Одним из средств расчетов для многих предприятий остаются векселя. Мы уже знакомили наших читателей с проблемами, связанными с их бухгалтерским и налоговым учетом. Теперь хочется рассказать, как решается задача их учета в "1С:Предприятии 8" на примере автоматизации строительного треста, которое было выполнено компанией "Софт-портал", г. Уфа.

Содержание

В апреле этого года в тресте "Строймеханизация-2" были успешно завершены масштабные работы по внедрению конфигураций "Управление производственным предприятием" и "Управление автотранспортом" для "1С:Предприятия 8".

Справка

ООО Трест "Строймеханизация-2" ОАО "Строймеханизация" является одним из крупных предприятий в Республике Башкортостан, оказывающих услуги по комплексной механизации строительства. С участием треста проводились строительные работы на Юмагузинском водохранилище, Башкирском полиэфирном комплексе и других крупных объектах. Трест располагает собственным парком грузовых и легковых автомобилей, автобусов и специальной техники (самосвалов, тягачей, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, катков, стреловых кранов на пневмо- и гусеничном ходу, башенных кранов, сваебойных и сварочных агрегатов и др.). Всего около четырехсот единиц техники. На территории предприятия оборудованы механические мастерские, автозаправочная станция. Количество работников, участвующих в производственном процессе, составляет 700 человек.

По итогам обследования бизнес-процессов в тресте с учетом ряда пожеланий пользователей была проведена адаптация программного продукта, учитывающая отраслевую и управленческую специфику заказчика. Благодаря гибкости "1С:Предприятия 8" доработки удалось выполнить с минимальными изменениями типовой конфигурации. Это обеспечило низкую стоимость содержания решения и позволило в дальнейшем значительно упростить процесс обновления.

Наиболее интересным с точки зрения автоматизации стал участок учета векселей.

Особенности организации учета и документооборота

Основные расчеты трест производит в безналичной форме. Тем не менее, в своей деятельности трест также использует расчеты векселями. Основными нормативными документами, определяющими порядок учета векселей, являются Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, а также Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе.

Прежде всего, предприятие принимает банковские векселя от покупателей в оплату за выполненные работы, оказанные услуги. Полученные векселя могут быть предъявлены банку-эмитенту к оплате, либо переданы поставщику за полученное сырье или подрядчику за выполненные работы.

За регистрацию приемки-передачи векселей в тресте отвечает финансовый отдел. Ежемесячно экономист отдела составляет план движения денежных средств, в том числе векселей, проводит приемку и проверку векселей, оформляет акты приемки-передачи, обеспечивает оплату и погашение векселей при предъявлении. Все эти операции отражаются в подсистеме "Управление денежными средствами" в регистрах управленческого учета.

Бухгалтерия проверяет правильность и полноту оформления первичных документов и отражает операции по учету расчетов векселями в регистрах бухгалтерского учета.

Распределение функций по обработке векселей между финансовым отделом и бухгалтерией было учтено при автоматизации. Разработанные электронные документы и справочники обеспечили отражение в программе на базе "1С:Предприятия 8" необходимых хозяйственных операций, автоматическое заполнение печатных форм и требуемое разграничение прав доступа.

Методология учета

Перед автоматизацией учета векселей в тресте было проведено обследование хозяйственных операций. В результате по согласованию с работниками бухгалтерии коды некоторых субсчетов, используемых в учете треста, были заменены на аналогичные коды субсчетов плана счетов программы "1С:Предприятие 8". Например, вместо кодов счетов 58 и 91.02 стали использоваться коды субсчетов 58.02 и 91.02.1.

Наиболее распространенными операциями в учете треста являются операции по получению векселей третьего лица от покупателей и заказчиков в счет оплаты за услуги механизации строительства и операции по приобретению векселей у банков. Получение данных векселей в соответствии с пунктом 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" определяется как финансовое вложение. Для учета финансовых вложений в плане счетов используется субсчет 58.02 "Долговые ценные бумаги".

Рассмотрим данные схемы бухгалтерских проводок (см. табл. 1-3).

Таблица 1

Содержание проводки Дебет Кредит
Поступил вексель от покупателей в счет оплаты за услуги, ТМЦ 58.02 62.01
Поступил вексель от покупателей в счет предоплаты за услуги, ТМЦ 58.02 62.02
Поступил вексель от прочих заказчиков в счет оплаты за услуги 58.02 76.06

При передаче векселей, полученных от покупателей, в оплату за услуги или ТМЦ используется схема проводок, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Содержание проводки Дебет Кредит
Вексель, полученный от покупателя,
списан с баланса и передан поставщику или
подрядчику, в счет оплаты за
полученные ТМЦ или услуги
91.02.1 58.02
60.01, 60.02, 76.05 91.01
Принят к зачету НДС по полученным от поставщиков
и подрядчиков ТМЦ или услугам
68.02 19.03

Схему проводок для учета векселей, приобретенных у банков, см. в таблице 3.

Содержание проводки Дебет Кредит
Принят к учету вексель, приобретенный в банке 58.02 76.09
Предъявлен к оплате вексель, приобретенный в банке 76.09 58.02

Автоматизация

Комплексная автоматизация треста проводилась компанией "Софт-портал" (г. Уфа) на базе конфигураций "Управление производственным предприятием" и "Управление автотранспортом" для "1С:Предприятия 8".

При автоматизации хозяйственных операций треста по учету векселей особое внимание было обращено на следующие моменты:

  • отражение операций в регистрах управленческого и бухгалтерского учета;
  • распределение функций по обработке документов между пользователями финансового отдела и бухгалтерии;
  • внесение минимального количества изменений в типовую конфигурацию, чтобы упростить в дальнейшем обновление.

Для хранения информации о векселях используется справочник "Ценные бумаги" (рис. 1), где обособленно заносится информация о серии, номере, эмитенте, номинале, сроке оплаты и месте составления векселя. Эти реквизиты необходимы для заполнения актов приема-передачи векселей.

Рис. 1

Для отражения хозяйственных операций треста по учету векселей в полном объеме и удобного формирования актов приема-передачи векселей были созданы новые документы "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей". Документы работают в двух режимах: "Расчеты с контрагентами" и "Прочий приход (расход) векселей".

При выбранном виде операции "Расчеты с контрагентами" отражение документов "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" в оперативном учете заключается в определении порядка отражения входящего (исходящего) платежа во взаиморасчетах с контрагентами. Возможны два варианта отражения поступления (выбытия) денежных средств:

  • по одному договору и сделке;
  • по нескольким договорам или сделкам.

При выборе второго варианта можно подобрать необходимые договоры и сделки для погашения из списка текущих задолженностей контрагента. Также можно автоматически заполнить табличную часть на основании информации по непогашенным задолженностям. В окне настройки автоматического заполнения необходимо указать:

  • способ расчета задолженностей (по фактическим или по оперативным задолженностям);
  • порядок погашения задолженностей (более ранние или более поздние);
  • общую сумму, на которую будут подбираться задолженности.

При выбранном виде операции "Прочий приход (расход) векселей" в документах "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" пользователю необходимо указать только контрагента, счет бухгалтерского учета расчетов с контрагентами, значения аналитических измерений, выбранных для этого счета, и статью движения денежных средств.

Акт приема-передачи векселей можно распечатать прямо из формы документа (см. рис. 2).

Рис. 2

При проведении документов "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" формируются бухгалтерские проводки, описанные выше, а также записи в регистрах движения денежных средств. Так как вексель используется в качестве оплаты при расчетах, то при проведении документов с видом операции "Расчеты с контрагентами" дополнительно формируются записи по взаиморасчетам с контрагентами, учету НДС и автоматически создается стандартный документ "Корректировка долга". В частности, при проведении документа "Акт приема векселей" заполняются регистры "Расчеты по реализации организаций". "НДС расчеты с покупателями", при проведении документа "Акт выбытия векселей" заполняются "Расчеты по приобретению организаций" и "НДС расчеты с поставщиками". Документ "Корректировка долга" записывается в качестве документа оплаты в регистры НДС и используется для дальнейшего отражения взаиморасчетов по стандартной схеме при формировании книги покупок и книги продаж. Описанная схема проведения документов позволила учитывать оплату векселями при формировании книги покупок и книги продаж по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2006, и при этом свести до минимума изменения, связанные с программным кодом. Также она позволила получать детальную информацию о движении векселей в целях бухгалтерского и управленческого учета с помощью специально разработанного отчета "Акт сверки взаимных расчетов" (рис. 3) и с помощью стандартных отчетов типовой конфигурации (рис. 4).

Рис. 3


Рис. 4

Из отзыва директора ООО Трест "Строймеханизация-2" ОАО "Строймеханизация" С.В. Казачкова:

"Программный комплекс внедрен и успешно функционирует на 30 автоматизированных рабочих местах. Автоматизированы следующие процессы:

  • ежедневный пакетный ввод и обработка путевых листов;
  • кадровый учет предприятия;
  • расчет заработной платы;
  • учет основных средств и материалов;
  • учет векселей, формирование актов сверки взаиморасчетов;
  • автоматическое формирование книги покупок и книги продаж;
  • получение управленческой и бухгалтерской отчетности и др.

В результате внедрения данного программного комплекса удалось значительно сократить время на ежедневную подготовку и обработку документов...

Появилась возможность в любой момент времени отслеживать оперативное состояние производственных процессов предприятия, а подготовка документов по реализации и обслуживание клиентов стало более быстрым и эффективным".

Работы выполнены компанией
"Софт-портал"
г. Уфа,
ул. К. Маркса, 83
тел. (3472)74-77-46, факс 51-07-93
www.soft-portal.ru
e-mail: soft_portal@ufanet.ru

Автоматизация учета векселей в строительном тресте

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии