Глава 26.2 Налогового кодекса РФ, вступающая в действие с 1 января 2003 года, вносит значительные изменения в порядок применения такого специального налогового режима как упрощенная система налогообложения (положения этой главы мы анализировали в прошлом номере "БУХ.1С"). В связи с этим для многих организаций вновь актуальным становится вопрос "переходить или не переходить на "упрощенку". Ответом на него всегда должны служить сравнительные расчеты налоговых платежей по выбираемым налоговым режимам. Алгоритм таких расчетов и анализ сложившейся ситуации рассматривает Т.О. Евмененко, ведущий специалист-ревизор отдела документальных проверок Главного Управления ФСНП РФ по Северо-Западному федеральному округу.

Содержание

Замена единым налогом других обязательных платежей

В первую очередь на такие изменения необходимо обратить внимание предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. Самое приятное новшество для индивидуальных предпринимателей заключается в разрешении вопроса об уплате налога с продаж и НДС.

Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
  • НДС;
  • налога с продаж;
  • налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • единого социального налога, причем как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с выплат в пользу физических лиц.

Такая постановка вопроса явно уравнивает положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Другим положительным моментом, как для предпринимателей, так и для организаций, является отмена их обязанности с 1 января 2003 уплачивать единый социальный налог.

В то же время юридические лица обязаны будут уплачивать транспортный налог и налог на рекламу.

Рассмотрим на конкретном примере целесообразность применения УСН юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Для примера возьмем объект налогообложения единым налогом до 01.01.2003 валовую выручку, после 01.01.2003 - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Сравнительный анализ целесообразности применения УСН юридическими лицами до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ
№п/п Показатели До 01.01.2003 После 01.01.2003
Общий режим налогообложения УСН Общий режим налогообложения УСН
1 2 3 4 5 6

1.

Выручка от реализации

630 000

630 000

630 000

630 000

2.

Налог с продаж

30 000

30 000

30 000

-

3.

НДС

100 000

100 000

100 000

-

4.

НДС, уплаченный поставщикам

80 000

80 000

80 000

80 000

5.

НДС к уплате в бюджет

20 000

-

20 000

-

6.

Расходы, связанные с производством и реализацией - всего, в том числе:

316 700

308 200

311 700

301 700

6.1

Платежи за аренду помещения

50 000

50 000

50 000

50 000

6.2

Материальные расходы

200 000

200 000

200 000

200 000

6.3

Расходы на оплату труда

30 000

30 000

30 000

30 000

6.4

Расходы на оплату услуг связи

1 000

1 000

1 000

1 000

6.5

Налог с владельцев транспортных средств(с 01.01.2003 - транспортный налог)

3 500

-

3 500

3 500

6.6

Расходы на канц. товары

200

200

200

200

6.7

Единый социальный налог

10 000

10 000

10 000

-

6.8

Взносы в ПФР

2 000

2 000

2 000

2 000

6.9

Взносы в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

500

500

500

500

6.10

Таможенные платежи

2 000

2 000

2 000

2 000

6.11

Лицензионные сборы

500

500

500

500

6.12

Расходы на командировки

10 000

10 000

10 000

10 000

6.13

Амортизация ОС и нематериальных активов

2 000

2 000

2 000

2 000

6.14

Налог на пользователей автомобильных дорог

5 000

-

-

-

7.

Доходы от реализации

183 300

241 800

188 300

248 300

8.

Внереализационные доходы

25 000

25 000

25 000

25 000

9.

Внереализационные расходы - всего, в том числе

16 000

10 000

16 000

11 000

9.1

Налог на имущество

5 000

-

5 000

-

9.2

Налог на рекламу

1 000

-

1 000

1 000

9.3

Проценты по кредитам банков

8 000

8 000

8 000

8 000

9.4

Убытки прошлых налоговых периодов

2 000

2 000

2 000

2 000

10.

Балансовая прибыль

192 300

256 800

197 300

262 300

11.

Налог на прибыль

46 152

-

47 352

-

12.

Единый налог

-

41 461,5

-

39 795

13.

Чистая прибыль

146 148

215 338,5

149 948

222 505

14.

Общая сумма обязательных платежей

125 652

56 461,5

121 852

49 295

Очевидно, что организациям выгодно применение упрощенной системы, как в настоящее время, так и после вступления в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Сравнительный анализ целесообразности применения УСН индивидуальными предпринимателями до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ
№п/п Показатели До 01.01.2003 После 01.01.2003
Общий режим налогообложения УСН Общий режим налогообложения УСН
1 2 3 4 5 6

1.

Выручка от реализации

630 000

630 000

630 000

630 000

2.

Налог с продаж

30 000

30 000

30 000

-

3.

НДС

100 000

100 000

100 000

-

4.

НДС, уплаченный поставщикам

80 000

80 000

80 000

80 000

5.

НДС к уплате в бюджет

20 000

20 000

20 000

-

6.

