Проблемы и перспективы налога с продаж
Если до Нового года не будет принята глава НК РФ о налоге с продаж и соответствующие региональные законы, то с 1 января никаких оснований для взимания этого налога не будет. Дело в том, что еще в начале этого года Конституционный Суд признал ряд положений федерального законодательства об этом налоге противоречащими Конституции РФ, и на их исправление отвел законодателям срок - до 1 января 2002 года. Если власти успеют в отведенное время ввести в действие главу 27 НК РФ "Налог с продаж", то порядок его исчисления и уплаты существенно изменится. Если нет - регионы лишатся уже запланированных в их бюджетах поступлений от этого налога. Правовой анализ сложившейся ситуации, а также анализ норм, включенных в проект новой главы кодекса, проводит Андрей Николаев, канд. юрид. наук, доцент кафедры Предпринимательского права Московской Государственной Юридической Академии.

Содержание

30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), и обязал законодателя привести эти положения в соответствие с Конституцией РФ. Однако при этом законодателю была предоставлена отсрочка – до 1 января 2002 года. Начиная с этой даты, действующая редакция закона в части, посвященной налогу с продаж, теряет силу.

Более того, Верховный Суд РФ признал несоответствующими законодательству некоторые положения законов двух субъектов России – Закона Пермской области «О налоге с продаж» (определение от 02.07.2001) и Закона г. Москвы «О налоге с продаж» (определение от 19.10.2001), однако в обоих случаях региональным законодателям опять-таки предоставляется отсрочка до 1 января 2002 года для исправления юридико-технических ошибок.

Однако региональные законодатели не торопятся изменять законы субъектов РФ о налоге с продаж - все они ждут принятия нового законодательного акта о налоге с продаж на федеральном уровне.

И вот, 17 октября 2001 года Госдума во втором чтении приняла главу 27 Налогового кодекса РФ «Налог с продаж». Что это означает?

Согласно законодательным процедурам после второго чтения должно последовать третье. А согласно пункту 2 статьи 125 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Таким образом, следует полагать, что данный законопроект будет принят, и в скором времени вступит в силу в том виде, в каком он был принят во втором чтении. Теоретически возможно, что в третьем чтении по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан будет поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения (п. 4 ст. 125 Регламента Госдумы РФ).

Однако скорее всего этого не случится, поскольку для того, что бы механизм взимания налога с продаж реально заработал, одного федерального закона мало: необходимо во исполнение его положений принять и ввести в действие законы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, субъектам РФ для того, чтобы январе 2002 года получить средства от налога с продаж в объемах, запланированных в соответствующих бюджетах, им необходимо принять свои местные законы хотя бы в последние числа ноября 2001 года. Поскольку сроки разработки и принятия региональных законов целиком и полностью зависят от скорости появления на свет федерального закона, то подписание последнего Президентом РФ следует ожидать в первой декаде ноября 2001 года.

От того, будет ли новая глава НК РФ своевременно принята и введена в действие зависит многое. Как известно наиболее эффективными средствами пополнения бюджетов являются косвенные налоги (налоги, включаемые в цену товара, предъявляемую к оплате). С 2001 года федеральный бюджет "забрал" все 100 % поступлений от налога на добавленную стоимость. Таким образом, без налога с продаж субъекты РФ могут лишиться весьма значительных и уже запланированных объемов средств.

 

Время играет против налога с продаж

30 января 2001 года Конституционный Суд РФ своим постановлением № 2-П признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в части правового регулирования исчисления и уплаты налога с продаж), и обязал законодателя привести эти положения в соответствие с Конституцией РФ. Однако при этом законодателю была предоставлена отсрочка – до 1 января 2002 года. Начиная с этой даты, действующая редакция закона в части, посвященной налогу с продаж, теряет силу.

Более того, Верховный Суд РФ признал несоответствующими законодательству некоторые положения законов двух субъектов России – Закона Пермской области «О налоге с продаж» (определение от 02.07.2001) и Закона г. Москвы «О налоге с продаж» (определение от 19.10.2001), однако в обоих случаях региональным законодателям опять-таки предоставляется отсрочка до 1 января 2002 года для исправления юридико-технических ошибок.

Однако региональные законодатели не торопятся изменять законы субъектов РФ о налоге с продаж - все они ждут принятия нового законодательного акта о налоге с продаж на федеральном уровне.

И вот, 17 октября 2001 года Госдума во втором чтении приняла главу 27 Налогового кодекса РФ «Налог с продаж». Что это означает?

Согласно законодательным процедурам после второго чтения должно последовать третье. А согласно пункту 2 статьи 125 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» при рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

Таким образом, следует полагать, что данный законопроект будет принят, и в скором времени вступит в силу в том виде, в каком он был принят во втором чтении. Теоретически возможно, что в третьем чтении по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан будет поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения (п. 4 ст. 125 Регламента Госдумы РФ).

Однако скорее всего этого не случится, поскольку для того, что бы механизм взимания налога с продаж реально заработал, одного федерального закона мало: необходимо во исполнение его положений принять и ввести в действие законы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода. Следовательно, субъектам РФ для того, чтобы январе 2002 года получить средства от налога с продаж в объемах, запланированных в соответствующих бюджетах, им необходимо принять свои местные законы хотя бы в последние числа ноября 2001 года. Поскольку сроки разработки и принятия региональных законов целиком и полностью зависят от скорости появления на свет федерального закона, то подписание последнего Президентом РФ следует ожидать в первой декаде ноября 2001 года.

От того, будет ли новая глава НК РФ своевременно принята и введена в действие зависит многое. Как известно наиболее эффективными средствами пополнения бюджетов являются косвенные налоги (налоги, включаемые в цену товара, предъявляемую к оплате). С 2001 года федеральный бюджет "забрал" все 100 % поступлений от налога на добавленную стоимость. Таким образом, без налога с продаж субъекты РФ могут лишиться весьма значительных и уже запланированных объемов средств.

 

Проект главы 27 "Налог с продаж" НК РФ

Основные новшества

Во-первых, операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения только в том случае, если такая реализация осуществляется исключительно за наличный расчет. Таким образом, проект закона выводит из-под налогообложения безналичные платежи индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, законодатель оговорил, что реализация также является налогооблагаемой, если оплата за товар (работы, услуги) осуществляется с использованием расчетных или кредитных банковских карт (несмотря на попытки некоторых депутатов противостоять этому).

Во-вторых, законопроект совершенно четко определяет, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что:

а) выведены из-под налогообложения операции по продаже товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет (но остаются облагаемыми наличные расчеты с индивидуальными предпринимателями);

б) законодатель подчеркнул «жестко» территориальный принцип данного налога.

Это, кстати, является весьма значимым. Проект закона совершенно четко указывает, что «налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг)». В настоящий момент ряд территориальных налоговых органов по каким-то непонятным причинам (как правило, основанным на их же территориальных инструкциях) исходит из того, что налог с продаж следует платить по месту получения денежных средств, а не по месту реализации товаров (работ, услуг). Так, например, УМНС России по г. Москве в своем письме от 24.04.2001 № 06-12/9/18922 указало следующее: «… обязанность по уплате налога с продаж возникает по месту получения наличных денежных средств в том случае, когда товар отгружен в одном субъекте Российской Федерации, а наличная выручка получена в другом». Хотя согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на эти самые товары (работы, услуги), а не получение денежных средств.

В-третьих, в действующий в настоящее время на федеральном уровне перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, вносятся некоторые изменения. Так, в перечень продовольственных товаров, освобождаемых от налога, дополнительно включены: мука, яйца, птица, мясо, рыба, овощи.

В-четвертых, дополнительно освобождаются от налогообложения платные медицинские услуги для населения, лотерейные билеты, входные билеты на посещение спортивных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.

В-пятых, из закона исключены неопределенные (оценочные) понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: «реализация товаров (работ, услуг) оптом», «дорогостоящие товары», «услуги и товары не первой необходимости» и т. п. То есть то, на необходимость исправления чего указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 30 января 2001 года № 2-П.

В-шестых, исключается право законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг), но по-прежнему сохраняется право расширения перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от налогообложения налогом с продаж, предусмотренного данным законопроектом.

В-седьмых, для определения налоговых последствий посреднических операции по продаже товара введено понятие налогового агента. Напомним, что согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Так, согласно законопроекту в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (поручения, агентирования) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), и денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом). В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товара (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

 

Что не нашло отражения в законопроекте?

Во втором чтении не нашли поддержки предложения Георгия Бооса о снижении максимально возможной ставки по налогу с продаж с 5% до 4 % (осталось 5%), а также установление единой ставки для всех субъектов (как и прежде субъекты РФ вправе по своему усмотрению определять ставку налога с продаж, от 0% до 5%).

И еще один интересный аспект. Изначально, когда 31 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 149-ФЗ, который и ввел в налоговую систему России налог с продаж, предполагалось (и это было прямо указано в законе), что средства, вырученные от НП «направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения». Так вот, теперь это положение будет исключено из текста закона.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии