Электронное актирование в сфере госзакупок  и обмен с ЕИС в 1С:Бухгалтерии 8
С 1 января 2022 года для организаций, работающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд вводится так называемое электронное актирование. Рассказываем, что такое электронное актирование, как правильно выставлять электронные документы в Единой информационной системе госзакупок.

Электронное актирование

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ дополнил законодательство о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок положениями об обязательном электронном актировании для всех без исключения заказчиков. Электронное актирование представляет собой процесс электронной приемки товаров, работ и услуг, в ходе которой осуществляется создание, оформление и обмен электронной документацией между заказчиками и поставщиками (исполнителями).

Создание и обмен электронными документами о приемке товаров, работ и услуг для государственных/муниципальных нужд осуществляются с использованием Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС). ЕИС – это большая база данных, которая включает в себя (ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»):

  • планы-графики и информацию об их реализации;
  • реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • единый реестр участников закупок;
  • реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • библиотеку типовых контрактов;
  • реестр банковских гарантий;
  • реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний и т.д.

В ЕИС представлены личные кабинеты как заказчиков, так и исполнителей по госконтрактам. Выполнив условия контракта, исполнитель обязан проинформировать об этом заказчика, направив ему через ЕИС подписанный электронной подписью документ о приемке товара, работы или услуги.

Получив данный документ, заказчик производит его проверку и в случае отсутствия разногласий ставит в документе свою подпись и отправляет документ исполнителю. Эта процедура и называется электронным актированием, которое станет общеобязательным в сфере госзакупок начиная с 01.01.2022 года.

Работа в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС)

Чтобы с 2022 года иметь возможность работать в сфере госзакупок, организация-поставщик (исполнитель) должна быть зарегистрирована в Едином реестре участников закупок на сайте ЕИС.

При этом должностные лица организации, уполномоченные выступать от ее имени при исполнении госконтрактов, в том числе главный бухгалтер, должны быть также зарегистрированы в качестве пользователей Личного кабинета участника закупок. Перечень доступных для должностных лиц операций в личном кабинете участника будет зависеть от полномочий и прав доступа, настраиваемых индивидуально для каждого пользователя.

Права и полномочия пользователей должны соответствовать правам и полномочиям должностных лиц, осуществляющих юридически значимый документооборот организации на бумажном носителе.

Зарегистрировавшись и настроив личный кабинет в ЕИС, организация и ее должностные лица получают возможность по формированию, редактированию, удалению и подписанию документов о приемке, а также корректировочных документов.

В ЕИС пользователям доступны следующие документы о приемке:

  • документ о приемке (аналог товарной накладной, которую используют организации, не являющиеся плательщиками НДС);
  • счет-фактура;
  • УПД – универсальный передаточный документ, сочетающий в себе признаки документа о приемке и счета-фактуры.

Какой именно документ выбрать для работы и подтверждения факта исполнения контракта, выбирает сам пользователь. Плательщик НДС может выбрать либо счет-фактуру, либо УПД, тогда как организация, не являющаяся плательщиком НДС, может работать только с документами о приемке.

Оформление электронных документов о приемке в ЕИС

В ЕИС предусмотрена возможность работы с документами о приемке, которые подтверждают следующие факты:

  • передачи-приемки товаров без транспортировки с передачей товара заказчику;
  • приемки товаров с транспортировкой и передачей товара заказчику либо иному лицу, привлеченному для транспортировки товаров;
  • оказания услуги;
  • передачи результатов выполненных работ.

Выполнив контракт, поставщик/исполнитель должен сформировать в личном кабинете ЕИС электронный документ о приемке. Для этого в меню контракта необходимо выбрать пункт «Создать первичный учетный документ». В появившемся шаблоне необходимо указать наименование поставщика и заказчика, сведения о поставленных товарах/выполненных работах, дату исполнения, имя и должность ответственного за передачу лица.

Часть необходимой информации автоматически подгрузится из самого реестра контракта. Уже составленную в ЕИС документацию о приемке в случае необходимости можно править и изменять. Но вносить корректировки допускается только в случаях, когда исправление сведений не предполагает изменения стоимости товаров, работ и услуг, указанной в документе о приемке. То есть тогда, когда не осуществляется изменение объема товаров, работ, услуг или цены за их единицу.

При формировании документа о приемке поставщик может приложить к нему иные документы, свидетельствующие о приемке товаров, предусмотренные условиями контрактов, а также подписать их электронной подписью. Главное условие: дополнительно прилагаемая документация не должна противоречить информации в электронном документе о приемке.

Далее сформированный документ с приложениями нужно будет подписать и отправить на проверку и подпись заказчику. Документы о приемке в ЕИС подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Если к документу о приемке была приложена дополнительная документация, то при подписании титула поставщика и титула заказчика в личном кабинете заказчика дополнительная документация о приемке также будет автоматически подписана.

Настройка обмена с ЕИС в 1С:Бухгалтерии 8

В программе «1С:Бухгалтерия 8» начиная с версии 3.0.105.31 добавлена возможность обмена с заказчиками государственных контрактов через личный кабинет Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок. 

Теперь организации, являющиеся поставщиками по госконтрактам, могут подготовить данные для электронного актирования поставки товаров, выполнения работ и услуг (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ в редакции от 02.07.2021). Функционал доступен только в версии КОРП.

Для включения электронного актирования требуется установить знак Расширенный функционал в Функциональности программы в разделе Дополнительно. Если знак не поставить, то раздел Обмен с единой информационной системой в сфере закупок не будет отображаться в настройках обмена электронными документами.

Расширенный функционал.jpg

Без названия.jpg

Без названия (1).jpg

Полный интерфейс: меню "Администрирование – Обмен электронными документами – Обмен с Единой информационной системой в сфере закупок".

Получение документов из личного кабинета ЕИС

Документы из личного кабинета ЕИС поступают во входящие документы ЭДО.

Без названия (2).jpg

Без названия (3).jpg

Если один и тот же товар соответствует разным объектам закупки, используйте разные элементы справочника Номенклатура.

Для объектов закупки с типом Работа или Услуга можно указывать одинаковые элементы справочника Номенклатура.

Полный интерфейс: меню "Продажи - Сервис - Текущие дела ЭДО".

Без названия (4).jpg

Полный интерфейс: меню "Справочники - Покупки и продажи - Договоры".

Отправка в личный кабинет ЕИС данных по поставке товаров, выполнению работ и услуг

Отправка в личный кабинет ЕИС данных для электронного актирования по поставке товаров, выполнению работ и услуг выполняется из документов Реализация, Корректировка реализации.

Подписание электронных документов и другие криптографические операции выполняются в личном кабинете ЕИС, такое ограничение установлено в ЕИС.

Без названия (5).jpg

Без названия (7).jpg

Полный интерфейс: меню "Продажи - Продажи - Реализация (акты, накладные, УПД)".

После отправки обновите состояние ЭДО документа Реализация (Полный интерфейс: меню Продажи – Сервис – Текущие дела ЭДО  Отправить и получить).

Без названия (8).jpg

Зайдите в личный кабинет ЕИС после успешной отправки документа, чтобы подписать его и направить заказчику.

Если документ не был принят в личном кабинете ЕИС, то состояние ЭДО документа изменится на "Закрыт с ошибкой передачи". Посмотрите описание ошибки в электронном документе.

Без названия (9).jpg

Полный интерфейс: меню "Продажи - Продажи - Реализация (акты, накладные, УПД) - ЭДО - Посмотреть электронный документ".

Отправка в личный кабинет ЕИС данных по этапу исполнения госконтракта

Без названия (10).jpg

Без названия (11).jpg

Полный интерфейс: меню "Продажи - Продажи - Реализация (акты, накладные, УПД)".

Комментарии
  1. Мальчик из соседнего кабинета

    а для бюджетников когда это реализуется?

    • Бухгалтер на все руки

      Мальчик из соседнего кабинета, Поддержка эл.актирования для ЕИС реализована в БГУ, начиная с версии 2.0.81.19

  2. Входящий НДС

    Это будет работать, если не подключено 1С-ЭДО?

    • Бухгалтер на все руки

      Входящий НДС, Для обмена с ЕИС не требуется подключение к 1С-ЭДО, так как обмен работает через специального оператора "Федеральное казначейство", приглашение для контрагента тоже не нужно. Особенностью является, то что для отправки документа из 1С не требуется подписание документа, подписание выполняется в личном кабинете в ЕИС, после успешной загрузки из 1С.

  3. Мисс Кадровик

    Ошибка проверки объекта XDTO:

    Ошибка проверки данных XDTO:

    Структура объекта '/Документ/Подписант [1]/ЮЛ' не соответствует типу:

    Проверка свойства 'ИННЮЛ':

        форма: Атрибут

        имя: ИННЮЛ

        тип: {ON_NSCHFDOPPR_2019}ИННЮЛТип

    Отсутствует обязательное свойство





    При попытке отправить документ, такая ошибка. Никто не сталкивался? С ООО все работает адекватно, ИП не заводится.

    • Добрый инспектор

      Мисс Кадровик, судя по ошибке ищется ИНН юридического лица, вместо ИНН предпринимателя

      • Тот самый главбух

        Добрый инспектор, Это я понимаю. Не понимаю почему и как исправить.

        • Брюнетка из бухгалтерии

          Тот самый главбух, Попробуйте наименование писать без ИП

          • Минибух

            Брюнетка из бухгалтерии, Наименование подписанта? Пробовала, не помогло.

    • Кредиторка

      Мисс Кадровик, Ошибка была исправлена в версии БП КОРП 3.0.111.25, для предыдущих версий был опубликован патч EF_30177746.