Расходы, связанные с производством и реализацией - всего, в том числе:

299 700

299 200

299 700

289 700

6.1

Платежи за аренду помещения

50 000

50 000

50 000

50 000

6.2

Материальные расходы

200 000

200 000

200 000

200 000

6.3

Расходы на оплату труда

30 000

30 000

30 000

30 000

6.4

Расходы на оплату услуг связи

1 000

1 000

1 000

1 000

6.5

Налог с владельцев транспортных средств(с 01.01.2003 - транспортный налог)

3 500

3 500

3 500

3 500

6.6

Расходы на канц. товары

200

200

200

200

6.7

Единый социальный налог

10 000

10 000

10 000

-

6.8

Взносы в ПФР

2 000

2 000

2 000

2 000

6.9

Взносы в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

500

500

500

500

6.10

Таможенные платежи

2 000

2 000

2 000

2 000

6.11

Лицензионные сборы

500

500

500

500

7.

Доходы от реализации

200 300

200 300

200 300

260 300

8.

Налог на доходы физических лиц

26 299

-

26 299

-

9.

Годовая стоимость патента

-

40 000

-

-

10.

Единый налог

-

-

-

39 345

11.

Чистая прибыль

174 001

160 300

174 001

220 955

12.

Общая сумма обязательных платежей

94 799

108 500

94 799

47 845

Анализируя показатели нашего примера, можно сделать вывод, что после 1 января 2003 года индивидуальным предпринимателям будет выгодно применять упрощенную систему. Причем менять свой статус перерегистрацией в юридическое лицо с одним учредителем не целесообразно. В наших примерах видно, что чистая прибыль, равно как и сумма обязательных платежей, отличается незначительно. Хотя, конечно, каждому субъекту придется принимать решение на своих собственных показателях и условиях хозяйствования.

Выдача патента

Второе изменение, касающееся напрямую предпринимателей, заключается в устранении для них (впрочем, как и для организаций) такого понятия как патент.

Уплата стоимости патента в большинстве случаев играла позитивную роль. Субъекту УСН не надо было заботиться о расчете объекта налогообложения, единого налога и т.д. Кроме того, в ряде случаев стоимость патента могла быть значительна ниже, чем возможная сумма налога.

Тем не менее, некоторые индивидуальные предприниматели оказывались в проигрышном варианте. Так, доходы от видов деятельности, не указанные в патенте, в настоящее время облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Кроме того, пересчеты уплаченных за патент сумм по результатам деятельности не могут быть пересмотрены равно как в сторону недоплаты, так и в сторону переплаты.

С 1 января 2003 под действие УСН будут подпадать все виды деятельности индивидуального предпринимателя, с доходов от которых будет уплачиваться только единый налог. Налог на доходы физических лиц уплачивать дополнительно в зависимости от вида деятельности не придется.

Глава 26.2 Налогового кодекса РФ не дает право налоговому органу принимать решение о переводе налогоплательщиков на упрощенную систему. Более того, нигде не содержится требование о регистрации Книги учета доходов и расходов. Субъект, желающий перейти на УСН, должен при соблюдении критериев перевода подать в период с 1 октября по 30 ноября только заявление, в котором указывается размер доходов за 9 месяцев текущего года.

Таким образом, с 1 января 2003 года процедура перехода на УСН будет осуществляться в заявительном порядке. Выдача патента Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Тем не менее, недобросовестным налогоплательщикам необходимо помнить о проверках налоговых органов. Безусловно, в случае выявления фактов незаконного применения налогоплательщиком УСН, налоговый орган рассчитает суммы налогов исходя из общего режима налогообложения с применением штрафных санкций.

Виды организаций - субъектов УСН

Третье немаловажное изменение применения УСН касается некоммерческих и бюджетных организаций. Сейчас такие организации не могут применять упрощенную систему в силу требований п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются исключительно коммерческие организации. Некоммерческие организации, даже занимающиеся предпринимательской деятельностью к субъектам малого предпринимательства не относятся. С введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ применение УСН не ограничивается понятием субъекта малого предпринимательства. На упрощенную систему налогообложения смогут перейти все организации, в том числе некоммерческие и бюджетные, и индивидуальные предприниматели при соблюдении критериев, определенных ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.

УСН и "вмененка"

Достаточно большие негативные последствия принесет изменение, касающееся одновременного использования единого налога на вмененный доход и УСН.

В настоящее время налогоплательщики с несколькими видами деятельности, как подпадающими под "вмененку", так и не подпадающими под нее, могут применять одновременно оба налоговых режима. При этом под УСН подпадет деятельность, не облагаемая налогом на вмененный доход.

Начиная с 2003 года, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не смогут применять упрощенную систему, даже если будут осуществлять дополнительно деятельность, не подпадающую под "вмененку".

В первую очередь, последствия такого изменения скажутся на субъектах, объем доходов которых от деятельности, облагаемой налогом на вмененный доход, является незначительным в общей сумме полученных доходов. Таким налогоплательщикам можно посоветовать выделить отдельное юридическое лицо, которое будет осуществлять только деятельность, подпадающую под налог на вмененный доход.

Новая "упрощенка": кому она выгодна?

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии