соответствующих организаций. Возможно, эта ситуация будет исправлена в ходе внесения поправок в главу НК РФ о едином социальном налоге.

 

Комментарий к изменениям в рекомендациях МНС по единому социальному налогу

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.