Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Что изменилось в налогообложении физических лиц

17.09.2007
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Журнал "БУХ.1С" уже рассматривал изменения в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. Сегодня М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России, более подробно проанализирует те из них, которые затрагивают интересы большинства налогоплательщиков и налоговых агентов.

Содержание


Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 216-ФЗ) существенно изменил основной налоговый документ страны. Немалая часть поправок касается главы 23 НК РФ. Их можно разделить на две группы: вступающие в силу с 1 января 2008 года и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Рассмотрим эти изменения.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ поправлена глава 23 НК РФ

Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 216-ФЗ) существенно изменил основной налоговый документ страны. Немалая часть поправок касается главы 23 НК РФ. Их можно разделить на две группы: вступающие в силу с 1 января 2008 года и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Рассмотрим эти изменения.

Изменения в налогообложении физических лиц, вступающие в силу с 1 января 2008 года

Статья 208 НК РФ расширяет перечень доходов, являющихся объектом налогообложения. К ним отнесены доходы, полученные от иностранных организаций в связи с деятельностью их обособленных подразделений, не являющихся постоянными представительствами. При этом согласно статье 226 НК РФ такие обособленные подразделения, с 1 января 2008 года приобретают статус налоговых агентов. Другими словами, российские граждане, работающие в указанных обособленных подразделениях иностранных компаний, поставлены в равное положение с работниками российских организаций.

Положения статьи 211 НК РФ подвергнуты редакционной правке. Уточнено, что при определении суммы дохода в натуральной форме из нее исключается частичная оплата налогоплательщиком полученных (потребленных) им товаров, работ, услуг.

Из подлежащей налогообложению материальной выгоды (ст. 212 НК РФ) исключены:

  • материальная выгода, полученная в связи с операцией с банковскими картами (не являющимися кредитными) в течение беспроцентного периода, определенного договором;
  • материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство или приобретение жилья (в случае, если налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета).

Уточнен порядок определения дохода в виде материальной выгоды от пользования заемными (кредитными) средствами в рублях. Ставка рефинансирования ЦБ РФ определяется не на дату получения налогоплательщиком средств, а на дату фактического получения налогоплательщиком дохода.

Обратите внимание, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам. В связи с этим остается сожалеть, что законодатель вновь не увидел пробела в правовом регулировании ситуации. Ведь если налогоплательщик получает заем на беспроцентной основе, дату фактического получения дохода (наличие которого не вызывает сомнений) определить физически невозможно.

Важнейшее изменение предусмотрено абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 212 НК РФ. С 1 января 2008 года на налоговых агентов возлагается обязанность определять налоговую базу в виде материальной выгоды налогоплательщика, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств. Они же будут обязаны удерживать и перечислять налог. До указанной даты налогоплательщики в подобной ситуации обязаны определять налоговую базу и уплачивать налог самостоятельно.

Законодатель впервые установил размер суточных, не включаемых в доход налогоплательщиков - не более 700 руб. в день на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за границей. Такие изменения внесены в пункт 3 статьи 217 НК РФ.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, дополнен суммами, получаемыми налогоплательщиками из бюджета, в том числе, в виде жилищных субсидий (пункты 35 и 36 статьи 217 НК РФ).

С 1 января 2008 года имущественный налоговый вычет, связанный с приобретением жилой недвижимости, не может применяться в случаях, если оплата соответствующих расходов произведена за счет жилищных субсидий. Такой вывод следует из новой редакции абзаца 19 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

Статья 223 НК РФ дополнена положением, устанавливающим порядок определения даты фактического получения дохода в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца. Это последний день работы физического лица, за который ему начислен доход.

Абзац 6 пункта 2 статьи 224 НК РФ с 1 января 2008 года фактически возвращается к редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми жилищными займами (кредитами), вновь будут облагаться налогом по ставке 35 %.

Изменения в налогообложении физических лиц, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года

Новая статья 214.2 НК РФ посвящена особенностям определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках. В отличие от прежнего порядка, законодатель не оговаривает, что эти особенности касаются доходов, полученных от банков, находящихся на территории Российской Федерации. Данная статья должна корреспондировать с пунктом 27 статьи 217 НК РФ. Однако в последней норме, тем не менее, сохранена оговорка, согласно которой речь идет о вкладах в банках, находящихся на территории Российской Федерации. Указанное обстоятельство создает некоторую неопределенность.

В пункте 27 той же статьи новый абзац регулирует ситуации, когда размер процентов по рублевому вкладу превысил ставку рефинансирования ЦБ РФ вследствие ее снижения в период действия договора. Сумма таких процентов не подлежит налогообложению при соблюдении следующих условий:

  • на момент заключения либо продления договора проценты по договору не превышали ставку рефинансирования ЦБ РФ;
  • размер процентов в течение периода их начисления не повышался;
  • с момента, когда процентная ставка по вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, прошло не более трех лет.

В статье 219 НК РФ серьезнейшие изменения претерпел порядок предоставления социальных налоговых вычетов, связанных с оплатой обучения и лечения налогоплательщика и членов его семьи. Вводится новый вид социальных налоговых вычетов - связанных с уплатой взносов на негосударственное пенсионное обеспечение. Общую картину о социальных налоговых вычетах можно представить в виде таблице (см. таблицу).

Таблица

Социальные налоговые вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 219 НК РФ

Вид социального налогового вычета

Предельный размер социального налогового вычета

Сумма, уплаченная налогоплательщиком на свое обучение (подп. 2)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком на обучение своих детей (подп. 2)

Не более 50 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком за свое лечение (подп. 3)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком за лечение супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей (подп. 3)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком по договорам добровольного личного страхования (подп. 3)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком по договорам добровольного страхования супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей (подп. 3)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченная налогоплательщиком за дорогостоящее лечение (подп. 3)

В сумме фактических расходов

Сумма, уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (добровольного пенсионного страхования), заключенным в свою пользу (подп. 4)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб.

Сумма, уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (добровольного пенсионного страхования), заключенным в пользу членов своей семьи (подп. 4)

В совокупности с другими вычетами (за исключением имеющих самостоятельный предельный размер) не более 100 000 руб

.

Напомним, что действие новых положений статьи 219 НК РФ распространено на отношения, возникшие с 1 января 2007 года. Однако тот факт, что этим нормам придана обратная сила, выглядит неоднозначным. С одной стороны, новые виды социальных налоговых вычетов улучшают положение налогоплательщиков. С другой - суммовые ограничения стали более жесткими, поскольку до введения в действие указанных новшеств общий размер социальных налоговых вычетов предельной суммой не ограничивался. В связи с этим соответствующие положения Закона № 216-ФЗ представляются спорными с точки зрения соответствия пункту 2 статьи 5 НК РФ.

Важное изменение коснулось формирования налоговой базы при продаже жилой недвижимости (ст. 220 НК РФ). Налогоплательщик получает право при уступке права требования по договору, связанному с долевым строительством, уменьшить сумму своих доходов на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от уступки права требования, указанного выше.

Подводя итог, скажем, что однозначно оценить изменения, вносимые в главу 23 НК РФ, довольно сложно. Видимо, каждый налогоплательщик, в зависимости от ситуации, сможет сам определить, какие из новшеств пойдут ему на пользу, а какие ухудшат его положение. Главное заранее предусмотреть последствия, которые несет в себе Закон № 216-ФЗ.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Индексация зарплаты в 2022 году

Планирует ли ваш работодатель проиндексировать заработные платы в 2022 году?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С