Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Инвентаризация товаров на складе

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Как известно, при сдаче товара на хранение и при его возврате он обязательно проверяется по количеству и по качеству. Об особенностях оформления инвентаризации товаров на складе рассказывает эксперт-аудитор ЗАО "Профаудит" С. Чаннова.

Содержание


Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя.

Одним из видов хранения товаров является хранение на товарном складе. В соответствии с п. 1 ст. 907 ГК РФ "По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности.

Товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги".

В ст. 909 ГК РФ устанавливается, что, если иное не предусмотрено договором складского хранения, то товарный склад при приеме товаров на хранение обязан за свой счет произвести осмотр товаров и определить их количество (число единиц или товарных мест либо меру - вес, объем) и внешнее состояние. Товарный склад обязан предоставлять товаровладельцу во время хранения возможность осматривать товары или их образцы, если хранение осуществляется с обезличиванием, брать пробы и принимать меры, необходимые для обеспечения сохранности товаров.

Обеспечение сохранности принятых от поклажедателя товаров делает необходимой проверку наличия ценностей (их инвентаризацию) собственно организацией-хранителем. Более того, обязанность проведения инвентаризации хранящихся товаров возникает при работе с материально - ответственными лицами организации-хранителя.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" организация обязана проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей при смене материально-ответственных лиц.

Согласно пп. "в" п. 6 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов" (далее - методические указания), утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, одной из основных задач учета МПЗ является контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения.

При этом, с целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки (п. 23 методических указаний).

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается либо руководителем организации, либо по его поручению руководителями подразделений.

В любом случае, п. 22 методических указаний определены случаи обязательного проведения инвентаризации:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Необходимо отметить, что методическими указаниями предусмотрена необходимость ведения аналитического учета.

Согласно п. 136 методических указаний аналитический учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.

При этом пунктом 142 методических указаний определена необходимость составления сводной ведомости движения материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по складам и подразделениям (местам хранения материалов). В сводных ведомостях движения материалов приводятся также данные об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода) в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей должны ежемесячно сверяться с данными аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями (книгами).

Обращаем ваше внимание, что согласно п. 145 методических указаний, при бухгалтерском учете материалов с использованием средств вычислительной техники данные синтетического бухгалтерского учета (т.е. формирование показателей, отражающих движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета) отражаются непосредственно в результате обработки первичных учетных документов (приемных актов, накладных, требований и т.п.). В этом случае накопительные ведомости по приходу и расходу материалов могут не составляться.

Для документального оформления операций по передаче товарно-материальных ценностей на хранение "Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно - материальных ценностей в местах хранения", утв. постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 № 66 рекомендованы следующие документы:

  • Акт о приеме - передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма № МХ-1);
  • Журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-2);
  • Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма № МХ-3);
  • Журнал учета поступающих грузов (форма № МХ-4);
  • Журнал учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в места хранения (форма № МХ-5);
  • Журнал учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма № МХ-6);
  • Весовая ведомость (форма № МХ-9);
  • Партионная карта (форма № МХ-10);
  • Акт о расходе товаров по партии (форма № МХ-11);
  • Акт о расходе товаров по партиям (форма № МХ-12);
  • Акт о контрольной проверке продукции, товарно-материальных ценностей, вывозимых из мест хранения (форма № МХ-13);
  • Акт о выборочной проверке наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма № МХ-14);
  • Акт об уценке товарно-материальных ценностей (форма № МХ-15);
  • Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма № МХ-18);
  • Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма № МХ-19);
  • Отчет о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения (формы № МХ-20, N 20а);
  • Отчет экспедитора (форма № МХ-21).

Для оформления результатов инвентаризации постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", также предусмотрен ряд форм первичных документов, в частности:

  • ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
  • ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
  • ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
  • ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
  • ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей"; ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций".

Напоминаем, что согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов, указанных в ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.

Инвентаризация товаров на складе


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Рассрочка или отсрочка по уплате налогов

Пользовалась ли ваша организация отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги