Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Автоматизация учета векселей в строительном тресте

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Одним из средств расчетов для многих предприятий остаются векселя. Мы уже знакомили наших читателей с проблемами, связанными с их бухгалтерским и налоговым учетом. Теперь хочется рассказать, как решается задача их учета в "1С:Предприятии 8" на примере автоматизации строительного треста, которое было выполнено компанией "Софт-портал", г. Уфа.

Содержание


В апреле этого года в тресте "Строймеханизация-2" были успешно завершены масштабные работы по внедрению конфигураций "Управление производственным предприятием" и "Управление автотранспортом" для "1С:Предприятия 8".

Справка

ООО Трест "Строймеханизация-2" ОАО "Строймеханизация" является одним из крупных предприятий в Республике Башкортостан, оказывающих услуги по комплексной механизации строительства. С участием треста проводились строительные работы на Юмагузинском водохранилище, Башкирском полиэфирном комплексе и других крупных объектах. Трест располагает собственным парком грузовых и легковых автомобилей, автобусов и специальной техники (самосвалов, тягачей, погрузчиков, экскаваторов, бульдозеров, катков, стреловых кранов на пневмо- и гусеничном ходу, башенных кранов, сваебойных и сварочных агрегатов и др.). Всего около четырехсот единиц техники. На территории предприятия оборудованы механические мастерские, автозаправочная станция. Количество работников, участвующих в производственном процессе, составляет 700 человек.

По итогам обследования бизнес-процессов в тресте с учетом ряда пожеланий пользователей была проведена адаптация программного продукта, учитывающая отраслевую и управленческую специфику заказчика. Благодаря гибкости "1С:Предприятия 8" доработки удалось выполнить с минимальными изменениями типовой конфигурации. Это обеспечило низкую стоимость содержания решения и позволило в дальнейшем значительно упростить процесс обновления.

Наиболее интересным с точки зрения автоматизации стал участок учета векселей.

Особенности организации учета и документооборота

Основные расчеты трест производит в безналичной форме. Тем не менее, в своей деятельности трест также использует расчеты векселями. Основными нормативными документами, определяющими порядок учета векселей, являются Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, а также Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе.

Прежде всего, предприятие принимает банковские векселя от покупателей в оплату за выполненные работы, оказанные услуги. Полученные векселя могут быть предъявлены банку-эмитенту к оплате, либо переданы поставщику за полученное сырье или подрядчику за выполненные работы.

За регистрацию приемки-передачи векселей в тресте отвечает финансовый отдел. Ежемесячно экономист отдела составляет план движения денежных средств, в том числе векселей, проводит приемку и проверку векселей, оформляет акты приемки-передачи, обеспечивает оплату и погашение векселей при предъявлении. Все эти операции отражаются в подсистеме "Управление денежными средствами" в регистрах управленческого учета.

Бухгалтерия проверяет правильность и полноту оформления первичных документов и отражает операции по учету расчетов векселями в регистрах бухгалтерского учета.

Распределение функций по обработке векселей между финансовым отделом и бухгалтерией было учтено при автоматизации. Разработанные электронные документы и справочники обеспечили отражение в программе на базе "1С:Предприятия 8" необходимых хозяйственных операций, автоматическое заполнение печатных форм и требуемое разграничение прав доступа.

Методология учета

Перед автоматизацией учета векселей в тресте было проведено обследование хозяйственных операций. В результате по согласованию с работниками бухгалтерии коды некоторых субсчетов, используемых в учете треста, были заменены на аналогичные коды субсчетов плана счетов программы "1С:Предприятие 8". Например, вместо кодов счетов 58 и 91.02 стали использоваться коды субсчетов 58.02 и 91.02.1.

Наиболее распространенными операциями в учете треста являются операции по получению векселей третьего лица от покупателей и заказчиков в счет оплаты за услуги механизации строительства и операции по приобретению векселей у банков. Получение данных векселей в соответствии с пунктом 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" определяется как финансовое вложение. Для учета финансовых вложений в плане счетов используется субсчет 58.02 "Долговые ценные бумаги".

Рассмотрим данные схемы бухгалтерских проводок (см. табл. 1-3).

Таблица 1

Содержание проводки Дебет Кредит
Поступил вексель от покупателей в счет оплаты за услуги, ТМЦ 58.02 62.01
Поступил вексель от покупателей в счет предоплаты за услуги, ТМЦ 58.02 62.02
Поступил вексель от прочих заказчиков в счет оплаты за услуги 58.02 76.06

При передаче векселей, полученных от покупателей, в оплату за услуги или ТМЦ используется схема проводок, представленная в таблице 2.

Таблица 2

Содержание проводки Дебет Кредит
Вексель, полученный от покупателя,
списан с баланса и передан поставщику или
подрядчику, в счет оплаты за
полученные ТМЦ или услуги
91.02.1 58.02
60.01, 60.02, 76.05 91.01
Принят к зачету НДС по полученным от поставщиков
и подрядчиков ТМЦ или услугам
68.02 19.03

Схему проводок для учета векселей, приобретенных у банков, см. в таблице 3.

Содержание проводки Дебет Кредит
Принят к учету вексель, приобретенный в банке 58.02 76.09
Предъявлен к оплате вексель, приобретенный в банке 76.09 58.02

Автоматизация

Комплексная автоматизация треста проводилась компанией "Софт-портал" (г. Уфа) на базе конфигураций "Управление производственным предприятием" и "Управление автотранспортом" для "1С:Предприятия 8".

При автоматизации хозяйственных операций треста по учету векселей особое внимание было обращено на следующие моменты:

  • отражение операций в регистрах управленческого и бухгалтерского учета;
  • распределение функций по обработке документов между пользователями финансового отдела и бухгалтерии;
  • внесение минимального количества изменений в типовую конфигурацию, чтобы упростить в дальнейшем обновление.

Для хранения информации о векселях используется справочник "Ценные бумаги" (рис. 1), где обособленно заносится информация о серии, номере, эмитенте, номинале, сроке оплаты и месте составления векселя. Эти реквизиты необходимы для заполнения актов приема-передачи векселей.

Рис. 1

Для отражения хозяйственных операций треста по учету векселей в полном объеме и удобного формирования актов приема-передачи векселей были созданы новые документы "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей". Документы работают в двух режимах: "Расчеты с контрагентами" и "Прочий приход (расход) векселей".

При выбранном виде операции "Расчеты с контрагентами" отражение документов "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" в оперативном учете заключается в определении порядка отражения входящего (исходящего) платежа во взаиморасчетах с контрагентами. Возможны два варианта отражения поступления (выбытия) денежных средств:

  • по одному договору и сделке;
  • по нескольким договорам или сделкам.

При выборе второго варианта можно подобрать необходимые договоры и сделки для погашения из списка текущих задолженностей контрагента. Также можно автоматически заполнить табличную часть на основании информации по непогашенным задолженностям. В окне настройки автоматического заполнения необходимо указать:

  • способ расчета задолженностей (по фактическим или по оперативным задолженностям);
  • порядок погашения задолженностей (более ранние или более поздние);
  • общую сумму, на которую будут подбираться задолженности.

При выбранном виде операции "Прочий приход (расход) векселей" в документах "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" пользователю необходимо указать только контрагента, счет бухгалтерского учета расчетов с контрагентами, значения аналитических измерений, выбранных для этого счета, и статью движения денежных средств.

Акт приема-передачи векселей можно распечатать прямо из формы документа (см. рис. 2).

Рис. 2

При проведении документов "Акт приема векселей" и "Акт выбытия векселей" формируются бухгалтерские проводки, описанные выше, а также записи в регистрах движения денежных средств. Так как вексель используется в качестве оплаты при расчетах, то при проведении документов с видом операции "Расчеты с контрагентами" дополнительно формируются записи по взаиморасчетам с контрагентами, учету НДС и автоматически создается стандартный документ "Корректировка долга". В частности, при проведении документа "Акт приема векселей" заполняются регистры "Расчеты по реализации организаций". "НДС расчеты с покупателями", при проведении документа "Акт выбытия векселей" заполняются "Расчеты по приобретению организаций" и "НДС расчеты с поставщиками". Документ "Корректировка долга" записывается в качестве документа оплаты в регистры НДС и используется для дальнейшего отражения взаиморасчетов по стандартной схеме при формировании книги покупок и книги продаж. Описанная схема проведения документов позволила учитывать оплату векселями при формировании книги покупок и книги продаж по счетам-фактурам, выписанным до 01.01.2006, и при этом свести до минимума изменения, связанные с программным кодом. Также она позволила получать детальную информацию о движении векселей в целях бухгалтерского и управленческого учета с помощью специально разработанного отчета "Акт сверки взаимных расчетов" (рис. 3) и с помощью стандартных отчетов типовой конфигурации (рис. 4).

Рис. 3


Рис. 4

Из отзыва директора ООО Трест "Строймеханизация-2" ОАО "Строймеханизация" С.В. Казачкова:

"Программный комплекс внедрен и успешно функционирует на 30 автоматизированных рабочих местах. Автоматизированы следующие процессы:

  • ежедневный пакетный ввод и обработка путевых листов;
  • кадровый учет предприятия;
  • расчет заработной платы;
  • учет основных средств и материалов;
  • учет векселей, формирование актов сверки взаиморасчетов;
  • автоматическое формирование книги покупок и книги продаж;
  • получение управленческой и бухгалтерской отчетности и др.

В результате внедрения данного программного комплекса удалось значительно сократить время на ежедневную подготовку и обработку документов...

Появилась возможность в любой момент времени отслеживать оперативное состояние производственных процессов предприятия, а подготовка документов по реализации и обслуживание клиентов стало более быстрым и эффективным".

Работы выполнены компанией
"Софт-портал"
г. Уфа,
ул. К. Маркса, 83
тел. (3472)74-77-46, факс 51-07-93
www.soft-portal.ru
e-mail: soft_portal@ufanet.ru

Автоматизация учета векселей в строительном тресте


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Рассрочка или отсрочка по уплате налогов

Пользовалась ли ваша организация отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги